Русские сочинения
-
Платонов А.П.
-
Чевенгур
-
Размышляя над названием романа А. Платонова «Чевенгур»
Размышляя над названием романа А. Платонова «Чевенгур»
Роман «Чевенгур» — чрезвычайно многоплановое и сложное произведение, вобравшее в себя весьма многое из пережитого и продуманного писателем. Гражданская война, опыт работы ^мелиоратора, когда простое орошение клочка пашни осознавалось как «ремонт» всей земли, горестные столкновения со свинцовым идолом бюрократического зла — все вокруг ожило в величественном и мучительном сне. Многие давние впечатления заново мучили Платонова, возвышали или умаляли в его глазах значение человеческой личности. Мысль писателя начинала блуждать, затуманиваться, «пропадать» во всевозможных запутанных комбинациях. В финале главный герой Александр Дванов возвращается после гибели Чевенгура на родину, к месту смерти отца, в «поисках той дороги, по которой когда-то прошел отец в любопытстве смерти».
В «Чевенгуре» отчетливо просматривается Новохоперск, где находился сам Платонов в 1919 году. Очень точно, жизнеподобно воссоздан провинциальный рынок времен нэпа. Эпизоды антоновского мятежа, вызванного продразверсткой, на Тамбовщине: «Роман являет собой мощный народный диспут, открытый митинг — о судьбах страны, о настоящем и будущем общества». Герои «Чевенгура» — политики с утопическим, мифологическим взглядом на мир: они любят анархистов, уничтожают «буржуев», но им присуща какая-то надисторическая, почти религиозная одержимость утопией.
Чевенгур — веча гул (летописное известие 1097 года). Народ — основное действующее лицо романа Платонова. Здесь нет отдельных героев, философов, муд рецов. Задумавшаяся Россия в мучительных поисках на своем крестном пути встает со страниц произведения. О настоящем и будущем страны говорят и думают все: крестьянин из слободы Петропавловки, ехидничающей над Сашей; скучающий от бедности Поганкин и даже дети, которые за годы голода постарели и думают, как большие.
Площадь — это гул, многоголосие, множественность самостоятельных, подменно неслиянных и полноценных голосов и сознаний! Это она главное место, где развиваются главные события, оказывающие большое влияние на чевенгурцев. У Платонова говорят и спорят не только персонажи. Во взаимном противостоянии находятся отдельные элементы сюжетного развертывания: факты по-разному разгадываются, психология героев оказывается противоречивой, роман диалогичен. Целое «Чевенгура» строится как большой диалог, внутри которого звучат композиционно выраженные диалоги персонажей, — все это делает роман отражением вечевого начала задумавшейся России.
Характерный эпизод в романе, в котором критикой усмотрено юродство русской души, нельзя понять, не приняв во внимание, что перед нами карнавальное действо, где обручены высокое и низкое, великое и ничтожное, развернута система карнавальных снижений и приземлений.
В этом романе есть еще один главный герой — Симон Сероинов, революционер, в нем сталкиваются две противоположные идеи: любовь к людям и одновременно презрение к ним. Персонажи Платонова вечно движутся, останавливаются, возвращаются и снова пускаются в путь.
Исторические границы романа «Чевенгура» Платонов то и дело размывает, делает призрачными.
енгура» Платонов то и дело размывает, делает призрачными.
В конце 20-х годов — начале 30-х годов (это были годы 1-й пятилетки) Платонов создает свои наиболее крупные вещи — роман «Чевенгур», бедняцкую хронику «Впрок», повести «Котлован», «Джини», «Ювенильное море», рассказы и пьесы. В 1926 г. он писал жене: «Я должен опошлять и варьировать свои мысли, чтобы получились приемлемые произведения. Именно — опошлять. А если бы я давал в сочинении действительную кровь своего мозга, их бы не стали печатать».
Горький в том же 1926(29) г. прочитав роман «Чевенгур», писал Платонову: «Человек вы талантливый, это бесспорно, бесспорно и то, что вы обладаете очень своеобразным языком. Роман ваш чрезвычайно интересен», но, — продолжал Горький, — «Среди современных редакторов я не вижу никого, кто мог бы оценить ваш роман по его достоинствам»; своеобразие романа, как свидетельствовал Горький, «неприемлемо для нашей цензуры». Платонов же, посылая Горькому рукопись «Чевенгура», писал, что «в романе содержится честная попытка изобразить начало коммунистического общества».
Роман «Чевенгур» — это энциклопедия социальных инициатив в их взаимодействии с реальной плотью жизни. Это сокровищница опыта, обобщенного поэтически, естествоиспытательски, духовно и укрупненного величайшим состраданием, которым Платонов был озарен.
По жанровым признакам «Чевенгур» относится к грандиозной социалистической антиутопии, усматривая в его многоголосии явственно различный бедняцкий миф о земном рае. Извечная мечта о сытой жизни своеобразно соединилась с идеями революции, образован у чевенгурцев своего рода миф о ближайшем радостном будущем, где соединены фантастика с реальной жизнью. Роман предупреждает: построение социализма вне заботы о человеке, вне труда, через одну нить идеи, невозможно.
