Русские сочинения - Пушкин А.С. - Борис Годунов - Русская история глазами А. С. Пушкина (по трагедии «Борис Годунов»)

Русская история глазами А. С. Пушкина (по трагедии «Борис Годунов»)

Александр Сергеевич Пушкин постоянно интересовался русской историей. Из-под его пера вышли исторические повести, поэмы, стихотворения, но величайшим произведением поэта на эту тему является трагедия «Борис Годунов».

В этом философском произведении автор рассуждает о сущности власти и ее влиянии на самого правителя, о незаконном восшествии на престол и вечном страхе перед потерей трона. А здесь еще пролилась кровь царевича Дмитрия. Все в этом обвиняли Годунова, и Шуйский, посланный расследовать это злодейство, обнаружил тому подтверждение, но в то же время спасовал при встрече с царем Борисом, так он объясняет свою слабость Воротынскому:

… Я в Углич послан был

Исследовать на месте это дело:

Наехал я на свежие следы;

Весь город был свидетель злодеянья;

И, возвратясь, я мог единым словом

Изобличить сокрытого злодея.

Шуйский очень прозрачно намекает на причастность к угличскому убийству царя Бориса, а сам признается, что в Москве не смог обличить виновника, так как:

Он, признаюсь, тогда меня смутил

Спокойствием, бесстыдностью нежданной,

Он мне в глаза смотрел, как будто правый...

Александр Сергеевич Пушкин придерживается исторической версии, что убийство царевича Дмитрия, наследника престола, необходимо было Борису Годунову, жаждущему власти. Шуйский с сарказмом говорит:

Борис не так-то робок!

Какая честь для нас, для всей Руси!

Зять палача и сам в душе палач,

Возьмет венец и бармы Мономаха...

Бояре боятся сказать правду Годунову, опасаясь за свое положение, но юродивому нечего терять, и он открыто говорит царю то, что думает большинство в Российском государстве:

Борис, Борис! Николку маленькие дети обижают...

Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича.

Здесь открываются истинные взаимоотношения власти и народа. Несмотря на то что Годунов прекрасный семьянин и отец, прогрессивный политический деятель, который хочет уничтожить местничество, назначая «худородного Басманова» воеводой над родовитыми боярами:

Пошлю тебя начальствовать над ними;

Не род, а ум поставлю в воеводы...

— он не чувствует себя уверенно. Народ, временно подпавший под обаяние царя, вскоре становится недоволен правлением Бориса. В монологе Годунова автор раскрывает суть вечного противостояния народа и правителя. «Чернь» всегда недовольна властью, обвиняя ее даже в том, в чем она неповинна. Годунов понимает, что все его усилия сохранить популярность в народе — тщетны:

Я думал свой народ

В довольствии, во славе успокоить… но

Живая власть для черни ненавистна.

Они любить умеют только мертвых.

Безумны мы, когда народный плеск

Иль ярый вопль тревожит сердце наше!

Умудренный опытом, Борис понимает, что не стоит правителю искать любви у масс. Он должен лишь быть справедливым, заботящимся о благе государства, а всем угодить невозможно, всегда найдутся обиженные и недовольные. И Годунов пророчески говорит:

Среди мирских печалей успокоить;

Ничто, ничто… едина только совесть.

Так, здравая, она восторжествует

Над злобою, над темной клеветой.

дравая, она восторжествует

Над злобою, над темной клеветой.

Но если в ней единое пятно.

Тогда — беда! Как язвой моровой

Душа горит, нальется сердце ядом...

И мальчики кровавые в глазах...

Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.

Это основная мысль трагедии «Борис Годунов». России необходима крепкая власть, но не замешанная на крови, а иначе все рассыплется в прах — таков неумолимый закон жизни.

Пушкин показывает, что движущей силой истории является народ, и он же всегда остается в проигрыше. Плодами его труда пользуются правители, выскочки и проходимцы. Они всплывают из небытия и уходят, а народ «безмолвствует», так как не в силах что-либо изменить самостоятельно, а истинных героев, самоотверженных борцов за всеобщее счастье нет, они, может быть, появятся позже. Пока же народу остается ждать, терпеть, надеяться теперь… на Лжедмитрия.

Что толковать

Боярин правду молвил.

Да здравствует

Димитрий, наш отец!