Русские сочинения
-
Островский А.Н.
-
Лес
-
ГЕРОИНЯ ПЬЕС ОСТРОВСКОГО "ГРОЗА", "БЕСПРИДАННИЦА", "ЛЕС"
ГЕРОИНЯ ПЬЕС ОСТРОВСКОГО "ГРОЗА", "БЕСПРИДАННИЦА", "ЛЕС"
ГЕРОИНЯ ПЬЕСОСТРОВСКОГО «ГРОЗА», «БЕСПРИДАННИЦА»,
Два емких художественных символа скрепляютсмысл «Грозы». Первый
— заглавный, мощный катаклизм, пронесшийсяне только в природе, но и в людскомсообществе и разбивший изнемогшую отизбытка невостребованных запасов любвидушу героини. Второй — великая река, вкоторую бросилась несчастная женщина, ееколыбель и ее могила. Общее значение этихобразов-символов — свобода. Свобода и любовь- вот главное, что было в характере Катерины.Она и в Бога верила свободно, не из-под палки,и власти старших покорялась так же, потомучто слабо признавала авторитет. Пособственной свободной воле она согрешила, акогда отказали ей в покаянии, сама себяпокарала. Причем самоубийство дляверующего человека- грех еще более страшный,но Катерина пошла на это. Порыв к свободе, кволе оказался у нее сильнее страхазагробных мучений, но, вероятнее, сказаласьее надежда на милосердие Божие, ибо БогКатерины, несомненно, воплощенная доброта ипрощение.
Катерина — истинно трагическая героиня.Герой трагедии всегда нарушительнекоторого порядка, закона. Хотя онсубъективно и не хочет ничего нарушать, нообъективно его поступок оказываетсянарушением. За это его постигает каранекоей надличной силы, которой частовыступает сам же герой трагедии. Такова иКатерина. Она и мысли не имела протестоватьпротив мира и порядков, в которых она жила (ичто безосновательно прписал ей Добролюбов).Но свободно отдавшись впервые посетившемуее свободному чувству, она нарушилапатриархальный покой и неподвижность.Конфликта с миром, с окружающим у нее небыло. Причиной ее гибели стал внутреннийконфликт ее сердца. Мир русскойпатриархальной жизни (а Катерина естьвысшее, полное выражение самого лучшего,самого поэтического и живого в этом мире) вКатерине сам взорвался изнутри, потому чтоиз него стала уходить свобода, т.е. самажизнь.
В сорока оригинальных пьесах Островскогоиз современной ему жизни практически нетгероев-мужчин. Героев в смыслеположительных персонажей, занимающихцентральное место в пьесе. Вместо них уОстровского героини — любящие, страдающиедуши. Катерина Кабанова
— лишь одна из их множества. Ее характерчасто сравнивают с характером ЛарисыОгудаловой из «Бесприданницы».Основанием для сравнения являются любовныестрадания, равнодушие и жестокостьокружающих и, главное, гибель в финале. Но итолько. По сути характеров Катерина иЛариса, скорее, антиподы. Лариса не имеетглавного, что есть у Катерины, — цельностихарактера, способности на решительный,энергический, как говорил Добролюбов, поступок.В этом смысле Лариса, безусловно, часть мира,в котором она живет. Но мир «Бесприданницы»иной, нежели в «Грозе»: в 1878 году, когданаписана пьеса, в России утвердилсякапитализм. В «Грозе» лишь начало его.Купцы «Грозы» только становятсябуржуазией, это проявляется в том, чтотрадиционные для них патриархальныеотношения отживают, мертвеют, возможностидля личности, подобной Катерине, проявитьсвои устремления к свободе, оставаясь в ихпределах, утрачиваются, утверждается обмани лицемерие (Кабаниха,Варвара), которые так противны Катерине.Лариса — тоже жертва обмана и лицемерия, но унее иные жизненные ценности, немыслимые дляКатерины.
Прежде всего, Лариса получилаевропеизированное воспитание иобразование. Она ищет возвышенно-красивойлюбви, изящно-красивойжизни. Для этого, в конечном итоге, ей нужнобогатство. Конечно, Карандышев во всехотношениях ей не пара. Но и ее кумир,воплощение ее идеалов, блестящий баринПаратов еще хуже. Неопытность молодости иприверженность губительным ценностямвлекут Ларису в его объятия, как бабочкупламя свечи. А силы характера, цельностинатуры нет. Казалось бы, образованная икультурная Лариса должна была выразитьхоть какой-то протест в отличие от Катерины.Но нет, она слабая во во всех отношенияхнатура. Слабая не только для того, чтобыубить себя, когда все рухнуло и все сталопостыло, но даже для того, чтобы хоть как-топротивостоять глубоко чуждым ей нормамжизни, которая кипит вокруг нее. Не бытьигрушкой в чужих, грязных руках. Прекрасная,как сказал о своей бедной Лизе Карамзин (кстати,недаром Лариса наряжается во 2 актепастушкой, героиней, увы, не состоявшейсяидиллии), душою и телом Лариса самаоказывается выражением обманностиокружающей жизни, пустоты, душевногохолодка, скрывающегося за эффектнымвнешним блеском.
