Русские сочинения
-
Пушкин А.С.
-
Борис Годунов
-
Экзаменационное сочинение по поэме Пушкина «Борис Годунов»
Экзаменационное сочинение по поэме Пушкина «Борис Годунов»
Южная ссылка Пушкина проходила не только в Молдавии, но и в Одессе, куда он переехал в середине 1823 г. В Одессе, о которой у Пушкина остались самые живые воспоминания (они отразились н «Отрывках из путешествия Онегина»), поэт прожил год. Конфликт с генерал-губернатором Воронцовым, перехваченное полицией письмо, где Пушкин откровенно писал о своем атеизме, послужили поводом для ссылки— на этот раз в Михайловское. И Михайловском, и уединении, Пушкин создал целый ряд замечательных произведений, знаменующий новый этап в его творческом развитии. Здесь он напряженно работает над «Евгением Онегиным», начатым еще па юге, пишет прекрасные лирические стихи, и письмах к друзьям высказывает ряд проницательных суждений о литературной борьбе эпохи. Здесь же он написал трагедию «Борис Годунов».
Обращение Пушкина к жанру трагедии было знаменательным. Жанр этот был давно известен в литературе. Его широко использовали не только классицисты, но и романтики. Пушкин, прекрасно русскую и европейскую литературу, был убежден в необходимости создания трагедии реалистической — тем более, что опыт создания реалистической комедии уже был: именно в Михайловском он познакомился с произведением А. С. Грибоедова «Горе и ума». Размышляя о реалистических принципах создания человеческих характеров в драматургии, Пушкин ориентировался прежде всего на творческий опыт великого Шекспира. В отличие от Мольера, у которого лица представляли лишь «типы такой-то страсти, такого-то порока», герои Шекспира, отмечал Пушкин, существа живые, исполненные многих страстей, многих пороков. Романтическая драма, представленная в творчестве Байрона, Пушкина не удовлетворяла: «Это однообразие, этот подчеркнутый лаконизм, эта непрерывная ярость — естественно ли это?» Как видно, Пушкин на первый план выдвигает требование естественности, правды жизни, изображение многогранных и сложных характеров. Именно так он создавал свою трагедию. Ее главный герой — Борис Годунов — вовсе не является обычным злодеем. В нем ощущаются трагические черты, он и деспот, и нежный отец, и мудрый правитель. Столь же неоднозначно изображен у Пушкина и Дмитрий Самозванец, являющийся в ряде случаев героем высокого плана.
Два разных женских характера, впервые намеченные Пушкиным в «Бахчисарайском фонтане», продолжают разрабатываться и в «Борисе Годунове». Но в романтической поэме различие объяснялось и проявлялось лишь в плане психологической несовместимости Марии и Заремы, а здесь дочь Годунова Ксения и дочь польского воеводы Марина Мнишек прямо противопоставлены как представительницы двух разных культур: русской и западной. Противопоставление этих же двух культур намечено в образах краковского продажного поэта и летописца Пимена. Пимену присуще сознание силы идейного могущества как писателя, не связанного необходимостью угождать сильным мира. Сочинитель7жс латинских стихов, как проницательно заметил Г. А. Гуковский, подобострастен и зависим, его искусство унижено лакейством: Отзвуки пушкинских идей и настроений можно найти в речах многих действующих лиц, не исключая Бориса Годунова и даже Дмитрия Самозванца, но наиболее близок автору Пимен.
и в речах многих действующих лиц, не исключая Бориса Годунова и даже Дмитрия Самозванца, но наиболее близок автору Пимен. По справедливому наблюдению Е. И. Маймина, Пимен — своеобразный «двойник» Пушкина. Когда Пушкин пишет «Бориса Годунова», он совсем так же, как Пимен, Чувствует в себе высшую свободу и независимость, несравненное свое могущество — могущество поэта, летописца, историка. Пимен выступает в трагедии как выразитель народной оценки, как судья, судящий обо всем и обо всех с позиций народных представлений об истине и справедливости.
Пушкин смело изобразил народ как ведущую, основную силу истории, как главное действующее лицо своей трагедии. Пока народ поддерживает Самозванца, тот одерживает победы над Годуновым. Однако дальнейшая судьба Григория Отрепьева уже определена в многозначительной сцене, которой заканчивается трагедия. Вместо приветственных криков в честь нового царя «парод безмолвствует». Заключительная авторская ремарка наполнена великим смыслом. Среди действующих лиц трагедии есть далекий предок самого поэта — тоже Пушкин, и именно ему автор вкладывает в уста слова о мнении народном как о решающей силе.
