Русские сочинения
-
Платонов А.П.
-
Разное
-
Художественное своеобразие одного из произведений А.Платонова.
Художественное своеобразие одного из произведений А.Платонова.
Художественное своеобразие одного из произведений А.Платонова.
Андрей Платонов жил в нелегкое для России время. Он верил в возможность переустройства общества, в котором общее благо
будет условием собственного счастья. Но в жизни не удавалось воплотить эти утопические идеи. Очень скоро Платонов
осознал, что нельзя превращать народ в обезличенную массу. Он выразил протест против насилия над личностью, превращения
разумных людей в бездуховных существ, исполняющих любой приказ власти. Этот протест звучит во многих произведениях
Платонова, отличающихся своеобразностью авторского языка, символичностью образов.
Наиболее полно тема человеческой судьбы в тоталитарном государстве раскрыта в произведении “Котлован”. Землекопы роют
котлован, на месте которого должны построить дом для “счастливых” жителей социализма. Но многие герои произведения
погибают, достижение счастья оказывается невозможным без человеческих жертв. Однако фанатичная преданность идее не
позволяет рабочим усомниться в правильности всего происходящего.
Только Вощев стал размышлять о сущности бытия. Он был уволен из-за того, что задумался о смысле жизни “среди общего
темпа труда”.
Вощев – натура противоречивая, символический образ искателя правды. В поисках смысла жизни Вощев попадает к
землекопам. Этот человек хочет быть личностью, своим желанием он бросает невольный вызов государству, для которого
существуют только массы. Но, с другой стороны, Вощев участвует в коллективизации, проявляя жестокость по отношению к
крестьянам. Это доказывает, что Вощев, несмотря ни на что, является человеком своей эпохи, своего времени.
В произведении Платонова много противопоставлений. Рабочие роют котлован, на месте которого хотят построить дом
всеобщего счастья, а сами живут в сарае: “Кроме дыханья в бараке не было звука, никто не видел снов и не разговаривал с
воспоминаниями, — каждый существовал без всякого излишка жизни…” Девочка, потерявшая мать и нашедшая приют у землекопов
спит в гробу. Она обречена так же, как и взрослые. Настя является символом будущего, человеком, ради которого рабочие
копают яму, не жалея своих сил. Но девочка умирает, котлован становится могилой для ребенка, мечта о светлом будущем
похоронена, а рабочие продолжают копать.
Своеобразен язык, которым написана повесть ”Котлован”. При описании героев автор использует нестандартные, необычные
выражения: “…его старые жилы и внутренности близко подходили наружу, он ощущал окружающее без расчета и сознания, но с
точностью…”, — пишет автор про Чиклина, одного из землекопов. Козлова Платонов описывает так: “…был угрюм, ничтожен всем
телом, пот слабости капал в глину с его мутного однообразного лица…” Люди в произведении подобны машинам, их лица не
выражают чувств, а действия выполняются механически, бездумно. Совершенно иначе изображена у Платонова природа:
“Умерший, палый лист лежал рядом с головою Вощева, его принес ветер с дальнего дерева, и теперь этому листу предстояло
смирение в земле.” В отличие от человека природа живая, она наделена чувствами. Человек же существует, ни о чем не
задумываясь. Он разрушает почву -–живое тело земли: “…Чиклин спешно ломал вековой грунт, обращая всю жизнь своего тела в
удары по мертвым местам”. Разрушая землю, люди у!
бивают свою душу. Почва истощается, человек утрачивает смысл существования.
А в деревне идет страшный процесс раскулачивания. Крестьяне заранее заготавливают себе гробы, так как не ожидают ничего
хорошего от власти пролетариев. В домах гуляет ветер, в деревне запустение: одни запасаются гробами, других сплавляют на
плотах. В жертву были принесены тысячи крестьян. Новая жизнь в стране строится на их мертвых телах.
Страх и жестокость стали определяющими эпохи. Каждый мог превратиться в предателя, врага народа. Жестокость присуща
многим героям произведения. Таковы Сафронов и Чиклин, фанатично преданные идее построения социализма. Таков и
деревенский активист, который днем и ночью ожидает директиву сверху: “Каждую новую директиву он читал с любопытством
будущего наслаждения, точно подглядывал в страстные тайны взрослых, центральных людей”. Активист беспрекословно
исполняет приказания, не задумываясь над их смыслом. Его дело – исполнять, а властям лучше знать, что хорошо для народа.
Власть – символ насилия в произведении.
Насилие распространяется на живую природу и на человека. Люди ничего не создают, а только разрушают. Котлован не вырыт,
так как постоянно приходят директивы о его расширении. У землекопов нет дома, нет семьи, в их жизни нет смысла. Нет
смысла и в жизни инженера Прушевского: “Прушевский не видел, кому бы он настолько требовался, чтоб непременно
поддерживать себя до еще далекой смерти”. Все свое время он отдает работе, единственная его цель – построить дом.
На последних страницах повести умирает Настя, последняя надежда и радость землекопов. Ради этой девочки убивают себя и
других. Вместе с ней умирает надежда, но землекопы не оставляют работу. Становится неясно, зачем строить дом, в котором
никто не будет жить.
Произведение построено на противопоставлении человека и природы. Нельзя разрушать связь человека с природой, иначе
последствия будут плачевны.
Платонов в своеобразной форме показал в своей повести, к чему приведет коллективизация и индустриализация. Человек в
таком государстве не способен думать, чувствовать, оставаться личностью. В подобном обществе не существует отдельного
человека, а только масса, бездуховная и покорная.
