Русские сочинения
-
Островский А.Н.
-
Гроза
-
«Темное царство» в драме А.Н.Островского «Гроза»: Дикой и Кабаниха
«Темное царство» в драме А.Н.Островского «Гроза»: Дикой и Кабаниха
«Темное царство» в драме А.Н.Островского «Гроза»: Дикой и Кабаниха
Наивысшим художественным достижением А.Н.Островского в предреформенные годы стала драма " Гроза".Действие драмы А.Н
Островского «Гроза» происходит в провинциальном городе Калинове, расположенном на берегу Волги .«Вид
необыкновенный! Красота! Душа радуется!»-восклицает Кулигин, один из местных жителей.Но на фоне этого прекрасного пейзажа
рисуется безотрадная картина жизни.
Жизнь Калинова и подобных ему городов России того времени Добролюбов назвал «темным царством».Сонное, спокойное,
размеренное существование. Большую часть времени калиновцы проводят дома, где за высокими стенами и крепкими замками
неторопливо едят, занимаются какими- нибудь домашними делами, спят.«спать ложатся очень рано, так что непривычному
человеку трудно и выдержать такую сонную ночь».по праздникам житеи неторопливо, чинно прогуливаются по бульвару, но
«и то один вид делают, что гуляют, а сами ходят туда наряды показывать».У обывателей Калинова нет стремления к
познанию культуры, науки, их не интересуют новые идеи и мысли. Люди суеверны, покорны по их мнению, «и Литва с неба
упала».Источниками новостей, слухов являются странницы, богомолки, «калики перехожие».«По немощи своей» они далеко
не ходили, но «слыхать- много слыхали».
За внешним спокойствием жизни кроются мрачные мысли, темный быт самодуров, не признающих человеческое достоинство.
Представителями «темного царства» являются Дикой и Кабаниха. Дикой — законченный тип купца- самодура, смысл жизни
которого заключается в том, чтобы любыми средствами сколотить капитал. Властная и суровая Кабаниха — еще более зловещая
и мрачная представительница Домостроя.Она строго соблюдает все обычаи и порядки патриархальной старины, поедом ест
домашних, проявляет ханжество, одаряя нищих, не терпит ни в ком проявления личной воли.
Основой взаимоотношений людей в Калинове является материальная зависимость. Здесь деньги решают все. Автор подчеркивает
, что из-за наживы купцы портят друг другу торговлю, постоянно ссорятся между собой, вредят своим вчерашним друзьям :
" Я уж потрачусь, да и ему станет в копеечку". Борис не осмеливается защитить себя от оскорблений Докого, так как по
завещанию он может получитьнаследство только при условии, если будет почтителен своему дяде. Напримере Дикого
прослеживается характер человека, находящегося во власти денег. Один из самых богатых людей Калиного, Дикой опускается
до прямого жульничества :" Не доплачу я им по какой- нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются
, так оно мне и хорошо!" Брань, ругань по любому поводу — это не только привычное оброщение с людьми, это его натура,
его характер, даже больше того — содержание жизни. Самодурство Дикого не знает границ.Он не дает спокойно жить своим
домашним. Когда хозяин бал не вдухе, !
" все прятались по чердакам и чуланам". Однако в типичном самодурской логике его есть один интересный момент: ярый
ругатель бывает сам не рад своему характеру:" Друг ты мне, а приди ты у меня просить — обругаю".Не правда ли, мы
ощущаем, что самодурство Дикого дает трещину?
Твердо стоит на страже патриархальных домостроевских порядков старины, ревностно охраняет жизнь своего дома от свежего
ветра перемен Кабанова.В отличие от Дикого, она никогда не ругается, у неё свои методы устрошения: она, «как ржа
железо», точит своих близких, прикрываясь божественными догмами и страданиями о попранной старине.
Любовь сыновнее и материнское чувство не существует в этом доме, они вытравленю, втоптанны в грязь произволом,
ханжеством, злобой.Кабанихе не дает покоя то, что молодым пришелся не по вкусу ее образ жизни, что хочется им жить
по-другому.Главное, в чем виноваты Дикой и Кабанова, — они губительно действуют на окружающих, отравляя им жизнь ,
уничтожая в них светлые чувства, делая их своими рабами.
Между Кабанихой и Диким много общего. Их объединяет деспотизм, суеверие невежество, бессердечность, но Дикой и
Кабаниха не повторяют друг друга, а дополняют. Кабаниха хитрее Дикого.Дикой не прекрывает своего самодурства.Кабаниха же
прячется за бога, которому она якобы служит. Как ниотвратителен Дикой, Кабаниха страшней и вредней него.Авторитет ее
признан всеми, даже Дикой говорит ей:«Ты одна во всем городе разговорить меня можешь». Ведь Дикой своевольничает с
тайним сознанием беззаконности своих действий и поэтому он пасует перед властью человека, опирающегося на на
нравственный закон, или перед вилной личностью дерзко сокрушающей его авторитет. Его невозможно «просветить», но
можно " прекратить ". Марфе игнатьевне Кабановой это легко удается.
Но жизнь не стоит на месте, самодуры ощущают, что их власть ограничивается. Н.Добролюбов отмечает: " Все, кажется,
по-прежнему, все хорошо: Дикой ругает коко хочет… Кабанова держит в страхе своих детей… невестку… А все как-то
неспокойно, нехорошо им.Помимо их, не спромясь их, выросла другая жизнь, с другими началами… и уже посылает
нехорошие видения темному произволу самодурства".
