Мать (персонаж сказки Ш. Перро «Красная Шапочка»)
Мать (Mère) — персонаж сказки Ш. Перро «Красная Шапочка» (1697), сельская жительница, у которой есть мать (см. Бабушка) и маленькая дочь — Красная Шапочка, которую она без памяти любила, как об этом говорит Перро. Ни ее имени, ни описания в сказке не приводится. Сообщается только, что однажды она напекла лепешек и сказала Красной Шапочке: «Сходи проведай бабушку — я слышала, что она больна. Снеси ей лепешку и горшочек масла». Сказка, которую Перро адресовал взрослым, стала произведением для детей, воспринимающих ее некритически. Поэтому совершенно неожиданной представляется трактовка этого образа в трансакционном анализе психолога Э. Берна: «Вопрос: какая мать пошлет маленькую девочку в путь через лес, где водятся волки? Почему она не отнесла еду сама или не пошла с дочерью? Если бабушка столь беспомощна, почему мать позволяет ей жить одной в отдаленной хижине? Но если уж девочке обязательно надо было идти, то почему мать не запретила ей останавливаться и заговаривать с волками? Из истории ясно, что Красная Шапочка не была предупреждена о возможной опасности. Ни одна настоящая мать не может быть столь беспечной, поэтому создается впечатление, будто мать совсем не волновало, что произойдет с дочерью, или она решила от нее избавиться. (...) Возникает еще интересный вопрос: что делала мать, отправив дочь к бабушке на целый день?
Если читатель увидит в этом анализе цинизм, то советуем представить себе Красную Шапочку в действительной жизни. Решающий ответ заключается в вопросе: кем станет Красная Ша-почка с такой матерью и с таким опытом в будущем, когда вырастет?»
Психологизация сказки, предпринятая Берном, противоречит фольклорной природе этого жанра, но придает второстепенному персонажу, двумя-тремя штрихами очерченному Перро, значение некоего архетипа, важного для раскрытия тайн человеческих поступков.
Если читатель увидит в этом анализе цинизм, то советуем представить себе Красную Шапочку в действительной жизни. Решающий ответ заключается в вопросе: кем станет Красная Ша-почка с такой матерью и с таким опытом в будущем, когда вырастет?»
Психологизация сказки, предпринятая Берном, противоречит фольклорной природе этого жанра, но придает второстепенному персонажу, двумя-тремя штрихами очерченному Перро, значение некоего архетипа, важного для раскрытия тайн человеческих поступков.