Русские сочинения - Пушкин А.С. - Евгений Онегин - " Себялюбие - самоубийство . Самолюбивый человек засыхает , словно одинокое дерево " И . С . Тургенев

" Себялюбие - самоубийство . Самолюбивый человек засыхает , словно одинокое дерево " И . С . Тургенев

Действие романа «Евгений Онегин» развивается в 1819— 1825 годы. Именно в это время, насыщенное большими политическими событиями в истории России и Европы, сложился тип человека, подобного герою романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Характер главного героя Пушкин взял из жизни, обобщив черты, типичные для целого поколения молодых людей. Это люди, обеспеченные трудом крепостных крестьян, получившие беспорядочное воспитание и образование. Но, в отличие от большинства представителей господствующего класса, эти молодые люди — более умные, чуткие и благородные — испытывали неудовлетворенность и недовольство собой. Они резко выделялись, казались в обществе какими-то странными, но сами продолжали вести пустую светскую жизнь, хорошо понимая ее бессодержательность и не испытывая ничего, кроме скуки и душевных страданий.

Главный герой романа — молодой помещик Евгений Онегин. Он показан Пушкиным как человек с очень сложным и противоречивым характером. Социальное положение и воспитание определили основные черты характера Онегина. Он сын богатого барина, «наследник всех своих родных». Ему не нужно было работать из-за куска хлеба, «труд упорный ему был тошен». Воспитание, полученное Евгением, было самое скверное. Он рос без матери. Отец, легкомысленный барин, чиновник, не обращал на сына никакого внимания, поручив его наемным гувернерам и гувернанткам. Они почти ничему не учили мальчика, никак не воспитывали его и только слегка бранили за шалости. Но получив самое поверхностное образование, Онегин, дважды пытался пополнить и расширить его. Во всяком случае, встретившись с Ленским, получившим высшее образование в лучшем университете Германии, Онегин мог спорить с ним по серьезным политическим, историческим и философским вопросам как равный с равным.

В Петербурге Онегин ведет пустую, бесцельную и бессодержательную жизнь. Встречи с друзьями в ресторане, посещения театра, балы, ухаживания за женщинами. Наука страсти нежной была основным содержанием его жизни. Как рано мог он лицемерить, Таить надежду, ревновать, Разуверять, заставить верить, Казаться мрачным, изнывать. Устав скучать в Петербурге, Онегин едет скучать в деревню. И здесь жизнь его не отличается богатством событий: купание в реке, прогулки на коне и пешком, чтение журналов, поцелуи крепостных девушек. Никаких серьезных интересов, никакой работы. Только в первое время, приехав в деревню, Онегин попробовал заняться хозяйством, облегчил положение крестьян: «Ярем он барщины старинной оброком легким заменил». Но и это недолго занимало его, да и занялся этим Онегин только от безделья.

Не мудрено, что из Онегина вышел настоящий эгоист, думающий только о себе, о своих желаниях и удовольствиях, не умеющий обращать внимание на чувства, интересы и страдания людей, способный с легкостью обидеть, оскорбить, причинить горе человеку, даже не замечая этого. Однако это не самодовольный, влюбленный в себя эгоист, а, как назвал Онегина В. Г. Белинский, «страдающий эгоист». Он понимает, что основной источник его тоски — это отсутствие деятельности, труда. Но хорошие задатки его души из-за воспитания и жизненной обстановки оставались под спудом, не получали развития. Онегина не удовлетворяла пустая, бессодержательная жизнь. Хандра овладела им. Но у него не хватило ни силы, ни желания порвать с этой жизнью, он продолжает так же пассивно и равнодушно относиться ко всем и ко всему, кроме собственного спокойствия. Получив вызов на дуэль, прекрасно понимая свою неправоту и бессмысленность этого поединка, Онегин все же принимает вызов и убивает своего молодого друга Владимира Ленского. Убийство Ленского перевернуло всю жизнь Онегина.

Он больше не в состоянии оставаться жить в тех местах, где все напоминало о его страшном преступлении, «Где окровавленная тень ему являлась каждый день». И, измученный угрызениями совести, Онегин мечется по свету. Он уже не может, как прежде, проходить по жизни, игнорируя чувства и переживания людей, с которыми сталкивается. Теперь он может чувствовать и любить. Вернувшись после путешествия, Онегин снова встречается с Татьяной. Небывалой силы любовь вспыхивает в душе Евгения. Сила его чувств такова, что он тяжело заболевает и чуть не умирает от любви. Как далек этот глубоко переживающий свою любовь человек от Онегина из первых глав романа! Как сильно сказались испытанные им душевные потрясения! И здесь Онегин терпит окончательный крах своих надежд на личное счастье, но любовная катастрофа должна воскресить душу его для нового страдания, «более сообразного с человеческим достоинством».

Мое отношение к Онегину противоречиво и меняется по мере развития сюжета. Онегин-эгоист, скучающий в первых главах романа, симпатии, разумеется, вызвать не может. А Онегин, читающий мораль влюбленной Татьяне, вызывает негодование. Как легко он может причинить зло людям просто так, от скуки. И как легко он способен отнять жизнь у другого человека, опасаясь мнимого осуждения общества, которое чуждо ему. Разве в этих сценах Онегин способен вызвать сочувствие? Но, по мере того, как в душе Онегина происходит обновление, мое отношение к нему меняется. Мне уже жаль его, жаль как человека, по сути своей благородного. Крушение всех его надежд, его личное несчастье — справедливы, это расплата за всю его бесцельно прожитую жизнь. Быть может, это приведет его на правильный путь, путь борьбы за счастье народа?

Для Пушкина критерий ценности человека заключается, во-первых, в стремлении к свободе, личной и общественной; во-вторых, в стремлении к творчеству, восприимчивости поэзии, искусства (непреодолимая страсть творить всегда была для Пушкина положительным признаком); в-третьих, любовь — как красота духа, его высокое стремление. Свобода, творчество, любовь — три стихии духа, прекрасные в человеке, три страсти, делающие его существом поистине благородным, три сферы активности, наполняющие жизнь значением и смыслом. Все они могли быть доступны Онегину, но все они заглушены в нем его окружением, воспитанием, условиями жизни. Онегин чужд высокой страсти свободы, как и страсти творчества, поэзии, неспособен он к возвышенной любви. Это не вина, а беда Онегина. Вина Онегина — невольная, трагическая. Вина Онегина есть вина света. Вина на обществе, которое так несправедливо устроено. Евгений Онегин не нашел своего места в жизни. Он оторвался от светского общества, но не примкнул ни к какому другому.

«Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям… Онегин не любил расплываться в мечтах, больше чувствовал, нежели говорил, и не всякому открывался. Озлобленный ум есть тоже признак высшей натуры… но силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла», — писал об Онегине В. Г. Белинский.