Русские сочинения
-
Пастернак Б.Л.
-
Быть знаменитым некрасиво
-
Восприятие и истолкование стихотворения Б.Пастернака «Быть знаменитым некрасиво»
Восприятие и истолкование стихотворения Б.Пастернака «Быть знаменитым некрасиво»
«Цель литературы – помогать человеку понимать самого себя, поднять его веру в себя и развить в нём стремление к истине, бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество…» — писал М.Горький.
И, действительно, как часто в трудных ситуациях мы обращаемся мысленно к своим любимым героям, к своим любимым книгам, и они подсказывают нам, как повести себя достойно.
Но за каждой книгой стоит судьба живого человека – ее автора, который не просто написал какие-то слова, но выстрадал их, оплатил их своей жизнью. То же самое можно сказать и о Борисе Леонидовиче Пастернаке.
Еще в тридцать втором году Пастернак понимал неразрывную связь стихов поэта и его судьбы. В стихотворении «О, знал бы я, что так бывает» он писал, что «…строчки с кровью убивают/ Нахлынут горлом и убьют!» и добавил, что там, где «кончается искусство/…дышат почва и судьба».
Так, например, стихотворение «Быть знаменитым некрасиво» может показаться простым и незамысловатым. Написано оно классическим четырёхстопным ямбом, зарифмовано самым обычным способом (первая строчка с третьей вторая с четвертой). В нём не используется никакой специфической звукозаписи, игры слов. Но эти простые для понимания строки выстраданы их автором.
Борис Леонидович начинает стихотворение словами:
Быть знаменитым некрасиво,
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.
Кажется, всё понятно, но учтём, что сам Борис Леонидович к моменту написания стихотворения (1956г.) уже знаменит. Его знают на родине и за границей, где Борис Леонидович не стремится к признанию, запоем читают недавно вышедший роман писателя «Доктор Живаго». Но «шумиха и успех» для Пастернака противоречит творчеству, цель которого – самоотдача.
«Позорно, — пишет он,- ничего не знача, / Быть притчей на устах у всех»
Несмотря на то, что Борис Леонидович не стремится к признанию, его роман приносит ему Нобелевскую премию. Это и становится началом трагических событий в его жизни.
Литературная газета назвала присуждение награды писателю «Враждебным актом, направленным против Советского государства…»
С этого момента в России начинается «травля» Пастернака. В газетах публикуются унижающие его статьи (печатается фраза, теперь ставшая крылатой: «Я не читал Пастернака, но знаю: в литературе без лягушек лучше»»), коллеги-писатели издеваются:
«Антисоветскую, заморскую отраву варил на кухне наш идейный враг.
По новому рецепту как приправа был поваром предложен Пастернак.
Весь наш народ плюёт на это блюдо, уже по запаху мы знаем, что откуда»
Сергей Михалков.
В пятьдесят восьмом году Пастернака голосованием исключают из союза писателей. Позже Александр Галич скажет об этом:
И не к терновому венцу
Колесованьем,
А как поленом по лицу,
Голосованьем.
Мы не забудем этот смех
И эту скуку!
Мы поимённо вспомним всех,
Кто поднял руку!
Исключение из Союза писателей означало для уже пожилого человека, что он остается, практически, без средств к существованию. Но Союз писателей не остановился на этом и обратился к правительству с просьбой лишить Пастернака советского гражданства.
сателей не остановился на этом и обратился к правительству с просьбой лишить Пастернака советского гражданства. Это было бы для писателя страшнее смерти. Ведь даже там, где уже кончается искусство, почва и судьба, неразрывно связанные между собой, продолжают дышать. И Пастернак отказывается от Нобелевской премии ради того, чтобы остаться в России. Такое решение может показаться странным (ведь его «травили» в этой стране), но ещё в пятьдесят шестом году в стихотворении «Быть знаменитым некрасиво»он написал:
И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.
Поэтому в письме к Н.С.Хрущёву он пишет: «Я связан с Россией и рождением, жизнью и работой, и не мыслю своей судьбы отдельно и вне её. Выезд за пределы нашей Родины для меня равносилен смерти, поэтому прошу не применять ко мне высшей меры».
Можно сказать, что ещё в пятьдесят шестом году, в стихотворении «Быть знаменитым некрасиво», Пастернак предчувствовал будущие испытания и в нём же сформулировал тот принцип, который позволил ему выдержать все страдания.
Оставшись практически без поддержки, без средств к существованию, осмеянный и оплеванный, накануне смерти он пишет стихотворение «Нобелевская премия», которым в один миг зачёркивает свое унижение.
Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.
Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора –
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
В тысяча девятьсот шестидесятом году Борис Леонидович умирает. Лишь одна газета публикует сообщение о его смерти. И только через семнадцать лет Союз писателей признал его невиновность. Позже Александр Галич напишет:
Вот и смолкли клевета и споры,
Словно взят у вечности отгул.
А над гробом встали марадёры,
И несут почетный караул…Караул!
Я думаю, что каждый человек, который хочет связать свою жизнь с искусством, должен ответить на вопрос, готов ли он так же самоотверженно, как, например, Борис Леонидович Пастернак, жертвовать собой ради правды, ради самого искусства?