Весенняя сказка «Снегурочка» (1873) всилу своей фольклорной формы удалена отсоциальной реальности российскогообщества времен и Катерины, и Ларисы, но всилу этого же обстоятельства пьеса многоеобъясняет в представлениях Островского оприроде женских характеров, чувств, осмысле любви. В «Снегурочке» двегероини, обе испытывают любовные муки, но по-разному,потому что Снегурочка и Купава воплощаютразные типы женских характеров. Купава вомногом похожа на Катерину, роднит их «горячеесердце» (так называется другая пьеса итоже о любви и сердечных муках молодойкупеческой дочки). Главное для них-любовь, вкоторой единственно могут проявить онисвою свободную волю. Ради такой любви ониготовы на все. Но избранник Купавы, торговыйгость по имени Мизгирь,личность тоже весьма волевая и незаурядная,изменяет ей, и только с пастушком ЛелемКупава находит утешение и счастье в браке.
Иное дело Снегурочка. Дочь старика Мороза иветреной красавицы
Весны не знает любви, «девически чиста еедуша», ей странно, что «передрались всепарни за нее». Когда Купава упрекает ее втом, что Снегурочка разлучила ее с женихом — Мизгирем, Снегурочка произносит ключевуюдля своего характера фразу: «Снегурочкачужая вам». Она чужая не тольколюбвеобильной подружкеи ее изменчивому избраннику, но и всему мирубеспечных берендеев, для которых любовь
— главная ценность, смысл и цель жизни.Конечно, в сказке все это получаетфантастическую мотивировку. И столь жесказочно, от матери, повелительницывесеннего пробуждения природы, Снегурочкаполучает великий дар любви и буквальнобросается на шею Мизгирю, который раньшепугал ее силой своей страсти. Но недолго еедевичье счастье, в дело опять вмешиваетсямифологическая сила, и под палящими лучамиСолнца-Ярилы, давнего соперника Мороза встремлении обрести благосклонностьветреной Весны, Снегурочка тает. Последниймонолог ее полон глубокого смысла: великийдар природы, способность любитьдвойственна, Купаву она приводит на вершинуполноты жизни, для Снегурочкиоборачивается гибелью.
Два емких художественных символа скрепляютсмысл «Грозы». Первый
— заглавный, мощный катаклизм, пронесшийсяне только в природе, но и в людскомсообществе и разбивший изнемогшую отизбытка невостребованных запасов любвидушу героини. Второй — великая река, вкоторую бросилась несчастная женщина, ееколыбель и ее могила. Общее значение этихобразов-символов — свобода. Свобода и любовь- вот главное, что было в характере Катерины.Она и в Бога верила свободно, не из-под палки,и власти старших покорялась так же, потомучто слабо признавала авторитет. Пособственной свободной воле она согрешила, акогда отказали ей в покаянии, сама себяпокарала. Причем самоубийство дляверующего человека- грех еще более страшный,но Катерина пошла на это. Порыв к свободе, кволе оказался у нее сильнее страхазагробных мучений, но, вероятнее, сказаласьее надежда на милосердие Божие, ибо БогКатерины, несомненно, воплощенная доброта ипрощение.
Катерина — истинно трагическая героиня.Герой трагедии всегда нарушительнекоторого порядка, закона. Хотя онсубъективно и не хочет ничего нарушать, нообъективно его поступок оказываетсянарушением. За это его постигает каранекоей надличной силы, которой частовыступает сам же герой трагедии. Такова иКатерина. Она и мысли не имела протестоватьпротив мира и порядков, в которых она жила (ичто безосновательно прписал ей Добролюбов).Но свободно отдавшись впервые посетившемуее свободному чувству, она нарушилапатриархальный покой и неподвижность.Конфликта с миром, с окружающим у нее небыло. Причиной ее гибели стал внутреннийконфликт ее сердца. Мир русскойпатриархальной жизни (а Катерина естьвысшее, полное выражение самого лучшего,самого поэтического и живого в этом мире) вКатерине сам взорвался изнутри, потому чтоиз него стала уходить свобода, т.е. самажизнь.
