Анализ эпизода «именины Татьяны Лариной»
АНАЛИЗ ЭПИЗОДА «ИМЕНИНЫ ТАТЬЯНЫ ЛАРИНОЙ»
Но вот багряною рукою Заря от утренних долин Выводит с солнцем за собою Веселый праздник именин.А. С. ПушкинАнализируя роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин», В. Г. Белинский писал: «Онегин есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такой полнотою, светло и ясно, как отразилась в «Онегине» личность Пушкина». Роман пленяет своей свежестью, красотой и содержательностью, несмотря на то что прошло 170 лет со времени его создания.С интересом читаем главы, повествующие о судьбе героини, а эпизод «именины Татьяны» — это завязка трагедии, хотя начинается вполне мирно, даже комически. Пушкин дал здесь волю своей иронии, образно и правдиво выписав характеры провинциального дворянства. В кратких зарисовках автор показал точные типы деревенского окружения Татьяны.С утра дом Лариных гостямиВесь полон; целыми семьямиСоседи съехались в возках.,С своей супругою дородной Приехал толстый Пустяков; Гвоздин, хозяин превосходный, Владелец нищих мужиков; Скотинины, чета седая, С детьми всех возрастов, считая От тридцати до двух годов;Уездный франтик Петушков. Мой брат двоюродный, Буянов…И отставной советник Флянов, Тяжелый сплетник, старый плут, Обжора, взяточник и шут.Теперь становится ясно, почему героиня в письме «жаловалась» Онегину: «никто меня не понимает». Эти персонажи, д0. стойные комедии, а тут разыгрывается драма, переходящая в трагедию. Попав в этот «зверинец», Онегин, естественно, недоволен, он привык думать лишь о себе, своих чувствах и переживаниях. И, оказавшись среди чуждых ему людей, пытается отыграться на Ленском, определив его виновником, зазвавшим приятеля на бал. Что Онегину до чувств Владимира, Татьяны? Он хочет «наказать» их за свою скуку и досаду. О последствиях Евгений и не догадывается, скорее не задумывается.Чудак, попав на пир огромный, Уж был сердит…Надулся он и, негодуя, Поклялся Ленского взбесить И уж порядком отомстить.В поведении Онегина на бале сквозит совершенное пренебрежение к окружающим. Ему нет дела, что они подумают или будут судачить о нем. Сколько снобизма в Евгении! Он привык манипулировать людьми. Ему нет дела ни до чувств счастливых влюбленных Ольги и Ленского, ни до тоскующей Татьяны. Эгоизм Онегина, проявленный именно здесь, ярко и зримо характеризуют героя. Читатели замирают — простой ссорой «эта забава» не кончится, и верно. Убийство на дуэли Ленского отдалило Евгения от Татьяны окончательно. «Еще одно нас разлучило… //Несчастной жертвой Ленский пал...» Пушкину нужен был этот эпизод, чтобы логично подтвердить невозможность счастья рядом с Онегиным, он сам все сломал в своей и татьяниной судьбе. Автор постепенно подвел читателя к р&3' вязке эпизода «именины». Вспоминается и сон Татьяны, которой уже привиделись «крики и звон стакана, // Как на больших похоронах… Именины ассоциируются и у читателя с поминками. Героиня «похоронила» мечту о счастье, отныне она начинает взрослеть, перерождаться в ту незнакомую Татьяну» которая так поразила Онегина в Петербурге. Для нее ничто не прошло бесследно. Героине тяжело, горько, обидно, она не заслужила такого «подарка». Онегин здесь своими руками Ра3' л счастье нескольких человек, в том числе и свое соб-яное. Он не создан для семьи и не кокетничал, когда при-С вался Татьяне: «Но я не создан для блаженства; // Ему 3 экда ДУша моя—* Если Онегину скучно, то и другим пусть пет плохо, таков характер героя. И Пушкину блестяще удалось это показать.Эпизод «именины Татьяны» играет большую роль в компо-ионном ПОСТроении романа. Он многое объясняет в характе-ах героев, их дальнейших судьбах. Кроме того, показывает современному читателю быт и нравы поместного дворянства первой четверти XIX века.
