Русские сочинения
-
Пастернак Б.Л.
-
Доктор Живаго
-
Взаимоотношение человека и революционной эпохи в романе «Доктор Живаго»
Взаимоотношение человека и революционной эпохи в романе «Доктор Живаго»
Главный герой романа Юрий Живаго врач и поэт, пожалуй, поэт даже больше, чем врач. Для Пастернака поэт это «вечности заложник у времени в плену», то есть взгляд Юрия Живаго на исторические события это взгляд с точки зрения вечности. Он может ошибаться, принять временное за вечное. В октябре семнадцатого года Юрий принимает революцию с энтузиазмом, называя ее «великолепной хирургией». Но после того как его ночью арестовывают красноармейцы, приняв за шпиона, а затем допрашивает военком Стрельников, Юрий говорит: «Я был настроен очень революционно, а теперь думаю, что насильственностью ничего не возьмешь».
Юрий Живаго «выходит из игры», отказывается от медицины и о врачебной специальности умалчивает, не принимает сторону ни одного из враждующих лагерей, чтобы быть духовно независимым человеком, чтобы под давлением любых обстоятельств оставаться самим собой, «не отступиться от лица». Проведя в плену у партизан более года, Юрий прямо говорит командиру: «Когда я слышу о переделке жизни я теряю власть над собой и впадаю в отчаяние вечно себя переделывает и претворяет, она сама куда выше наших с вами тупоумных теорий». Этим Юрий показывает, что сама жизнь должна решить исторический спор о том кто прав, а кто нет.
Б. Л. Пастернак написал роман «Доктор Живаго» в прозе, но он талантливый поэт и не мог не излить свою душу на страницах романа более близким сердцу способом в стихах. Книга стихотворений Юрия Живаго, выделенная в отдельную главу, совершенно органична основному тексту романа. Она его часть, а не стихотворная вставка. В этих стихах Юрий Живаго говорит о своем времени и о себе это его духовная биография. Открывается книга стихотворений темой предстоящих страданий и сознанием их неизбежности, а заканчивается темой добровольного их принятия и искупительной жертвы. В стихотворении «Гефсиманский сад» словами Иисуса Христа, обращенными к апостолу Петру: «Спор нельзя решить железом. Вложи свой меч на место, человек», Юрий говорит, что установить истину, разрешить исторический спор с помощью оружия нельзя. Такие люди, как Б. Л. Пастернак, пример мужества для нас, опальный, гонимый, «непечатаемый», он остался человеком с большой буквы.
Юрий Живаго «выходит из игры», отказывается от медицины и о врачебной специальности умалчивает, не принимает сторону ни одного из враждующих лагерей, чтобы быть духовно независимым человеком, чтобы под давлением любых обстоятельств оставаться самим собой, «не отступиться от лица». Проведя в плену у партизан более года, Юрий прямо говорит командиру: «Когда я слышу о переделке жизни я теряю власть над собой и впадаю в отчаяние вечно себя переделывает и претворяет, она сама куда выше наших с вами тупоумных теорий». Этим Юрий показывает, что сама жизнь должна решить исторический спор о том кто прав, а кто нет.
Б. Л. Пастернак написал роман «Доктор Живаго» в прозе, но он талантливый поэт и не мог не излить свою душу на страницах романа более близким сердцу способом в стихах. Книга стихотворений Юрия Живаго, выделенная в отдельную главу, совершенно органична основному тексту романа. Она его часть, а не стихотворная вставка. В этих стихах Юрий Живаго говорит о своем времени и о себе это его духовная биография. Открывается книга стихотворений темой предстоящих страданий и сознанием их неизбежности, а заканчивается темой добровольного их принятия и искупительной жертвы. В стихотворении «Гефсиманский сад» словами Иисуса Христа, обращенными к апостолу Петру: «Спор нельзя решить железом. Вложи свой меч на место, человек», Юрий говорит, что установить истину, разрешить исторический спор с помощью оружия нельзя. Такие люди, как Б. Л. Пастернак, пример мужества для нас, опальный, гонимый, «непечатаемый», он остался человеком с большой буквы.