В сорока оригинальных пьесах Островскогоиз современной ему жизни практически нетгероев-мужчин. Героев в смыслеположительных персонажей, занимающихцентральное место в пьесе. Вместо них уОстровского героини — любящие, страдающиедуши. Катерина Кабанова
— лишь одна из их множества. Ее характерчасто сравнивают с характером ЛарисыОгудаловой из «Бесприданницы».Основанием для сравнения являются любовныестрадания, равнодушие и жестокостьокружающих и, главное, гибель в финале. Но итолько. По сути характеров Катерина иЛариса, скорее, антиподы. Лариса не имеетглавного, что есть у Катерины, — цельностихарактера, способности на решительный,энергический, как говорил Добролюбов, поступок.В этом смысле Лариса, безусловно, часть мира,в котором она живет. Но мир «Бесприданницы»иной, нежели в «Грозе»: в 1878 году, когданаписана пьеса, в России утвердилсякапитализм. В «Грозе» лишь начало его.Купцы «Грозы» только становятсябуржуазией, это проявляется в том, чтотрадиционные для них патриархальныеотношения отживают, мертвеют, возможностидля личности, подобной Катерине, проявитьсвои устремления к свободе, оставаясь в ихпределах, утрачиваются, утверждается обмани лицемерие (Кабаниха,Варвара), которые так противны Катерине.Лариса — тоже жертва обмана и лицемерия, но унее иные жизненные ценности, немыслимые дляКатерины.
Прежде всего, Лариса получилаевропеизированное воспитание иобразование. Она ищет возвышенно-красивойлюбви, изящно-красивойжизни. Для этого, в конечном итоге, ей нужнобогатство. Конечно, Карандышев во всехотношениях ей не пара. Но и ее кумир,воплощение ее идеалов, блестящий баринПаратов еще хуже. Неопытность молодости иприверженность губительным ценностямвлекут Ларису в его объятия, как бабочкупламя свечи. А силы характера, цельностинатуры нет. Казалось бы, образованная икультурная Лариса должна была выразитьхоть какой-то протест в отличие от Катерины.Но нет, она слабая во во всех отношенияхнатура. Слабая не только для того, чтобыубить себя, когда все рухнуло и все сталопостыло, но даже для того, чтобы хоть как-топротивостоять глубоко чуждым ей нормамжизни, которая кипит вокруг нее. Не бытьигрушкой в чужих, грязных руках. Прекрасная,как сказал о своей бедной Лизе Карамзин (кстати,недаром Лариса наряжается во 2 актепастушкой, героиней, увы, не состоявшейсяидиллии), душою и телом Лариса самаоказывается выражением обманностиокружающей жизни, пустоты, душевногохолодка, скрывающегося за эффектнымвнешним блеском.
Весенняя сказка «Снегурочка» (1873) всилу своей фольклорной формы удалена отсоциальной реальности российскогообщества времен и Катерины, и Ларисы, но всилу этого же обстоятельства пьеса многоеобъясняет в представлениях Островского оприроде женских характеров, чувств, осмысле любви. В «Снегурочке» двегероини, обе испытывают любовные муки, но по-разному,потому что Снегурочка и Купава воплощаютразные типы женских характеров. Купава вомногом похожа на Катерину, роднит их «горячеесердце» (так называется другая пьеса итоже о любви и сердечных муках молодойкупеческой дочки). Главное для них-любовь, вкоторой единственно могут проявить онисвою свободную волю. Ради такой любви ониготовы на все. Но избранник Купавы, торговыйгость по имени Мизгирь,личность тоже весьма волевая и незаурядная,изменяет ей, и только с пастушком ЛелемКупава находит утешение и счастье в браке.
Иное дело Снегурочка. Дочь старика Мороза иветреной красавицы
Весны не знает любви, «девически чиста еедуша», ей странно, что «передрались всепарни за нее». Когда Купава упрекает ее втом, что Снегурочка разлучила ее с женихом — Мизгирем, Снегурочка произносит ключевуюдля своего характера фразу: «Снегурочкачужая вам». Она чужая не тольколюбвеобильной подружкеи ее изменчивому избраннику, но и всему мирубеспечных берендеев, для которых любовь
— главная ценность, смысл и цель жизни.Конечно, в сказке все это получаетфантастическую мотивировку. И столь жесказочно, от матери, повелительницывесеннего пробуждения природы, Снегурочкаполучает великий дар любви и буквальнобросается на шею Мизгирю, который раньшепугал ее силой своей страсти. Но недолго еедевичье счастье, в дело опять вмешиваетсямифологическая сила, и под палящими лучамиСолнца-Ярилы, давнего соперника Мороза встремлении обрести благосклонностьветреной Весны, Снегурочка тает. Последниймонолог ее полон глубокого смысла: великийдар природы, способность любитьдвойственна, Купаву она приводит на вершинуполноты жизни, для Снегурочкиоборачивается гибелью.