Русские сочинения - Перро Ш. - Красная шапочка - Красная Шапочка (персонаж сказки Ш. Перро «Красная Шапочка»)

Красная Шапочка (персонаж сказки Ш. Перро «Красная Шапочка»)

Красная Шапочка (Le Petit Chaperon Rouge) — центральный персонаж сказки Ш. Перро «Красная Шапочка» (1697), девочка, живущая с матерью в деревне, в соседней деревне живет ее бабушка. Мать посылает Красную Шапочку к заболевшей бабушке отнести лепешку и горшочек с маслом. В лесу Красная Шапочка встречает волка, которому рассказывает, где живет бабушка. По его совету она идет к бабушке длинной дорогой, собирая орешки и цветы. Придя к домику, она слышит грубый голос волка, уже съевшего бабушку, но, вспомнив, что та простужена, без страха входит внутрь и по просьбе волка ложится в бабушкину постель. Она удивлена внешностью бабушки: «Бабушка, какие у вас большие руки!» (то же о ногах, ушах, глазах, зубах). При упоминании о зубах волк бросается на Красную Шапочку и съедает ее.

Никаких охотников, спасающих Красную Шапочку и бабушку, выходящих целыми и невридимыми из распоротого живота волка, у Перро нет. Это добавление встречается в фольклорных переработках сказки, одна из которых зафиксирована братьями Гримм.

Перро почти ничего не сообщает о Красной Шапочке. Неизвестно ее имя, возраст неясен (еще не видела взрослых без верхней одежды, но может пройти через лес в соседнюю деревню одна), внешность определена одним словом «хорошенькая». Прозвище, данное по красной шапочке, подаренной бабушкой, в подлиннике мужского рода (как «Красный Чепчик», «Красный Колпак»). Персонаж охарактеризован по части одежды, что характерно для сказочного мира Перро (ср. туфелька Золушки, сапоги Кота). Перро использует прием, легко вводящий читателя в фантастический мир: Красная Шапочка удивляется только частностям: для нее странно, что бабушка ответила грубым голосом, но не странно, что волк разговаривает с ней; странно видеть у бабушки большие руки, ноги и т. д., но не странно, что они не человеческие (позже этот прием, позволяющий читателю воспринимать миф как реальность, широко использует Ф. Кафка, например, в «Превращении»).

В «Морали», следующей за сказкой, Перро уподобляет Красную Шапочку молодой светской девушке: «Детишкам маленьким не без причин /(А уж особенно девицам, /Красавицам и баловницам), /В пути встречая всяческих мужчин, /Нельзя речей коварных слушать, — /Иначе волк их может скушать».

Сторонники мифологической школы (П. Сентив и др.) видели в образе Красной Шапочки скрытую символику: это Заря, которую уничтожает Солнце (волк), или воплощение Майской королевы, в то время как волк олицетворяет Зиму. Психоаналитики видят в поведении Красной Шапочки вполне взрослое желание завлечь волка. Сторонник сценарной теории Э. Берк отмечает: «Красная Шапочка сообщает волку, где он может ее снова встретить, и даже залезает к нему в постель. Она явно играет с волком».

Источники образа не установлены, впервые Красная Шапочка появляется в сказке Перро, однако фольклорные элементы, говорящие о древности сюжета, очевидны. Красная Шапочка — героиня одноименных фильмов (1901, реж. Ж. Мельес, Франция; 1929, реж. А. Кавалканти, Франция; реж. Л. А. Нечаев, СССР) и другихпроизведений разных видов искусств.

произведений разных видов искусств.