Стихотворения Юрия Живаго
Сборник представляет собой 17-ю, заключительную главу романа «Доктор Живаго» и по замыслу автора принадлежит главному герою этого произведения. Не все стихотворения напрямую связаны с сюжетом романа, однако все обнаруживают глубинную, идейно-тематическую связь с происходящими в нем событиями. Они создавались Пастернаком в период с 1946 по 1953 год; «отказ» поэта от их авторства обусловлен особого рода автобиографичностью романа, заключающейся не столько в схожести жизненных путей автора и его героя, сколько в близости их мироощущения и убеждений.
Гамлет. См. раздел «Анализ стихотворения».
Фарисейство — Здесь: лицемерие, ханжество.
На Страстной. Стихотворение точно передает смысл и порядок Службы Страстей Христовых. Последняя неделя Великого поста носит название Страстной И посвящена воспоминанию о страданиях Иисуса Христа и о принесенной им искупительной жертве.
Великий (или Страстной) Четверг Соответствует пасхальной вечери Христа с учениками, Великая Пятница — Осуждению, распятию и погребению Христа. В ночь с Пятницы на Субботу процессия, символизирующая погребение, обносит вокруг храма Плащаницу — Полотно с изображением Христа во гробе после снятия с креста. По окончании Страстной Недели празднуется Пасха — Главный христианский праздник, установленный в воспоминание о Воскресении Иисуса Христа на третий день после распятия.
Псалтырь — сборник из 150 псалмов; одна из канонических книг Ветхого Завета и наиболее употребительных Священных книг в православном богослужении.
Притвор — Часть храма при входе.
Просфора — Небольшой круглый хлеб, использующийся в православном богослужении в Таинстве Причащения.
Паперть --крыльцо храма; обычное месторасположение нищих и калек.
Ковчег — Ларец или сосуд для хранения предметов, относящихся к Таинству Причастия.
Апостол — Богослужебная книга, включающая в свой состав Деяния Апостолов, их Послания и Апокалипсис.
Стихотворение знаменательно соотнесением смерти и Воскресения Христа со смертью и весенним возрождением природы, а также представлением о том, что Воскресение требует духовного усилия.
Шестое августа — особый день для Пастернака: именно этот день, когда 13-летним мальчиком он упал со скачущей во весь опор лошади, поэт считал началом своего творческого служения: «Еще накануне, помнится, я не представлял себе вкуса творчества. Существовали только произведения как внушенные состояния, которые оставалось только испытать на себе. И первое пробуждение в ортопедических путах принесло с собою новое: способность распоряжаться непрошеным, начинать собою то, что до сих пор приходило без начала...». Теперь же, через 50 лет после того знаменательного события, поэт в стихотворении «Август» Прощается с «творчеством и чудотворством». Для Пастернака было особенно важно, что по старому стилю 6 августа праздновалось Преображение Господне — Второй Спас — праздник, посвященный преображению Иисуса Христа перед лицом учеников на горе Фавор, Когда Он явился им в Своей Божественной славе: «просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет» (Матф.
осияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет» (Матф.17, 2).
Зимняя ночь. «Свеча горела на столе, свеча горела» — с этих строк, лейтмотивом звучащих в стихотворении, для Юрия Живаго, героя романа Б. Пастернака «Доктор Живаго», началось творчество. Стихотворение построено на противопоставлении бушующей стихии за окном (возможно, образа мирового хаоса) — и земной любви двух человек, любви, утверждающей свой высший смысл и свое право на жизнь перед лицом этого враждебного всему живому хаоса. Так что недаром вопреки всему горит на столе свеча — символ человеческой души, человеческой жизни.
Гамлет. См. раздел «Анализ стихотворения».
Фарисейство — Здесь: лицемерие, ханжество.
На Страстной. Стихотворение точно передает смысл и порядок Службы Страстей Христовых. Последняя неделя Великого поста носит название Страстной И посвящена воспоминанию о страданиях Иисуса Христа и о принесенной им искупительной жертве.
Великий (или Страстной) Четверг Соответствует пасхальной вечери Христа с учениками, Великая Пятница — Осуждению, распятию и погребению Христа. В ночь с Пятницы на Субботу процессия, символизирующая погребение, обносит вокруг храма Плащаницу — Полотно с изображением Христа во гробе после снятия с креста. По окончании Страстной Недели празднуется Пасха — Главный христианский праздник, установленный в воспоминание о Воскресении Иисуса Христа на третий день после распятия.
Псалтырь — сборник из 150 псалмов; одна из канонических книг Ветхого Завета и наиболее употребительных Священных книг в православном богослужении.
Притвор — Часть храма при входе.
Просфора — Небольшой круглый хлеб, использующийся в православном богослужении в Таинстве Причащения.
Паперть --крыльцо храма; обычное месторасположение нищих и калек.
Ковчег — Ларец или сосуд для хранения предметов, относящихся к Таинству Причастия.
Апостол — Богослужебная книга, включающая в свой состав Деяния Апостолов, их Послания и Апокалипсис.
Стихотворение знаменательно соотнесением смерти и Воскресения Христа со смертью и весенним возрождением природы, а также представлением о том, что Воскресение требует духовного усилия.
Шестое августа — особый день для Пастернака: именно этот день, когда 13-летним мальчиком он упал со скачущей во весь опор лошади, поэт считал началом своего творческого служения: «Еще накануне, помнится, я не представлял себе вкуса творчества. Существовали только произведения как внушенные состояния, которые оставалось только испытать на себе. И первое пробуждение в ортопедических путах принесло с собою новое: способность распоряжаться непрошеным, начинать собою то, что до сих пор приходило без начала...». Теперь же, через 50 лет после того знаменательного события, поэт в стихотворении «Август» Прощается с «творчеством и чудотворством». Для Пастернака было особенно важно, что по старому стилю 6 августа праздновалось Преображение Господне — Второй Спас — праздник, посвященный преображению Иисуса Христа перед лицом учеников на горе Фавор, Когда Он явился им в Своей Божественной славе: «просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет» (Матф.
осияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет» (Матф.17, 2).
Зимняя ночь. «Свеча горела на столе, свеча горела» — с этих строк, лейтмотивом звучащих в стихотворении, для Юрия Живаго, героя романа Б. Пастернака «Доктор Живаго», началось творчество. Стихотворение построено на противопоставлении бушующей стихии за окном (возможно, образа мирового хаоса) — и земной любви двух человек, любви, утверждающей свой высший смысл и свое право на жизнь перед лицом этого враждебного всему живому хаоса. Так что недаром вопреки всему горит на столе свеча — символ человеческой души, человеческой жизни.