Чему посвящена сказка-быль «Кладовая солнца»
Жизнь Пришвина была типична для русского человека, который пережил три войны и революцию. Судьба М. М. Пришвина это характерная судьба русского человека именно потому, что почти всегда истинная жизнь его проходит в тени. Она никогда о себе не заявляет громко и в то же время присутствует каждое мгновение в слове писательском. Каждая фраза, даже каждое слово у Пришвина, как в стихах, несет большую смысловую нагрузку. Это такая мудрая поэзия в прозе. В ней нет назиданий, но есть родствен ное, целомудренное внимание ко всему, и к человеку прежде всего: ты голоден я тебя накормлю, ты одинок я тебя полюблю.
Все у писателя мир, природа, человек в общей совокупности и составляет красоту жизни, которую необходимо отстаивать, борясь со злом в любых его проявлениях. Именно этой теме была посвящена сказка-быль «Кладовая солнца». В ней мы встречаем знакомые приметы народной русской сказки, начиная от сказочного пейзажа, разговоров птиц, животных и кончая счастливой развязкой с победой добра над злом. И в то же время это повесть, которая расширяет наши знания о жизни. Читая эту книгу, мы узнаем о бондарном ремесле и о целебных свойствах клюквы, о значении леса для человека и о том, как охотник устраивает облавы на волков, и какие повадки у зайца и лисицы, у волка и у тетерева, почему надо, особенно на болоте, держаться твердой тропы и что собой представляют большие торфяные болота. Многое, о чем пишет в своих произведениях Пришвин, не фантазия.
В основу всего его творчества положены действительные события, собственные наблюдения и впечатления. «Нигде в мире нет такого замечательного языка, как русский, писал Пришвин. Вот возьми, например, слово «Родина», Сколько слов с тем же корнем: родина, род, родственники, родимый, родник, родничок, родственный, родственное внимание…» Пришвин один из своеобразнейших писателей. Он ни на кого не похож ни у нас, ни в мировой литературе. Горький о нем писал: «Ни у одного из русских писателей я не встречал, не чувствовал такого гармоничного сочетания любви к Земле и знания о ней, как вижу и чувствую это у Вас».
И еще: «Отлично знаете Вы леса и болота, рыбу и птицу, травы и зверей, собак и насекомых, удивительно богат и широк мир, познанный Вами». Слово Пришвина необыкновенно современно, особенно в трагические моменты нашей жизни, на переломе, хотя кажется, что творчество Пришвина довольно благополучно: писал он о природе и известен как певец природы, но думать так то же самое, что, входя в лес, быть уверенным, что он только для отдыха и предназначен. А ведь жизнь природы идет по своим мудрым глубинным законам. Для рыбы нужна чистая вода будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе вода, птице воздух, зверю лес, степи, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу значит охранять родину. Творчество Пришвина это как заново рождающийся, вновь услышанный нами звон, который идет сейчас все шире и шире. В такой трудный час нашей жизни слово Пришвина звучит все громче и громче.
а звучит все громче и громче. Он пережил тяжелейшие исторические катаклизмы и всетаки служил вечному.
После смерти родителей все их крестьянское хозяйство досталось детям: изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, золотой петух Петя и поросенок Хрен. Дети заботились обо всех живых существах. Настя занималась женскими домашними делами, «с хворостинкой в руке выгоняла она свое любимое стадо, растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи», На Митраше лежало все мужское хозяйство и общественное дело. «Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы». Так дети жили дружно, не зная горестей и бед.
Однажды решили они пойти в лес за клюквой. «Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растет в болотах летом, а собирают ее поздней осенью». Вспомнив о том, что есть такое место, называемое палестинкой, «вся красная, как кровь, от одной только клюквы», Настя и Митраша отправляются в лес. Взяли они с собой самое необходимое. Настя положила в корзинку хлеба, картошки, бутылку молока. Митраша взял топор, двуствольную «тулку», сумку с компасом. Зачем же он берет компас. Ведь в лесу можно ориентироваться по солнцу, как это делали деревенские старожилы. «Мужичок в мешочке» хорошо помнит отцовские слова: «В лесу эта стрелка тебе добрей матери: …небо закроется тучами и по солнцу в лесу ты ориентироваться не сможешь, пойдешь наугад ошибешься, заблудишься…».
Кто знал, что дети столкнутся с природной стихией и воочию увидят Блудово болотоПройдя полпути, Настя и Митраша сели отдохнуть. «Было совсем тихо в природе, и дети до того были тихи, что тетерев Косач не обратил на них никакого внимания». О Блудовом болоте ходила легенда, что «лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня…» С тех пор ель и сосна растут вместе. И ветер иногда качает эти деревья. И тогда ель и сосна стонут на все Блудово болото, словно живые существа.
После отдыха дети решили идти дальше. Но не тут-то было, «довольно широкая болотная тропа расходилась вилкой». Что же делать. Проявив свой упрямый характер, Митраша идет по слабенькой тропе, а Настенька по плотной. Вдруг рванул ветер, и сосна и ель, нажимая друг на друга, по очереди застонали, как бы поддерживая спор брата и сестры. «Среди звуков стона, рычанья, ворчанья, воя в это утро у деревьев иногда выходило так, будто гдето горько плакал в лесу потерянный или покинутый ребенок». Даже волк в это время вылез из своего логова. «Он стал над завалом, поднял голову, поставил единственное ухо на ветер, выпрямил половину хвоста и завыл».
Как и всякая сказка, сказка-быль М. М. Пришвина имеет счастливый конец. Митраша изза своего упрямства оказался на Блудовом болоте. И в борьбе за жизнь ему помогла собака Травка. А что же НастяОна, увлеченная сбором ягод, на некоторое время забыла о брате, «еле передвигает за собой корзину, вся мокрая и грязная, прежняя золотая курочка на высоких ножках».