А для читателей творчество Пастернака потому так важно, что оно помогает человеку развить стремление к истине, возбуждает стыд, гнев и мужество.
И, действительно, как часто в трудных ситуациях мы обращаемся мысленно к своим любимым героям, к своим любимым книгам, и они подсказывают нам, как повести себя достойно.
Но за каждой книгой стоит судьба живого человека – ее автора, который не просто написал какие-то слова, но выстрадал их, оплатил их своей жизнью. То же самое можно сказать и о Борисе Леонидовиче Пастернаке.
Еще в тридцать втором году Пастернак понимал неразрывную связь стихов поэта и его судьбы. В стихотворении «О, знал бы я, что так бывает» он писал, что «…строчки с кровью убивают/ Нахлынут горлом и убьют!» и добавил, что там, где «кончается искусство/…дышат почва и судьба».
Так, например, стихотворение «Быть знаменитым некрасиво» может показаться простым и незамысловатым. Написано оно классическим четырёхстопным ямбом, зарифмовано самым обычным способом (первая строчка с третьей вторая с четвертой). В нём не используется никакой специфической звукозаписи, игры слов. Но эти простые для понимания строки выстраданы их автором.
Борис Леонидович начинает стихотворение словами:
Быть знаменитым некрасиво,
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.
Кажется, всё понятно, но учтём, что сам Борис Леонидович к моменту написания стихотворения (1956г.) уже знаменит. Его знают на родине и за границей, где Борис Леонидович не стремится к признанию, запоем читают недавно вышедший роман писателя «Доктор Живаго». Но «шумиха и успех» для Пастернака противоречит творчеству, цель которого – самоотдача.
«Позорно, — пишет он,- ничего не знача, / Быть притчей на устах у всех»
Несмотря на то, что Борис Леонидович не стремится к признанию, его роман приносит ему Нобелевскую премию. Это и становится началом трагических событий в его жизни.
Литературная газета назвала присуждение награды писателю «Враждебным актом, направленным против Советского государства…»
С этого момента в России начинается «травля» Пастернака. В газетах публикуются унижающие его статьи (печатается фраза, теперь ставшая крылатой: «Я не читал Пастернака, но знаю: в литературе без лягушек лучше»»), коллеги-писатели издеваются:
«Антисоветскую, заморскую отраву варил на кухне наш идейный враг.
По новому рецепту как приправа был поваром предложен Пастернак.
Весь наш народ плюёт на это блюдо, уже по запаху мы знаем, что откуда»
Сергей Михалков.
В пятьдесят восьмом году Пастернака голосованием исключают из союза писателей. Позже Александр Галич скажет об этом:
И не к терновому венцу
Колесованьем,
А как поленом по лицу,
Голосованьем.
Мы не забудем этот смех
И эту скуку!
Мы поимённо вспомним всех,
Кто поднял руку!
Исключение из Союза писателей означало для уже пожилого человека, что он остается, практически, без средств к существованию. Но Союз писателей не остановился на этом и обратился к правительству с просьбой лишить Пастернака советского гражданства.
сателей не остановился на этом и обратился к правительству с просьбой лишить Пастернака советского гражданства. Это было бы для писателя страшнее смерти. Ведь даже там, где уже кончается искусство, почва и судьба, неразрывно связанные между собой, продолжают дышать. И Пастернак отказывается от Нобелевской премии ради того, чтобы остаться в России. Такое решение может показаться странным (ведь его «травили» в этой стране), но ещё в пятьдесят шестом году в стихотворении «Быть знаменитым некрасиво»он написал:
И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.
Поэтому в письме к Н.С.Хрущёву он пишет: «Я связан с Россией и рождением, жизнью и работой, и не мыслю своей судьбы отдельно и вне её. Выезд за пределы нашей Родины для меня равносилен смерти, поэтому прошу не применять ко мне высшей меры».
Можно сказать, что ещё в пятьдесят шестом году, в стихотворении «Быть знаменитым некрасиво», Пастернак предчувствовал будущие испытания и в нём же сформулировал тот принцип, который позволил ему выдержать все страдания.
Оставшись практически без поддержки, без средств к существованию, осмеянный и оплеванный, накануне смерти он пишет стихотворение «Нобелевская премия», которым в один миг зачёркивает свое унижение.
Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.
Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора –
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
В тысяча девятьсот шестидесятом году Борис Леонидович умирает. Лишь одна газета публикует сообщение о его смерти. И только через семнадцать лет Союз писателей признал его невиновность. Позже Александр Галич напишет:
Вот и смолкли клевета и споры,
Словно взят у вечности отгул.
А над гробом встали марадёры,
И несут почетный караул…Караул!
Я думаю, что каждый человек, который хочет связать свою жизнь с искусством, должен ответить на вопрос, готов ли он так же самоотверженно, как, например, Борис Леонидович Пастернак, жертвовать собой ради правды, ради самого искусства?
А для читателей творчество Пастернака потому так важно, что оно помогает человеку развить стремление к истине, возбуждает стыд, гнев и мужество.