ВАРВАРА И КАТЕРИНА В ДРАМЕ А.Н.ОСТРОВСКОГО “ГРОЗА”
ВАРВАРА И
КАТЕРИНА В ДРАМЕ А.Н.ОСТРОВСКОГО “ГРОЗА”
В 1856 году
Островский участвовал в “Литературной
экспедиции”, организованной Морским
министерством с целью изучения быта и
нравов приволжских жителей, занимающихся
рыболовством и судоходством. Островский
взял на себя исследование быта жителей
Верхней Волги. Материалы его наблюдений
послужили основой для создания цикла
произведений. Одна из этих пьес — драма “Гроза”.
“Гроза” была начата в июне и закончена 9
октября 1859 года. В 1860 году впервые
опубликована в журнале “Библиотека для
чтения”. 31 октября 1859 года разрешена для
сцены, премьера в Малом театре состоялась 16
ноября 1859 года. “Гроза” вызвала бурю
откликов и нашла широчайшее признание на
сцене и среди критиков не только в нашей
стране, но и
за рубежом.
Катерина —
центральный персонаж драмы. С ее помощью
Островский хотел показать быт и духовную
жизнь провинциального городка, жизнь,
типичную для того времени. Вольной
свободолюбивой душе приходилось очень
трудно. А Катерина была вольнолюбивой, как
птица. Ее отличает сильный характер,
решительность. И в то же время у нее была
тонкая, чувствительная душа. Выросла она в
семье, где ее любили и понимали, а в
замужестве она как птица в клетке, и не
может смириться с унижением своего
достоинства в
семье мужа.
Бориса она
любит глубоко и не боится в этом признаться
принародно. Но слабый и малодушный человек
не смог отстоять свое чувство. Катерина
ощущает одиночество.
Смерть
Катерины — это своеобразный вызов
домостроев-щине, неповиновение Кабанихе. “А
уж коли очень мне здесь опостынет, так не
удержат меня никакой силой. В окно
выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь
жить, так не стану, хоть ты меня режь!”
Другой
женский тип в “Грозе” — Варвара, которая
почти лишена чувства ответственности за
свои поступки, ей непонятны терзания
Катерины: “А по-моему: делай, что хочешь,
только бы шито да крыто было”. В то же время
Варвара жалеет Катерину: “Молоду тебя
замуж-то отдали, погулять-то тебе в девках
не пришлось: вот у тебя сердце-то и не
уходилось еще”. Она
ее понимает, но не до конца. И все потому, что
выросла она в другой среде. “И я не
обманщица была, да выучилась, когда нужно
стало”.
Пьеса
позволяет нам увидеть два типа русских
женщин: умеющих, как Варвара,
приспосабливаться к любым условиям и тип
чистых, глубоких натур, не желающих терпеть
унижения их достоинства, пытающихся, как
Катерина, своей смертью расшевелить мир “темного
царства”.