Мир природы у Пастернака.
Рубеж 19 и 20 веков оказался довольно сложным и противоречивым временем: утверждение капиталистических начал в России, первая российская революция 1905 года, кризисы в социальной, экономической и политической жизни страны. Культура, как и сама жизнь того времени, приобретает новые черты, дробится на отдельные, независимые друг от друга напрвления. Культуру конца 19 — начала 20 века принято называть «культурой серебряного века». Такое понятие впервые ввел Н. А. Оцуп в 1933 году. На рубеже веков существовало огромное множество литературных направлений, таких как: реализм, модернизм, который в свою очередь делится на символизм, акмеизм и футуризм.
Борис Леонидович Пастернак — один из крупнейших поэтов начала 20 века — по своим убеждениям и взглядам относился к поэтам-футуристам. Причиной появления футуризма, как нового литературного явления, обычно называют изменения в жизни страны: новый ритм самой жизни, изменения в мировоззрении и психике людей, научный и технический прогресс, новые стили в искусстве. Футуризм сочетал в себе ощущение неизбежности, краха «старья», отжившей системы и надежды на новое. совершенное. Этому направлению также присущи эклектика — смешение стилей и жанров; «слово-творчество» или «слово-новшество», а также большое внимание уделялось «материи слова». призывая быть внимательными к звуку, к форме стиха, поэты-футуристы делали упор на внешнее содержание стиха, а не на его смысловое назначение. Эти особенности как раз и объясняют многое в творчестве Пастернака.
Его первые публикации появляются в 1913 году. Затем, через год выходит в свет его первый полный сборник стихов под названием «Близнец в тучах». События февраля 1917 года были встречены Пастернаком с воодушевлением. Вернувшись в Москву, он пишет книгу «Сестра моя — жизнь». В 30-е годы он принимает активное участие в создании Союза писателей, ратует за его открытую деятельность. Широкую известность писатель приобрел благодаря своему роману «Доктор Живаго». Это роман, написанный в послевоенное время, очень долго находился под запретом в СССР. Признанием неоспоримости таланта Б. Л. Пастернака стало присуждение ему Нобелевской премии. Премию присудили за границей в то время, когда «Доктор Живаго» еще находился под запретом.
Борис Пастернак любил Россию, ее бескрайние просторы. Тема природы родного края, впрочем, как и у всех поэтов, звучит у него по-особенному. В ранней лирике поэта мы находим те особенности, которые были присущи футуристам в целом: внимание к форме стиха, необычному синтаксису. Нарушая привычную расстановку знаков препинания, поэт тем самым придает экспрессивности произведению:
В посаде, куда ни одна нога
Не ступала, лишь ворожеи да вьюги
Ступала нога, в бесноватой округе.
Где и то, как убитые спят снега...
Необычный ритм стиха подчеркивает окружающую лирического героя непогоду. Вьюга и метель передают чувство тревоги, растерянности, царящих внутри героя.
Своеобразным моментом в лирике Пастернака является его ассоциативный ряд. К примеру, в стихотворении «Старый парк» мы видим следующую картину:
Зверской боли крепнут схватки,
Крепнет ветер, озверев,
И летят грачей девятки,
Черные девятки треф.
Непогода, бушующая в парке, передана словно живая. Усугубляют картину природы «черные девятки», под которыми автор понимал немецкие самолеты, летавшие девятками в годы Великой Отечественной войны.
Очень часто в пейзажных зарисовках автор использует такой прием, как одушевление: «топчется дождь у порога», «гроза, угрожая», ломится в ворота. Порой сама природа, сами ее проявления схожи с человеком:
Текли лучи. Текли жуки с отливом,
Стекло стрекоз сновало по щекам.
Был полон лес мерцаньем кропотливым,
Как под щипцами у часовщика.
Природе, как и человеку, свойственно стремление к красоте и гармонии. Даже дождь у поэта гармоничен и способен писать стихи:
Отростки ливня грязнут в гроздьях
И долго, долго, до зари
Кропает с кровель свой акростих,
Пуская в рифму пузыри.
Не только красоту родного подмосковного края запечатлел в своих стихах поэт. Множество произведений посвящено и уральским красотам, и далекому, таинственному Северу:
Во льду река и мерзлый тальник,
А поперек, на голый лед.
Как зеркало на подзеркальник,
Поставлен черный небосвод.
В своей последней книге стихотворений «Когда разгуляется» Пастернак сравнивает природу с «тайником вселенной»:
Природа, мир, тайник вселенной,
Я службу долгую твою.