Трагедия, основанная на историческом материале, оказалась чрезвычайно актуальной для современности. До восстания декабристов и их поражения оставалось несколько недель (Пушкин закончил «Бориса Годунова» 5 ноября 1825 г.). Важно было не только ю, что Пушкин утверждал решающее значение «мнения народного», что, как известно, декабристы, бывшие «страшно далеки от парода», не учитывали. В трагедии отмечались также непоследовательность, стихийность народного протеста — и это также был важный вывод поэта, свидетельствующий о глубине его исторического мышления.
Обращение Пушкина к жанру трагедии было знаменательным. Жанр этот был давно известен в литературе. Его широко использовали не только классицисты, но и романтики. Пушкин, прекрасно русскую и европейскую литературу, был убежден в необходимости создания трагедии реалистической — тем более, что опыт создания реалистической комедии уже был: именно в Михайловском он познакомился с произведением А. С. Грибоедова «Горе и ума». Размышляя о реалистических принципах создания человеческих характеров в драматургии, Пушкин ориентировался прежде всего на творческий опыт великого Шекспира. В отличие от Мольера, у которого лица представляли лишь «типы такой-то страсти, такого-то порока», герои Шекспира, отмечал Пушкин, существа живые, исполненные многих страстей, многих пороков. Романтическая драма, представленная в творчестве Байрона, Пушкина не удовлетворяла: «Это однообразие, этот подчеркнутый лаконизм, эта непрерывная ярость — естественно ли это?» Как видно, Пушкин на первый план выдвигает требование естественности, правды жизни, изображение многогранных и сложных характеров. Именно так он создавал свою трагедию. Ее главный герой — Борис Годунов — вовсе не является обычным злодеем. В нем ощущаются трагические черты, он и деспот, и нежный отец, и мудрый правитель. Столь же неоднозначно изображен у Пушкина и Дмитрий Самозванец, являющийся в ряде случаев героем высокого плана.
Два разных женских характера, впервые намеченные Пушкиным в «Бахчисарайском фонтане», продолжают разрабатываться и в «Борисе Годунове». Но в романтической поэме различие объяснялось и проявлялось лишь в плане психологической несовместимости Марии и Заремы, а здесь дочь Годунова Ксения и дочь польского воеводы Марина Мнишек прямо противопоставлены как представительницы двух разных культур: русской и западной. Противопоставление этих же двух культур намечено в образах краковского продажного поэта и летописца Пимена. Пимену присуще сознание силы идейного могущества как писателя, не связанного необходимостью угождать сильным мира. Сочинитель7жс латинских стихов, как проницательно заметил Г. А. Гуковский, подобострастен и зависим, его искусство унижено лакейством: Отзвуки пушкинских идей и настроений можно найти в речах многих действующих лиц, не исключая Бориса Годунова и даже Дмитрия Самозванца, но наиболее близок автору Пимен.
и в речах многих действующих лиц, не исключая Бориса Годунова и даже Дмитрия Самозванца, но наиболее близок автору Пимен. По справедливому наблюдению Е. И. Маймина, Пимен — своеобразный «двойник» Пушкина. Когда Пушкин пишет «Бориса Годунова», он совсем так же, как Пимен, Чувствует в себе высшую свободу и независимость, несравненное свое могущество — могущество поэта, летописца, историка. Пимен выступает в трагедии как выразитель народной оценки, как судья, судящий обо всем и обо всех с позиций народных представлений об истине и справедливости.
Пушкин смело изобразил народ как ведущую, основную силу истории, как главное действующее лицо своей трагедии. Пока народ поддерживает Самозванца, тот одерживает победы над Годуновым. Однако дальнейшая судьба Григория Отрепьева уже определена в многозначительной сцене, которой заканчивается трагедия. Вместо приветственных криков в честь нового царя «парод безмолвствует». Заключительная авторская ремарка наполнена великим смыслом. Среди действующих лиц трагедии есть далекий предок самого поэта — тоже Пушкин, и именно ему автор вкладывает в уста слова о мнении народном как о решающей силе.
Трагедия, основанная на историческом материале, оказалась чрезвычайно актуальной для современности. До восстания декабристов и их поражения оставалось несколько недель (Пушкин закончил «Бориса Годунова» 5 ноября 1825 г.). Важно было не только ю, что Пушкин утверждал решающее значение «мнения народного», что, как известно, декабристы, бывшие «страшно далеки от парода», не учитывали. В трагедии отмечались также непоследовательность, стихийность народного протеста — и это также был важный вывод поэта, свидетельствующий о глубине его исторического мышления.