Русские сочинения
-
Пастернак Б.Л.
-
Разное
-
" Быть знаменитым некрасиво..." (образ поэта в лирике Б. И. Пастернака ).
" Быть знаменитым некрасиво..." (образ поэта в лирике Б. И. Пастернака ).
Взгляды Бориса Пастернака, как и у всех людей, менялись с течением жизни. Хотя в его случае, мировоззрение не претерпевало кардинальных изменений, а вскоре наслаивались одно на другое, каждый из слоёв, опираясь на предыдущий, тем не менее несли в себе отражение этапов жизни автора и страны в целом. возрастных переживаний, присущих каждому, настроения общества и его слоёв.
Пастернак уверенным шагом вступил на путь творчества в начале 20-го века.
Его произведения — живое свидетельство горестей, утрат, стремлений той эпохи.
Максимализм, так отчаянно преследующий всех нас в раннем возрасте, не был чужд и юному Борису. Видимо это связано с тем периодом взросления, когда начинает казаться, что годы уходят, а ты ещё ничего не успел. Пастернак призывает художника к непрерывной напряжённой работе сердца и ума:
Не спи, не спи, работай,
Не прерывай труда,
Не спи, борись с дремотой,
Как лётчик, как звезда.
Не спи, не спи, художник,
Не прерывайся сну.
Ты — времени заложник
У вечности в плену.
Хотя, если вдуматься, то эти строки посвящены не только безвозмездно ускользающему вдаль времени. Мне кажется, что поэт этими строками выражает свои требования к творчеству человека.
Поэт, как свидетель эпохи, выполняет роль зеркала. Не только отражая мир в своём творчестве, но и преломляя его, формируя суждения. демонстрируя новый, невидимый ракурс происходящих событий.
призыв «не спать» кажется банальным на первый взгляд. В нём скорее выражен призыв непрерывно следовать в своём творчестве в одну ногу со временем, не забывая о том, что твоё творчество может застрять в этом времени на многие годы и столетия:
«Ты — времени заложник
У вечности в плену.»
Первым из пяти стихотворений, напечатанных в альманахе «Лирика» в 1913 году, Пастернак неизменно открывал свои сборники:
Февраль. Досталь чернил и плакать?
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною чёрною горит.
Размышлять о столь томных строках можно беспрерывно. Если учесть ещё и значимость и для поэта: не зря же он ставил его во главу каждой новой книги.
«Достать чернил и плакать?» Не значит ли это, что поэт каждую строчку стиха пропускает через свою душу? А может быть стих для Пастернака лишь способ рассказать о наболевшем, способ очиститься, как очищают слезы? Кажется неуместным сочетания февраля и грохочущей слякоти весны. Быстрый переход, описывающий рыдания, наталкивает на мысли, что стихи, написанные после происшедших событий, несут в себе отпечаток нынешних происшествий.
К революционному 1917 году Пастернак уже выпустил два сборника своих стихов. Первый из них — «Близнец в тучах» в 1914 году, второй — «Поверх барьеров» — в 1916.
Летом 1916 года (вернувшись в Москву) пишет книгу лирики «Сестра моя — жизнь». Это был первый серьёзный прорыв в его творчестве, поставивший его в один ряд с великими именами того времени. Он явился трамплином, обусловившим дальнейший взлёт поэта в 1917 — 1918 годах.
Пастернак пишет свою четвёртую книгу «Темы и вариации». Несмотря на то. что она упрочила имя автора в литературных кругах того времени, для автора «Темы и вариации» явились свидетельством душевного спада.
У Пастернака начинается творческий кризис. Поэт не доволен собой. Это обусловлено даже не только душевными поисками автора, сколько обстановкой в России того времени.
Всеобщая безнравственность давит на Пастернака, заставляя осмысливать собственное творчество и произведения своих коллег, как, всё то же, отражение безнравственности.
Тема долга поэта выходит для него на первый план. он всё сильнее понимает его, как стремление жертвовать собой в настоящем ради вечного:
Мы были людьми. Мы эпохи.
Нас сбило, и мчит в караване…
Пытаясь сбежать от гнетущей его совершенности, Пастернак обращается к истории сюжетам революции 1905 года, к легендарной фигуре того времени — лейтенанта Шмидта. Пишет одноимённую поэму.
Пытаясь увековечит фигуру поэта, он обращается к коллегам — современникам. Судьбы Брюсова, Ахматовой, Цветаевой и Мейерхольда, больше других трогавшие лирика, как в жизни, так и в творчестве, отражались им в своих сочинениях.
Этот период своего творчества, Пастернак завершает выражением свои взглядов на внутреннюю суть искусства и его значение в истории человеческого общества, излагая их в поэмах «Спекторский» и «Охранная грамота».
С начала 30-х годов Пастернак надеется быть общественно полезным. Общество, в частности руководящие его слои, поначалу отвечают ему взаимностью, приглашая выступить с речью на первом съезде, но осенью 1936 года отношение к Пастернаку резко меняется.
Поезд ушёл. Насыпь черна.
Где я дорогу впотьмах раздобуду?
Новый кризис творчества, вызванный же внешними обстоятельствами. Рождается осознание нового этапа в творчестве художника — невостребованность. Твоя ненужность тем, кому хотел служить.
Послевоенные годы, радость победы рождают в душе у Пастернака надежды на долглгожданное обновление общества. На этой волне Пастернак начинает писать роман «Доктор Живаго», на который уйдёт десятилетие его жизни.
