Русские сочинения
-
Пушкин А.С.
-
Цыганы
-
ПРЕОДОЛЕНИЕ РОМАНТИЧЕСКИХ ИЛЛЮЗИЙ БАЙРОНИЗМА И РУССОИЗМА В ПОЭМЕ А. С. ПУШКИНА "ЦЫГАНЫ"
ПРЕОДОЛЕНИЕ РОМАНТИЧЕСКИХ ИЛЛЮЗИЙ БАЙРОНИЗМА И РУССОИЗМА В ПОЭМЕ А. С. ПУШКИНА "ЦЫГАНЫ"
Руссо
прославлял золотой век человеческой
истории. Его романтический герой, уходя от
культурной жизни, от «неоли душных
городов», стремился вернуться к природе,
сблизиться с ней, ибо, по мнению Руссо,
человек мог обрести счастье и покой только
живя свободной, простой, близкой к природе
жизнью. Такой сюжет был очень популярен
среди романтиков пушкинского времени и
часто встречался в их произведениях.
Также
молодое поколение того времени повсюду
испытывало «байроническое»
разочарование. Романтический герой Байрона
утрачивает интерес к жизни и ощущает
одиночество. Он отправляется в путешествие,
наслаждается красотой далеких краев и
радуется собственному уединению. И лишь
природа возрождает человека к жизни. Он не
может быть счастлив среди «веселии
городских», только природа способна дать
ему истинное счастье.
Пушкин же в
своей поэме «Цыганы» опровергает
теорию Руссо и романтические иллюзии
Байрона. Человек может обрести счастье не
только сблизившись с природой, но и в той
среде, где он воспитан, в городе, среди людей
и их забав, лишь бы только он имел личную
свободу.
Герой
Пушкина бежит от культурного общества, от
суетной городсткой жизни. Он устремляется к
свободным, живущим простой, близкой к
природе жизнью, цыганам. И там он, кажется
обретает то, чего он так страстно жаждал и
искал — абсолютную, ничем не ограниченную
свободу.
Но тут
обнаруживается, что Алеко, требующий
свободы для себя, не признает ее для других.
Он не допускает неограниченности свободы
для кого-либо, если она затрагивает его
интересы и какие-то его права: "… я не
споря от прав моих не откажусь". Туг
Пушкин показывает подлинную сущность
романтического героя — эгоист, тем самым
разоблачая его идеализованный образ.
В «Цыганах»
развенчивается также и романтический идеал
неограниченной свободы. Пушкин показывает,
что полная свобода действий, отсутствие
обязательств в жизни свойственна только
людям' ведущим примитивный образ жизни, они
ленивы и праздны, робки и добродушны: "… мы
робки и добры душою, ты зол и смел — оставь же
Пушкин
подчеркивает, что полная свобода в
поступках вовсе не дает «вольным»
цыганам счастья. Старый цыган так же
несчастлив, как и Алеко, но только он
смиряется перед своим несчастьем, говоря,
что «чередою всем дается радость, что
было, то не будет
новь».
Далее сам
Пушкин утверждает:
Но счастья
нет и между вами,
Природы
бедные сыны!...
Развенчивая
идеал свободы в своей поэме, Пушкин сам уже
давно разочаровался в нем. Уже не признавая
романтических иллюзий Байрона и Руссо,
отрицая образ романтического героя и идеал
свободы поэт еще как бы не знает, чем их
можно заменить. Наверное, поэтому Пушкин
так трагически и безнадежно заканчивает
свою поэму:
И всюду
страсти роковые,
И от судеб
защиты нет.
прославлял золотой век человеческой
истории. Его романтический герой, уходя от
культурной жизни, от «неоли душных
городов», стремился вернуться к природе,
сблизиться с ней, ибо, по мнению Руссо,
человек мог обрести счастье и покой только
живя свободной, простой, близкой к природе
жизнью. Такой сюжет был очень популярен
среди романтиков пушкинского времени и
часто встречался в их произведениях.
Также
молодое поколение того времени повсюду
испытывало «байроническое»
разочарование. Романтический герой Байрона
утрачивает интерес к жизни и ощущает
одиночество. Он отправляется в путешествие,
наслаждается красотой далеких краев и
радуется собственному уединению. И лишь
природа возрождает человека к жизни. Он не
может быть счастлив среди «веселии
городских», только природа способна дать
ему истинное счастье.
Пушкин же в
своей поэме «Цыганы» опровергает
теорию Руссо и романтические иллюзии
Байрона. Человек может обрести счастье не
только сблизившись с природой, но и в той
среде, где он воспитан, в городе, среди людей
и их забав, лишь бы только он имел личную
свободу.
Герой
Пушкина бежит от культурного общества, от
суетной городсткой жизни. Он устремляется к
свободным, живущим простой, близкой к
природе жизнью, цыганам. И там он, кажется
обретает то, чего он так страстно жаждал и
искал — абсолютную, ничем не ограниченную
свободу.
Но тут
обнаруживается, что Алеко, требующий
свободы для себя, не признает ее для других.
Он не допускает неограниченности свободы
для кого-либо, если она затрагивает его
интересы и какие-то его права: "… я не
споря от прав моих не откажусь". Туг
Пушкин показывает подлинную сущность
романтического героя — эгоист, тем самым
разоблачая его идеализованный образ.
В «Цыганах»
развенчивается также и романтический идеал
неограниченной свободы. Пушкин показывает,
что полная свобода действий, отсутствие
обязательств в жизни свойственна только
людям' ведущим примитивный образ жизни, они
ленивы и праздны, робки и добродушны: "… мы
робки и добры душою, ты зол и смел — оставь же
Пушкин
подчеркивает, что полная свобода в
поступках вовсе не дает «вольным»
цыганам счастья. Старый цыган так же
несчастлив, как и Алеко, но только он
смиряется перед своим несчастьем, говоря,
что «чередою всем дается радость, что
было, то не будет
новь».
Далее сам
Пушкин утверждает:
Но счастья
нет и между вами,
Природы
бедные сыны!...
Развенчивая
идеал свободы в своей поэме, Пушкин сам уже
давно разочаровался в нем. Уже не признавая
романтических иллюзий Байрона и Руссо,
отрицая образ романтического героя и идеал
свободы поэт еще как бы не знает, чем их
можно заменить. Наверное, поэтому Пушкин
так трагически и безнадежно заканчивает
свою поэму:
И всюду
страсти роковые,
И от судеб
защиты нет.