их ножках».
Под вечер голодный Митраша и уставшая Настя встретились. Им суждено было встретиться вновь в лесу и продолжить свой путь вместе, как уже двести лет «живут» на Блудовом болоте ель и сосна.
Все у писателя мир, природа, человек в общей совокупности и составляет красоту жизни, которую необходимо отстаивать, борясь со злом в любых его проявлениях. Именно этой теме была посвящена сказка-быль «Кладовая солнца». В ней мы встречаем знакомые приметы народной русской сказки, начиная от сказочного пейзажа, разговоров птиц, животных и кончая счастливой развязкой с победой добра над злом. И в то же время это повесть, которая расширяет наши знания о жизни. Читая эту книгу, мы узнаем о бондарном ремесле и о целебных свойствах клюквы, о значении леса для человека и о том, как охотник устраивает облавы на волков, и какие повадки у зайца и лисицы, у волка и у тетерева, почему надо, особенно на болоте, держаться твердой тропы и что собой представляют большие торфяные болота. Многое, о чем пишет в своих произведениях Пришвин, не фантазия.
В основу всего его творчества положены действительные события, собственные наблюдения и впечатления. «Нигде в мире нет такого замечательного языка, как русский, писал Пришвин. Вот возьми, например, слово «Родина», Сколько слов с тем же корнем: родина, род, родственники, родимый, родник, родничок, родственный, родственное внимание…» Пришвин один из своеобразнейших писателей. Он ни на кого не похож ни у нас, ни в мировой литературе. Горький о нем писал: «Ни у одного из русских писателей я не встречал, не чувствовал такого гармоничного сочетания любви к Земле и знания о ней, как вижу и чувствую это у Вас».
И еще: «Отлично знаете Вы леса и болота, рыбу и птицу, травы и зверей, собак и насекомых, удивительно богат и широк мир, познанный Вами». Слово Пришвина необыкновенно современно, особенно в трагические моменты нашей жизни, на переломе, хотя кажется, что творчество Пришвина довольно благополучно: писал он о природе и известен как певец природы, но думать так то же самое, что, входя в лес, быть уверенным, что он только для отдыха и предназначен. А ведь жизнь природы идет по своим мудрым глубинным законам. Для рыбы нужна чистая вода будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе вода, птице воздух, зверю лес, степи, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу значит охранять родину. Творчество Пришвина это как заново рождающийся, вновь услышанный нами звон, который идет сейчас все шире и шире. В такой трудный час нашей жизни слово Пришвина звучит все громче и громче.
а звучит все громче и громче. Он пережил тяжелейшие исторические катаклизмы и всетаки служил вечному.
После смерти родителей все их крестьянское хозяйство досталось детям: изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, золотой петух Петя и поросенок Хрен. Дети заботились обо всех живых существах. Настя занималась женскими домашними делами, «с хворостинкой в руке выгоняла она свое любимое стадо, растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи», На Митраше лежало все мужское хозяйство и общественное дело. «Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы». Так дети жили дружно, не зная горестей и бед.
Однажды решили они пойти в лес за клюквой. «Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растет в болотах летом, а собирают ее поздней осенью». Вспомнив о том, что есть такое место, называемое палестинкой, «вся красная, как кровь, от одной только клюквы», Настя и Митраша отправляются в лес. Взяли они с собой самое необходимое. Настя положила в корзинку хлеба, картошки, бутылку молока. Митраша взял топор, двуствольную «тулку», сумку с компасом. Зачем же он берет компас. Ведь в лесу можно ориентироваться по солнцу, как это делали деревенские старожилы. «Мужичок в мешочке» хорошо помнит отцовские слова: «В лесу эта стрелка тебе добрей матери: …небо закроется тучами и по солнцу в лесу ты ориентироваться не сможешь, пойдешь наугад ошибешься, заблудишься…».
Кто знал, что дети столкнутся с природной стихией и воочию увидят Блудово болотоПройдя полпути, Настя и Митраша сели отдохнуть. «Было совсем тихо в природе, и дети до того были тихи, что тетерев Косач не обратил на них никакого внимания». О Блудовом болоте ходила легенда, что «лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня…» С тех пор ель и сосна растут вместе. И ветер иногда качает эти деревья. И тогда ель и сосна стонут на все Блудово болото, словно живые существа.
После отдыха дети решили идти дальше. Но не тут-то было, «довольно широкая болотная тропа расходилась вилкой». Что же делать. Проявив свой упрямый характер, Митраша идет по слабенькой тропе, а Настенька по плотной. Вдруг рванул ветер, и сосна и ель, нажимая друг на друга, по очереди застонали, как бы поддерживая спор брата и сестры. «Среди звуков стона, рычанья, ворчанья, воя в это утро у деревьев иногда выходило так, будто гдето горько плакал в лесу потерянный или покинутый ребенок». Даже волк в это время вылез из своего логова. «Он стал над завалом, поднял голову, поставил единственное ухо на ветер, выпрямил половину хвоста и завыл».
Как и всякая сказка, сказка-быль М. М. Пришвина имеет счастливый конец. Митраша изза своего упрямства оказался на Блудовом болоте. И в борьбе за жизнь ему помогла собака Травка. А что же НастяОна, увлеченная сбором ягод, на некоторое время забыла о брате, «еле передвигает за собой корзину, вся мокрая и грязная, прежняя золотая курочка на высоких ножках».
их ножках».
Под вечер голодный Митраша и уставшая Настя встретились. Им суждено было встретиться вновь в лесу и продолжить свой путь вместе, как уже двести лет «живут» на Блудовом болоте ель и сосна.