ПРОБЛЕМА ПОКАЯНИЯ В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО “ГРОЗА”.
ПРОБЛЕМА ПОКАЯНИЯ ВПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО “ГРОЗА”.
В трагедии Островского “Гроза” былишироко поставлены проблемы нравственности.На примере провинциального города Калиноваон показал царящие там нравы. Он изобразилжестокость людей, живущих по старинке, по “Домострою”,и разгульность молодого поколения. Всеперсонажи трагедии группируются на двечасти. Те, кто считают, что можно получитьпрощение за любой грех, если потомпокаяться, а другая часть считает, что загрехом следует наказание и нет от негоспасения. Здесь возникает одна из важнейшихпроблем человека в целом и “Грозы” вчастности.
Покаяние как проблема появилось оченьдавно. Тогда, когда человек поверил в то, чтоесть высшая сила, и убоялся ее. Он сталстараться вести себя так, чтобыумилостивить своим поведением Бога. Людипостепенно вырабатывали способыумилостивления Бога через определенныедействия или поступки. Все нарушения этогокодекса считались неугодными Богу — грехом.Сначала люди просто приносили жертвы богам,делясь с ними тем, что имели. Апогеем этихотношений становится человеческоежертвоприношение. В противовес этомувозникают религии монотеистические, тоесть признающие одного бога. Эти религииотказались от жертвоприношения и создаликодексы, определяющие нормы поведения человека.Эти кодексы стали святынями, так каксчитается, что они начертаны силами богов.Примерами таких книг являются Библияхристиан и Коран мусульман.
Нарушение устных или письменных нормявляется грехом и должно караться. Еслисначала человек боялся быть убитым на месте,то после он начинает бояться за своюзагробную жизнь. Человек начинаетбеспокоиться о том, куда попадет его душапосле смерти: в вечное блаженство или ввечное страдание. В блаженные места можнобыло попасть за праведное поведение, то естьсоблюдение норм, а грешники попадают туда,где будут вечно страдать. Тут-то и возникаетпокаяние, так как редкий человек могпрожить, не совершая грехов, и перечеркнутьсвою жизнь из-за нескольких грехов былострашно для всех. Поэтому появляетсявозможность спастись от наказания, вымоливу бога прощение. Таким образом, любойчеловек, даже последний грешник, получаетнадежду на спасение, если покается.
В “Грозе” проблема покаяния являетсянаиболее остро поставленной. Главнаягероиня трагедии — Катерина находится встрашных муках совести. Она рвется междузаконным мужем и Борисом, праведной жизньюи падением. Она не может запретить себе любитьБориса, но она сама себя казнит в душе,считая, что этим она отвергает Бога, так какмуж для жены — это как Бог для церкви.Поэтому, изменяя мужу, она предает Бога, азначит, теряет всякую возможность спасения.Этот грех она считает непростительным ипоэтому отрицает для себя возможностьпокаяния. Катерина очень набожная женщина,с детства она привыкла молиться Богу и дажевидела ангелов, вот почему ее мучения стольсильны. Эти страдания доводят ее до того,что она, опасаясь кары Божьей,олицетворяющейся в виде грозы, бросается вноги мужу и признается ему во всем, отдаваясвою жизнь в его руки. На это признание людиреагируют по-разному, выявляя своеотношение к возможности покаяния.Кабанова предлагает зарыть ее в землюживьем, то есть считает, что нетвозможности ее простить. Тихон же, наоборот,прощает Катерину, то есть верит в то, что онаполучит прощение от Бога.
Катерина верит в покаяние, так какопасается, что умрет внезапно не потому,что жизнь ее прервется, а потому, что боитсяпредстать перед Богом непокаявшейся, совсеми своими грехами.
Отношение людей к возможности покаянияпроявляется во время грозы. Грозаолицетворяет собой гнев Божий, и поэтомулюди при виде грозы пытаются ее избежать.Некоторые ведут себя по-особенному.Например, Кулигин хочет построитьгромоотводы и спасти от грозы людей,поэтому он считает, что люди могут спастисьот кары Божьей, если покаются, тогда гневБожий исчезнет через покаяние, как молнииуходят в землю через громоотвод. Дикой жесчитает, что от гнева Божьего нельзяукрыться, то есть он не верит в возможностьпокаяния. Хотя надо заметить, что он можеткаяться, так как кидается в ноги к мужику ипросит прощения у него за то, что обругал.
Муки совести доводят Катерину до того, чтоона начинает думать о самоубийстве.Самоубийство в христианстве является однимиз самых тяжких грехов. Человек словноотвергал Бога, поэтому усамоубийц не было надежды на спасение. Тутвозникает вопрос:
как такая набожная Катерина смогласовершить самоубийство, зная, что этим онагубит свою душу? Может, она вовсе и не верилав Бога по-настоящему? Но этому можнопротивопоставить то, чтоона считала свою душу уже загубленной ипросто не захотела жить дальше в такихмучениях, без надежды на спасение. Перед нейвозникает гамлетовский вопрос — быть илине быть? Сносить мучения на земле и знать тозло, которое здесь есть, или же совершитьсамоубийство и прекратить свои мучения наземле. Но никто не знает точно, что естьпосле смерти и не будет ли хуже. Катеринадоведена до отчаяния отношением к ней людейи муками совести, поэтому она отвергаетвозможность спасения. Но в развязкеполучается так, что у нее есть надежда наспасение, так как она не тонет в воде, аразбивается о якорь. Якорь похож на частькреста, где основание обозначает СвятойГрааль — чашу с кровью Господа. СвятойГрааль символизирует спасение. А у Катериныиз головы течет кровь. Таким образом, естьнадежда, что она была прощена и спаслась.