Наивысшим художественным достижением А.Н.Островского в предреформенные годы стала драма " Гроза".Действие драмы А.Н
Островского «Гроза» происходит в провинциальном городе Калинове, расположенном на берегу Волги .«Вид
необыкновенный! Красота! Душа радуется!»-восклицает Кулигин, один из местных жителей.Но на фоне этого прекрасного пейзажа
рисуется безотрадная картина жизни.
Жизнь Калинова и подобных ему городов России того времени Добролюбов назвал «темным царством».Сонное, спокойное,
размеренное существование. Большую часть времени калиновцы проводят дома, где за высокими стенами и крепкими замками
неторопливо едят, занимаются какими- нибудь домашними делами, спят.«спать ложатся очень рано, так что непривычному
человеку трудно и выдержать такую сонную ночь».по праздникам житеи неторопливо, чинно прогуливаются по бульвару, но
«и то один вид делают, что гуляют, а сами ходят туда наряды показывать».У обывателей Калинова нет стремления к
познанию культуры, науки, их не интересуют новые идеи и мысли. Люди суеверны, покорны по их мнению, «и Литва с неба
упала».Источниками новостей, слухов являются странницы, богомолки, «калики перехожие».«По немощи своей» они далеко
не ходили, но «слыхать- много слыхали».
За внешним спокойствием жизни кроются мрачные мысли, темный быт самодуров, не признающих человеческое достоинство.
Представителями «темного царства» являются Дикой и Кабаниха. Дикой — законченный тип купца- самодура, смысл жизни
которого заключается в том, чтобы любыми средствами сколотить капитал. Властная и суровая Кабаниха — еще более зловещая
и мрачная представительница Домостроя.Она строго соблюдает все обычаи и порядки патриархальной старины, поедом ест
домашних, проявляет ханжество, одаряя нищих, не терпит ни в ком проявления личной воли.
Основой взаимоотношений людей в Калинове является материальная зависимость. Здесь деньги решают все. Автор подчеркивает
, что из-за наживы купцы портят друг другу торговлю, постоянно ссорятся между собой, вредят своим вчерашним друзьям :
" Я уж потрачусь, да и ему станет в копеечку". Борис не осмеливается защитить себя от оскорблений Докого, так как по
завещанию он может получитьнаследство только при условии, если будет почтителен своему дяде. Напримере Дикого
прослеживается характер человека, находящегося во власти денег. Один из самых богатых людей Калиного, Дикой опускается
до прямого жульничества :" Не доплачу я им по какой- нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются
, так оно мне и хорошо!" Брань, ругань по любому поводу — это не только привычное оброщение с людьми, это его натура,
его характер, даже больше того — содержание жизни. Самодурство Дикого не знает границ.Он не дает спокойно жить своим
домашним. Когда хозяин бал не вдухе, !
" все прятались по чердакам и чуланам". Однако в типичном самодурской логике его есть один интересный момент: ярый
ругатель бывает сам не рад своему характеру:" Друг ты мне, а приди ты у меня просить — обругаю".Не правда ли, мы
ощущаем, что самодурство Дикого дает трещину?
Твердо стоит на страже патриархальных домостроевских порядков старины, ревностно охраняет жизнь своего дома от свежего
ветра перемен Кабанова.В отличие от Дикого, она никогда не ругается, у неё свои методы устрошения: она, «как ржа
железо», точит своих близких, прикрываясь божественными догмами и страданиями о попранной старине.
Любовь сыновнее и материнское чувство не существует в этом доме, они вытравленю, втоптанны в грязь произволом,
ханжеством, злобой.Кабанихе не дает покоя то, что молодым пришелся не по вкусу ее образ жизни, что хочется им жить
по-другому.Главное, в чем виноваты Дикой и Кабанова, — они губительно действуют на окружающих, отравляя им жизнь ,
уничтожая в них светлые чувства, делая их своими рабами.
Между Кабанихой и Диким много общего. Их объединяет деспотизм, суеверие невежество, бессердечность, но Дикой и
Кабаниха не повторяют друг друга, а дополняют. Кабаниха хитрее Дикого.Дикой не прекрывает своего самодурства.Кабаниха же
прячется за бога, которому она якобы служит. Как ниотвратителен Дикой, Кабаниха страшней и вредней него.Авторитет ее
признан всеми, даже Дикой говорит ей:«Ты одна во всем городе разговорить меня можешь». Ведь Дикой своевольничает с
тайним сознанием беззаконности своих действий и поэтому он пасует перед властью человека, опирающегося на на
нравственный закон, или перед вилной личностью дерзко сокрушающей его авторитет. Его невозможно «просветить», но
можно " прекратить ". Марфе игнатьевне Кабановой это легко удается.
Но жизнь не стоит на месте, самодуры ощущают, что их власть ограничивается. Н.Добролюбов отмечает: " Все, кажется,
по-прежнему, все хорошо: Дикой ругает коко хочет… Кабанова держит в страхе своих детей… невестку… А все как-то
неспокойно, нехорошо им.Помимо их, не спромясь их, выросла другая жизнь, с другими началами… и уже посылает
нехорошие видения темному произволу самодурства".