Народ — основное действующее лицо романа Платонова. Здесь нет отдельных героев, философов, мудрецов. Задумавшаяся Россия в мучительных поисках на своем крестном пути встает со страниц произведения. Композиция «Чевенгура» строится как большой диалог, внутри которого звучат диалоги персонажей, — все это делает роман отражением вечного начала задумавшейся России.
Характерный эпизод в романе, в котором критикой усмотрено родство души, нельзя понять, не приняв во внимание, что перед нами карнавальное действо, где обручены высокое и низкое, большое и ничтожное. Само название этот жанр получил от имени древнегреческого философа Мениппа, от произведений которого сохранились лишь заголовки.
В «Чевенгуре» отчетливо просматривается Новохоперск, где находился сам Платонов в 1919 году. Очень точно, жизнеподобно воссоздан провинциальный рынок времен нэпа. Эпизоды антоновского мятежа, вызванного продразверсткой, на Тамбовщине: «Роман являет собой мощный народный диспут, открытый митинг — о судьбах страны, о настоящем и будущем общества». Герои «Чевенгура» — политики с утопическим, мифологическим взглядом на мир: они любят анархистов, уничтожают «буржуев», но им присуща какая-то надисторическая, почти религиозная одержимость утопией.
Чевенгур — веча гул (летописное известие 1097 года). Народ — основное действующее лицо романа Платонова. Здесь нет отдельных героев, философов, муд рецов. Задумавшаяся Россия в мучительных поисках на своем крестном пути встает со страниц произведения. О настоящем и будущем страны говорят и думают все: крестьянин из слободы Петропавловки, ехидничающей над Сашей; скучающий от бедности Поганкин и даже дети, которые за годы голода постарели и думают, как большие.
Площадь — это гул, многоголосие, множественность самостоятельных, подменно неслиянных и полноценных голосов и сознаний! Это она главное место, где развиваются главные события, оказывающие большое влияние на чевенгурцев. У Платонова говорят и спорят не только персонажи. Во взаимном противостоянии находятся отдельные элементы сюжетного развертывания: факты по-разному разгадываются, психология героев оказывается противоречивой, роман диалогичен. Целое «Чевенгура» строится как большой диалог, внутри которого звучат композиционно выраженные диалоги персонажей, — все это делает роман отражением вечевого начала задумавшейся России.
Характерный эпизод в романе, в котором критикой усмотрено юродство русской души, нельзя понять, не приняв во внимание, что перед нами карнавальное действо, где обручены высокое и низкое, великое и ничтожное, развернута система карнавальных снижений и приземлений.
В этом романе есть еще один главный герой — Симон Сероинов, революционер, в нем сталкиваются две противоположные идеи: любовь к людям и одновременно презрение к ним. Персонажи Платонова вечно движутся, останавливаются, возвращаются и снова пускаются в путь.
Исторические границы романа «Чевенгура» Платонов то и дело размывает, делает призрачными.
енгура» Платонов то и дело размывает, делает призрачными.
В конце 20-х годов — начале 30-х годов (это были годы 1-й пятилетки) Платонов создает свои наиболее крупные вещи — роман «Чевенгур», бедняцкую хронику «Впрок», повести «Котлован», «Джини», «Ювенильное море», рассказы и пьесы. В 1926 г. он писал жене: «Я должен опошлять и варьировать свои мысли, чтобы получились приемлемые произведения. Именно — опошлять. А если бы я давал в сочинении действительную кровь своего мозга, их бы не стали печатать».
Горький в том же 1926(29) г. прочитав роман «Чевенгур», писал Платонову: «Человек вы талантливый, это бесспорно, бесспорно и то, что вы обладаете очень своеобразным языком. Роман ваш чрезвычайно интересен», но, — продолжал Горький, — «Среди современных редакторов я не вижу никого, кто мог бы оценить ваш роман по его достоинствам»; своеобразие романа, как свидетельствовал Горький, «неприемлемо для нашей цензуры». Платонов же, посылая Горькому рукопись «Чевенгура», писал, что «в романе содержится честная попытка изобразить начало коммунистического общества».
Роман «Чевенгур» — это энциклопедия социальных инициатив в их взаимодействии с реальной плотью жизни. Это сокровищница опыта, обобщенного поэтически, естествоиспытательски, духовно и укрупненного величайшим состраданием, которым Платонов был озарен.
По жанровым признакам «Чевенгур» относится к грандиозной социалистической антиутопии, усматривая в его многоголосии явственно различный бедняцкий миф о земном рае. Извечная мечта о сытой жизни своеобразно соединилась с идеями революции, образован у чевенгурцев своего рода миф о ближайшем радостном будущем, где соединены фантастика с реальной жизнью. Роман предупреждает: построение социализма вне заботы о человеке, вне труда, через одну нить идеи, невозможно.
Народ — основное действующее лицо романа Платонова. Здесь нет отдельных героев, философов, мудрецов. Задумавшаяся Россия в мучительных поисках на своем крестном пути встает со страниц произведения. Композиция «Чевенгура» строится как большой диалог, внутри которого звучат диалоги персонажей, — все это делает роман отражением вечного начала задумавшейся России.
Характерный эпизод в романе, в котором критикой усмотрено родство души, нельзя понять, не приняв во внимание, что перед нами карнавальное действо, где обручены высокое и низкое, большое и ничтожное. Само название этот жанр получил от имени древнегреческого философа Мениппа, от произведений которого сохранились лишь заголовки.