Но вот багряною рукою Заря от утренних долин Выводит с солнцем за собою Веселый праздник именин.А. С. ПушкинАнализируя роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин», В. Г. Белинский писал: «Онегин есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такой полнотою, светло и ясно, как отразилась в «Онегине» личность Пушкина». Роман пленяет своей свежестью, красотой и содержательностью, несмотря на то что прошло 170 лет со времени его создания.С интересом читаем главы, повествующие о судьбе героини, а эпизод «именины Татьяны» — это завязка трагедии, хотя начинается вполне мирно, даже комически. Пушкин дал здесь волю своей иронии, образно и правдиво выписав характеры провинциального дворянства. В кратких зарисовках автор показал точные типы деревенского окружения Татьяны.С утра дом Лариных гостямиВесь полон; целыми семьямиСоседи съехались в возках.,С своей супругою дородной Приехал толстый Пустяков; Гвоздин, хозяин превосходный, Владелец нищих мужиков; Скотинины, чета седая, С детьми всех возрастов, считая От тридцати до двух годов;Уездный франтик Петушков. Мой брат двоюродный, Буянов…И отставной советник Флянов, Тяжелый сплетник, старый плут, Обжора, взяточник и шут.Теперь становится ясно, почему героиня в письме «жаловалась» Онегину: «никто меня не понимает». Эти персонажи, д0. стойные комедии, а тут разыгрывается драма, переходящая в трагедию. Попав в этот «зверинец», Онегин, естественно, недоволен, он привык думать лишь о себе, своих чувствах и переживаниях. И, оказавшись среди чуждых ему людей, пытается отыграться на Ленском, определив его виновником, зазвавшим приятеля на бал. Что Онегину до чувств Владимира, Татьяны? Он хочет «наказать» их за свою скуку и досаду. О последствиях Евгений и не догадывается, скорее не задумывается.Чудак, попав на пир огромный, Уж был сердит…Надулся он и, негодуя, Поклялся Ленского взбесить И уж порядком отомстить.В поведении Онегина на бале сквозит совершенное пренебрежение к окружающим. Ему нет дела, что они подумают или будут судачить о нем. Сколько снобизма в Евгении! Он привык манипулировать людьми. Ему нет дела ни до чувств счастливых влюбленных Ольги и Ленского, ни до тоскующей Татьяны. Эгоизм Онегина, проявленный именно здесь, ярко и зримо характеризуют героя. Читатели замирают — простой ссорой «эта забава» не кончится, и верно. Убийство на дуэли Ленского отдалило Евгения от Татьяны окончательно. «Еще одно нас разлучило… //Несчастной жертвой Ленский пал...» Пушкину нужен был этот эпизод, чтобы логично подтвердить невозможность счастья рядом с Онегиным, он сам все сломал в своей и татьяниной судьбе. Автор постепенно подвел читателя к р&3' вязке эпизода «именины». Вспоминается и сон Татьяны, которой уже привиделись «крики и звон стакана, // Как на больших похоронах… Именины ассоциируются и у читателя с поминками. Героиня «похоронила» мечту о счастье, отныне она начинает взрослеть, перерождаться в ту незнакомую Татьяну» которая так поразила Онегина в Петербурге. Для нее ничто не прошло бесследно. Героине тяжело, горько, обидно, она не заслужила такого «подарка». Онегин здесь своими руками Ра3' л счастье нескольких человек, в том числе и свое соб-яное. Он не создан для семьи и не кокетничал, когда при-С вался Татьяне: «Но я не создан для блаженства; // Ему 3 экда ДУша моя—* Если Онегину скучно, то и другим пусть пет плохо, таков характер героя. И Пушкину блестяще удалось это показать.Эпизод «именины Татьяны» играет большую роль в компо-ионном ПОСТроении романа. Он многое объясняет в характе-ах героев, их дальнейших судьбах. Кроме того, показывает современному читателю быт и нравы поместного дворянства первой четверти XIX века.