Лирическая эпопея Пришвина “Кащеева цепь”
Роман “Кащеева цепь” (1927) принято называть лирической эпопеей. Исторические события осмыслены в нем через личные переживания, основное внимание уделено не действиям героя, а его мыслям, раздумьям. Роман был хорошо встречен критикой, которая посчитала, что история формирования творческой личности и приход молодежи в революцию показаны автором убедительно.
К роману тесно примыкали “Журавлиная родина”, “Охота за счастьем”, “Большая звезда”, “Завлекающий рассказ”. Таким образом, получилась своеобразная лирическая исповедь “сына века” – рассказ о духовной жизни поколения. В образе главного героя Алпатова писатель передает трагическое мироощущение личности накануне социальной катастрофы.
Роман написан в духе классических произведений о русском поместном дворянстве – трилогии Л.Н. Толстого, книг С. Аксакова, А.Н. Толстого, И. Бунина. Говоря о традициях, можно упомянуть и трилогию М. Горького. У Пришвина присутствует подробное описание быта, обстановки, где происходит формирование героя и его столкновение с социумом.
Конфликт романа развивается в двух планах: остро социальный конфликт и конфликт обыденной частной жизни. Произведение, начинавшееся как книга о детстве, постепенно переросло в книгу всей жизни, ее хронику.
Дневники по своему объему превосходят многие эпопеи, их можно рассматривать как летопись эпохи. Несмотря на то что записи велись ежедневно, события не выстраиваются в строгом хронологическом порядке.
Дневники, изданные без купюр в конце 1980-х годов, открывают новые грани таланта Пришвина: его глубокое проникновение в политические и социальные вопросы. Писатель отразил одну из главных проблем общественной жизни – сосуществование народа и интеллигенции, описал кризис, который переживала интеллигенция в связи с уничтожением духовных ценностей в период революции. Здесь прозвучало творческое кредо писателя – внимание к потомку “маленьких людей” “тихому скромному человеку”.
В 1927-1930 гг. Пришвину удается благодаря поддержке Горького издать собрание сочинений в 7 томах. Появление 7-го тома – “Журавлиная родина” – совпало с началом травли Пришвина в печати. На него обрушился РАПП с обвинениями в “биологизме”, “наивни-чанье” и “неверии в конечные цели революции”, в отсутствии “советского духа” и незнании языка. Писатель был на грани самоубийства, его мучило состояние личной и творческой несвободы.
Между тем в творчестве Пришвина открывается, по словам Горького, “совершенно новое мироощущение”. На мировоззрение писателя большое влияние оказывают философские и научные идеи эпохи о космическом сознании, например идея “всеединства”, т.е. родственной близости всех элементов бытия. Пришвин увлекся книгами известного мыслителя А.Ф.Лосева “Античный космос и современная наука”, В. И. Вернадского “Биосфера”. По теории последнего, биосфера и человек – это единая система, изменить которую можно лишь по воле человека и с помощью его разума. Конечное состояние биосферы, когда человеком вносятся глобальные изменения в естественную среду, называется ноосферой.
называется ноосферой. В ноосфере происходит замена антропоцентризма на антропокосмизм, устраняется противостояние человека и природы. На основе этой теории возникает тезис Пришвина: “Мы – дети солнца”.
В 1931 г. Пришвин отправляется на Дальний Восток, а в 1933 г. в числе других писателей едет на строительство Беломорского канала. В этой поездке он испытал ошеломляющее впечатление от Надвоицкого водопада. Созерцая его красоту, писатель смог увидеть “образ всего человека, единого в своем бесконечном разнообразии”.
Поездка повлияла на все последующее творчество писателя. Впечатления от поездок на Урал, на Дальний Восток отразились в ряде очерков, объединенных в книгу “Золотой рог” (1931). В этой книге картины природы Сибири соседствуют с историями автора-рассказчика.
К роману тесно примыкали “Журавлиная родина”, “Охота за счастьем”, “Большая звезда”, “Завлекающий рассказ”. Таким образом, получилась своеобразная лирическая исповедь “сына века” – рассказ о духовной жизни поколения. В образе главного героя Алпатова писатель передает трагическое мироощущение личности накануне социальной катастрофы.
Роман написан в духе классических произведений о русском поместном дворянстве – трилогии Л.Н. Толстого, книг С. Аксакова, А.Н. Толстого, И. Бунина. Говоря о традициях, можно упомянуть и трилогию М. Горького. У Пришвина присутствует подробное описание быта, обстановки, где происходит формирование героя и его столкновение с социумом.
Конфликт романа развивается в двух планах: остро социальный конфликт и конфликт обыденной частной жизни. Произведение, начинавшееся как книга о детстве, постепенно переросло в книгу всей жизни, ее хронику.
Дневники по своему объему превосходят многие эпопеи, их можно рассматривать как летопись эпохи. Несмотря на то что записи велись ежедневно, события не выстраиваются в строгом хронологическом порядке.
Дневники, изданные без купюр в конце 1980-х годов, открывают новые грани таланта Пришвина: его глубокое проникновение в политические и социальные вопросы. Писатель отразил одну из главных проблем общественной жизни – сосуществование народа и интеллигенции, описал кризис, который переживала интеллигенция в связи с уничтожением духовных ценностей в период революции. Здесь прозвучало творческое кредо писателя – внимание к потомку “маленьких людей” “тихому скромному человеку”.
В 1927-1930 гг. Пришвину удается благодаря поддержке Горького издать собрание сочинений в 7 томах. Появление 7-го тома – “Журавлиная родина” – совпало с началом травли Пришвина в печати. На него обрушился РАПП с обвинениями в “биологизме”, “наивни-чанье” и “неверии в конечные цели революции”, в отсутствии “советского духа” и незнании языка. Писатель был на грани самоубийства, его мучило состояние личной и творческой несвободы.
Между тем в творчестве Пришвина открывается, по словам Горького, “совершенно новое мироощущение”. На мировоззрение писателя большое влияние оказывают философские и научные идеи эпохи о космическом сознании, например идея “всеединства”, т.е. родственной близости всех элементов бытия. Пришвин увлекся книгами известного мыслителя А.Ф.Лосева “Античный космос и современная наука”, В. И. Вернадского “Биосфера”. По теории последнего, биосфера и человек – это единая система, изменить которую можно лишь по воле человека и с помощью его разума. Конечное состояние биосферы, когда человеком вносятся глобальные изменения в естественную среду, называется ноосферой.
называется ноосферой. В ноосфере происходит замена антропоцентризма на антропокосмизм, устраняется противостояние человека и природы. На основе этой теории возникает тезис Пришвина: “Мы – дети солнца”.
В 1931 г. Пришвин отправляется на Дальний Восток, а в 1933 г. в числе других писателей едет на строительство Беломорского канала. В этой поездке он испытал ошеломляющее впечатление от Надвоицкого водопада. Созерцая его красоту, писатель смог увидеть “образ всего человека, единого в своем бесконечном разнообразии”.
Поездка повлияла на все последующее творчество писателя. Впечатления от поездок на Урал, на Дальний Восток отразились в ряде очерков, объединенных в книгу “Золотой рог” (1931). В этой книге картины природы Сибири соседствуют с историями автора-рассказчика.