Андрей Платонов жил в нелегкое для России время. Он верил в возможность переустройства общества, в котором общее благо
будет условием собственного счастья. Но в жизни не удавалось воплотить эти утопические идеи. Очень скоро Платонов
осознал, что нельзя превращать народ в обезличенную массу. Он выразил протест против насилия над личностью, превращения
разумных людей в бездуховных существ, исполняющих любой приказ власти. Этот протест звучит во многих произведениях
Платонова, отличающихся своеобразностью авторского языка, символичностью образов.
Наиболее полно тема человеческой судьбы в тоталитарном государстве раскрыта в произведении “Котлован”. Землекопы роют
котлован, на месте которого должны построить дом для “счастливых” жителей социализма. Но многие герои произведения
погибают, достижение счастья оказывается невозможным без человеческих жертв. Однако фанатичная преданность идее не
позволяет рабочим усомниться в правильности всего происходящего.
Только Вощев стал размышлять о сущности бытия. Он был уволен из-за того, что задумался о смысле жизни “среди общего
темпа труда”.
Вощев – натура противоречивая, символический образ искателя правды. В поисках смысла жизни Вощев попадает к
землекопам. Этот человек хочет быть личностью, своим желанием он бросает невольный вызов государству, для которого
существуют только массы. Но, с другой стороны, Вощев участвует в коллективизации, проявляя жестокость по отношению к
крестьянам. Это доказывает, что Вощев, несмотря ни на что, является человеком своей эпохи, своего времени.
В произведении Платонова много противопоставлений. Рабочие роют котлован, на месте которого хотят построить дом
всеобщего счастья, а сами живут в сарае: “Кроме дыханья в бараке не было звука, никто не видел снов и не разговаривал с
воспоминаниями, — каждый существовал без всякого излишка жизни…” Девочка, потерявшая мать и нашедшая приют у землекопов
спит в гробу. Она обречена так же, как и взрослые. Настя является символом будущего, человеком, ради которого рабочие
копают яму, не жалея своих сил. Но девочка умирает, котлован становится могилой для ребенка, мечта о светлом будущем
похоронена, а рабочие продолжают копать.
Своеобразен язык, которым написана повесть ”Котлован”. При описании героев автор использует нестандартные, необычные
выражения: “…его старые жилы и внутренности близко подходили наружу, он ощущал окружающее без расчета и сознания, но с
точностью…”, — пишет автор про Чиклина, одного из землекопов. Козлова Платонов описывает так: “…был угрюм, ничтожен всем
телом, пот слабости капал в глину с его мутного однообразного лица…” Люди в произведении подобны машинам, их лица не
выражают чувств, а действия выполняются механически, бездумно. Совершенно иначе изображена у Платонова природа:
“Умерший, палый лист лежал рядом с головою Вощева, его принес ветер с дальнего дерева, и теперь этому листу предстояло
смирение в земле.” В отличие от человека природа живая, она наделена чувствами. Человек же существует, ни о чем не
задумываясь. Он разрушает почву -–живое тело земли: “…Чиклин спешно ломал вековой грунт, обращая всю жизнь своего тела в
удары по мертвым местам”. Разрушая землю, люди у!
бивают свою душу. Почва истощается, человек утрачивает смысл существования.
А в деревне идет страшный процесс раскулачивания. Крестьяне заранее заготавливают себе гробы, так как не ожидают ничего
хорошего от власти пролетариев. В домах гуляет ветер, в деревне запустение: одни запасаются гробами, других сплавляют на
плотах. В жертву были принесены тысячи крестьян. Новая жизнь в стране строится на их мертвых телах.
Страх и жестокость стали определяющими эпохи. Каждый мог превратиться в предателя, врага народа. Жестокость присуща
многим героям произведения. Таковы Сафронов и Чиклин, фанатично преданные идее построения социализма. Таков и
деревенский активист, который днем и ночью ожидает директиву сверху: “Каждую новую директиву он читал с любопытством
будущего наслаждения, точно подглядывал в страстные тайны взрослых, центральных людей”. Активист беспрекословно
исполняет приказания, не задумываясь над их смыслом. Его дело – исполнять, а властям лучше знать, что хорошо для народа.
Власть – символ насилия в произведении.
Насилие распространяется на живую природу и на человека. Люди ничего не создают, а только разрушают. Котлован не вырыт,
так как постоянно приходят директивы о его расширении. У землекопов нет дома, нет семьи, в их жизни нет смысла. Нет
смысла и в жизни инженера Прушевского: “Прушевский не видел, кому бы он настолько требовался, чтоб непременно
поддерживать себя до еще далекой смерти”. Все свое время он отдает работе, единственная его цель – построить дом.
На последних страницах повести умирает Настя, последняя надежда и радость землекопов. Ради этой девочки убивают себя и
других. Вместе с ней умирает надежда, но землекопы не оставляют работу. Становится неясно, зачем строить дом, в котором
никто не будет жить.
Произведение построено на противопоставлении человека и природы. Нельзя разрушать связь человека с природой, иначе
последствия будут плачевны.
Платонов в своеобразной форме показал в своей повести, к чему приведет коллективизация и индустриализация. Человек в
таком государстве не способен думать, чувствовать, оставаться личностью. В подобном обществе не существует отдельного
человека, а только масса, бездуховная и покорная.