Объятый дрожью сокровенной,
В слезах от счастья простою.
Мир природы не был единственной тематикой в произведениях автора. Большинство своих стихотворений он посвящал иным темам: философским раздумьям о любви и творчестве, смыслу человеческого существования, событиям современности. И во всех произведениях чувствовался его особенный талант, так не похожий на то, что существовало ранее.
Борис Леонидович Пастернак — один из крупнейших поэтов начала 20 века — по своим убеждениям и взглядам относился к поэтам-футуристам. Причиной появления футуризма, как нового литературного явления, обычно называют изменения в жизни страны: новый ритм самой жизни, изменения в мировоззрении и психике людей, научный и технический прогресс, новые стили в искусстве. Футуризм сочетал в себе ощущение неизбежности, краха «старья», отжившей системы и надежды на новое. совершенное. Этому направлению также присущи эклектика — смешение стилей и жанров; «слово-творчество» или «слово-новшество», а также большое внимание уделялось «материи слова». призывая быть внимательными к звуку, к форме стиха, поэты-футуристы делали упор на внешнее содержание стиха, а не на его смысловое назначение. Эти особенности как раз и объясняют многое в творчестве Пастернака.
Его первые публикации появляются в 1913 году. Затем, через год выходит в свет его первый полный сборник стихов под названием «Близнец в тучах». События февраля 1917 года были встречены Пастернаком с воодушевлением. Вернувшись в Москву, он пишет книгу «Сестра моя — жизнь». В 30-е годы он принимает активное участие в создании Союза писателей, ратует за его открытую деятельность. Широкую известность писатель приобрел благодаря своему роману «Доктор Живаго». Это роман, написанный в послевоенное время, очень долго находился под запретом в СССР. Признанием неоспоримости таланта Б. Л. Пастернака стало присуждение ему Нобелевской премии. Премию присудили за границей в то время, когда «Доктор Живаго» еще находился под запретом.
Борис Пастернак любил Россию, ее бескрайние просторы. Тема природы родного края, впрочем, как и у всех поэтов, звучит у него по-особенному. В ранней лирике поэта мы находим те особенности, которые были присущи футуристам в целом: внимание к форме стиха, необычному синтаксису. Нарушая привычную расстановку знаков препинания, поэт тем самым придает экспрессивности произведению:
В посаде, куда ни одна нога
Не ступала, лишь ворожеи да вьюги
Ступала нога, в бесноватой округе.
Где и то, как убитые спят снега...
Необычный ритм стиха подчеркивает окружающую лирического героя непогоду. Вьюга и метель передают чувство тревоги, растерянности, царящих внутри героя.
Своеобразным моментом в лирике Пастернака является его ассоциативный ряд. К примеру, в стихотворении «Старый парк» мы видим следующую картину:
Зверской боли крепнут схватки,
Крепнет ветер, озверев,
И летят грачей девятки,
Черные девятки треф.
Непогода, бушующая в парке, передана словно живая. Усугубляют картину природы «черные девятки», под которыми автор понимал немецкие самолеты, летавшие девятками в годы Великой Отечественной войны.
Очень часто в пейзажных зарисовках автор использует такой прием, как одушевление: «топчется дождь у порога», «гроза, угрожая», ломится в ворота. Порой сама природа, сами ее проявления схожи с человеком:
Текли лучи. Текли жуки с отливом,
Стекло стрекоз сновало по щекам.
Был полон лес мерцаньем кропотливым,
Как под щипцами у часовщика.
Природе, как и человеку, свойственно стремление к красоте и гармонии. Даже дождь у поэта гармоничен и способен писать стихи:
Отростки ливня грязнут в гроздьях
И долго, долго, до зари
Кропает с кровель свой акростих,
Пуская в рифму пузыри.
Не только красоту родного подмосковного края запечатлел в своих стихах поэт. Множество произведений посвящено и уральским красотам, и далекому, таинственному Северу:
Во льду река и мерзлый тальник,
А поперек, на голый лед.
Как зеркало на подзеркальник,
Поставлен черный небосвод.
В своей последней книге стихотворений «Когда разгуляется» Пастернак сравнивает природу с «тайником вселенной»:
Природа, мир, тайник вселенной,
Я службу долгую твою.
Объятый дрожью сокровенной,
В слезах от счастья простою.
Мир природы не был единственной тематикой в произведениях автора. Большинство своих стихотворений он посвящал иным темам: философским раздумьям о любви и творчестве, смыслу человеческого существования, событиям современности. И во всех произведениях чувствовался его особенный талант, так не похожий на то, что существовало ранее.