В трагедии Островского “Гроза” былишироко поставлены проблемы нравственности.На примере провинциального города Калиноваон показал царящие там нравы. Он изобразилжестокость людей, живущих по старинке, по “Домострою”,и разгульность молодого поколения. Всеперсонажи трагедии группируются на двечасти. Те, кто считают, что можно получитьпрощение за любой грех, если потомпокаяться, а другая часть считает, что загрехом следует наказание и нет от негоспасения. Здесь возникает одна из важнейшихпроблем человека в целом и “Грозы” вчастности.
Покаяние как проблема появилось оченьдавно. Тогда, когда человек поверил в то, чтоесть высшая сила, и убоялся ее. Он сталстараться вести себя так, чтобыумилостивить своим поведением Бога. Людипостепенно вырабатывали способыумилостивления Бога через определенныедействия или поступки. Все нарушения этогокодекса считались неугодными Богу — грехом.Сначала люди просто приносили жертвы богам,делясь с ними тем, что имели. Апогеем этихотношений становится человеческоежертвоприношение. В противовес этомувозникают религии монотеистические, тоесть признающие одного бога. Эти религииотказались от жертвоприношения и создаликодексы, определяющие нормы поведения человека.Эти кодексы стали святынями, так каксчитается, что они начертаны силами богов.Примерами таких книг являются Библияхристиан и Коран мусульман.
Нарушение устных или письменных нормявляется грехом и должно караться. Еслисначала человек боялся быть убитым на месте,то после он начинает бояться за своюзагробную жизнь. Человек начинаетбеспокоиться о том, куда попадет его душапосле смерти: в вечное блаженство или ввечное страдание. В блаженные места можнобыло попасть за праведное поведение, то естьсоблюдение норм, а грешники попадают туда,где будут вечно страдать. Тут-то и возникаетпокаяние, так как редкий человек могпрожить, не совершая грехов, и перечеркнутьсвою жизнь из-за нескольких грехов былострашно для всех. Поэтому появляетсявозможность спастись от наказания, вымоливу бога прощение. Таким образом, любойчеловек, даже последний грешник, получаетнадежду на спасение, если покается.
В “Грозе” проблема покаяния являетсянаиболее остро поставленной. Главнаягероиня трагедии — Катерина находится встрашных муках совести. Она рвется междузаконным мужем и Борисом, праведной жизньюи падением. Она не может запретить себе любитьБориса, но она сама себя казнит в душе,считая, что этим она отвергает Бога, так какмуж для жены — это как Бог для церкви.Поэтому, изменяя мужу, она предает Бога, азначит, теряет всякую возможность спасения.Этот грех она считает непростительным ипоэтому отрицает для себя возможностьпокаяния. Катерина очень набожная женщина,с детства она привыкла молиться Богу и дажевидела ангелов, вот почему ее мучения стольсильны. Эти страдания доводят ее до того,что она, опасаясь кары Божьей,олицетворяющейся в виде грозы, бросается вноги мужу и признается ему во всем, отдаваясвою жизнь в его руки. На это признание людиреагируют по-разному, выявляя своеотношение к возможности покаяния.Кабанова предлагает зарыть ее в землюживьем, то есть считает, что нетвозможности ее простить. Тихон же, наоборот,прощает Катерину, то есть верит в то, что онаполучит прощение от Бога.
Катерина верит в покаяние, так какопасается, что умрет внезапно не потому,что жизнь ее прервется, а потому, что боитсяпредстать перед Богом непокаявшейся, совсеми своими грехами.
Отношение людей к возможности покаянияпроявляется во время грозы. Грозаолицетворяет собой гнев Божий, и поэтомулюди при виде грозы пытаются ее избежать.Некоторые ведут себя по-особенному.Например, Кулигин хочет построитьгромоотводы и спасти от грозы людей,поэтому он считает, что люди могут спастисьот кары Божьей, если покаются, тогда гневБожий исчезнет через покаяние, как молнииуходят в землю через громоотвод. Дикой жесчитает, что от гнева Божьего нельзяукрыться, то есть он не верит в возможностьпокаяния. Хотя надо заметить, что он можеткаяться, так как кидается в ноги к мужику ипросит прощения у него за то, что обругал.
Муки совести доводят Катерину до того, чтоона начинает думать о самоубийстве.Самоубийство в христианстве является однимиз самых тяжких грехов. Человек словноотвергал Бога, поэтому усамоубийц не было надежды на спасение. Тутвозникает вопрос:
как такая набожная Катерина смогласовершить самоубийство, зная, что этим онагубит свою душу? Может, она вовсе и не верилав Бога по-настоящему? Но этому можнопротивопоставить то, чтоона считала свою душу уже загубленной ипросто не захотела жить дальше в такихмучениях, без надежды на спасение. Перед нейвозникает гамлетовский вопрос — быть илине быть? Сносить мучения на земле и знать тозло, которое здесь есть, или же совершитьсамоубийство и прекратить свои мучения наземле. Но никто не знает точно, что естьпосле смерти и не будет ли хуже. Катеринадоведена до отчаяния отношением к ней людейи муками совести, поэтому она отвергаетвозможность спасения. Но в развязкеполучается так, что у нее есть надежда наспасение, так как она не тонет в воде, аразбивается о якорь. Якорь похож на частькреста, где основание обозначает СвятойГрааль — чашу с кровью Господа. СвятойГрааль символизирует спасение. А у Катериныиз головы течет кровь. Таким образом, естьнадежда, что она была прощена и спаслась.