По иронии судьбы «Доктор Живаго» опубликуют лишь спустя 30 лет, вопреки мнению себялюбивого редактора, отказавшегося печатать его сразу после написания, ещё при жизни автора. Доктора Живаго печатают многочисленными тиражами, о чём автор не мог мечтать. Его читают, о нём много говорят и пишут. Его читают. Пастернак и не мог предполагать, что у художника ещё остаётся шанс на взлёт. Тот взлёт, который ему уже не суждено застать. Взлёт посмертный…
Пастернак уверенным шагом вступил на путь творчества в начале 20-го века.
Его произведения — живое свидетельство горестей, утрат, стремлений той эпохи.
Максимализм, так отчаянно преследующий всех нас в раннем возрасте, не был чужд и юному Борису. Видимо это связано с тем периодом взросления, когда начинает казаться, что годы уходят, а ты ещё ничего не успел. Пастернак призывает художника к непрерывной напряжённой работе сердца и ума:
Не спи, не спи, работай,
Не прерывай труда,
Не спи, борись с дремотой,
Как лётчик, как звезда.
Не спи, не спи, художник,
Не прерывайся сну.
Ты — времени заложник
У вечности в плену.
Хотя, если вдуматься, то эти строки посвящены не только безвозмездно ускользающему вдаль времени. Мне кажется, что поэт этими строками выражает свои требования к творчеству человека.
Поэт, как свидетель эпохи, выполняет роль зеркала. Не только отражая мир в своём творчестве, но и преломляя его, формируя суждения. демонстрируя новый, невидимый ракурс происходящих событий.
призыв «не спать» кажется банальным на первый взгляд. В нём скорее выражен призыв непрерывно следовать в своём творчестве в одну ногу со временем, не забывая о том, что твоё творчество может застрять в этом времени на многие годы и столетия:
«Ты — времени заложник
У вечности в плену.»
Первым из пяти стихотворений, напечатанных в альманахе «Лирика» в 1913 году, Пастернак неизменно открывал свои сборники:
Февраль. Досталь чернил и плакать?
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною чёрною горит.
Размышлять о столь томных строках можно беспрерывно. Если учесть ещё и значимость и для поэта: не зря же он ставил его во главу каждой новой книги.
«Достать чернил и плакать?» Не значит ли это, что поэт каждую строчку стиха пропускает через свою душу? А может быть стих для Пастернака лишь способ рассказать о наболевшем, способ очиститься, как очищают слезы? Кажется неуместным сочетания февраля и грохочущей слякоти весны. Быстрый переход, описывающий рыдания, наталкивает на мысли, что стихи, написанные после происшедших событий, несут в себе отпечаток нынешних происшествий.
К революционному 1917 году Пастернак уже выпустил два сборника своих стихов. Первый из них — «Близнец в тучах» в 1914 году, второй — «Поверх барьеров» — в 1916.
Летом 1916 года (вернувшись в Москву) пишет книгу лирики «Сестра моя — жизнь». Это был первый серьёзный прорыв в его творчестве, поставивший его в один ряд с великими именами того времени. Он явился трамплином, обусловившим дальнейший взлёт поэта в 1917 — 1918 годах.
Пастернак пишет свою четвёртую книгу «Темы и вариации». Несмотря на то. что она упрочила имя автора в литературных кругах того времени, для автора «Темы и вариации» явились свидетельством душевного спада.
У Пастернака начинается творческий кризис. Поэт не доволен собой. Это обусловлено даже не только душевными поисками автора, сколько обстановкой в России того времени.
Всеобщая безнравственность давит на Пастернака, заставляя осмысливать собственное творчество и произведения своих коллег, как, всё то же, отражение безнравственности.
Тема долга поэта выходит для него на первый план. он всё сильнее понимает его, как стремление жертвовать собой в настоящем ради вечного:
Мы были людьми. Мы эпохи.
Нас сбило, и мчит в караване…
Пытаясь сбежать от гнетущей его совершенности, Пастернак обращается к истории сюжетам революции 1905 года, к легендарной фигуре того времени — лейтенанта Шмидта. Пишет одноимённую поэму.
Пытаясь увековечит фигуру поэта, он обращается к коллегам — современникам. Судьбы Брюсова, Ахматовой, Цветаевой и Мейерхольда, больше других трогавшие лирика, как в жизни, так и в творчестве, отражались им в своих сочинениях.
Этот период своего творчества, Пастернак завершает выражением свои взглядов на внутреннюю суть искусства и его значение в истории человеческого общества, излагая их в поэмах «Спекторский» и «Охранная грамота».
С начала 30-х годов Пастернак надеется быть общественно полезным. Общество, в частности руководящие его слои, поначалу отвечают ему взаимностью, приглашая выступить с речью на первом съезде, но осенью 1936 года отношение к Пастернаку резко меняется.
Поезд ушёл. Насыпь черна.
Где я дорогу впотьмах раздобуду?
Новый кризис творчества, вызванный же внешними обстоятельствами. Рождается осознание нового этапа в творчестве художника — невостребованность. Твоя ненужность тем, кому хотел служить.
Послевоенные годы, радость победы рождают в душе у Пастернака надежды на долглгожданное обновление общества. На этой волне Пастернак начинает писать роман «Доктор Живаго», на который уйдёт десятилетие его жизни.
По иронии судьбы «Доктор Живаго» опубликуют лишь спустя 30 лет, вопреки мнению себялюбивого редактора, отказавшегося печатать его сразу после написания, ещё при жизни автора. Доктора Живаго печатают многочисленными тиражами, о чём автор не мог мечтать. Его читают, о нём много говорят и пишут. Его читают. Пастернак и не мог предполагать, что у художника ещё остаётся шанс на взлёт. Тот взлёт, который ему уже не суждено застать. Взлёт посмертный…