Русские сочинения - Пушкин А.С. - Евгений Онегин - Автор в системе художественных образов романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

Автор в системе художественных образов романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

В русской литературе своеобразие жанра нередко определяло своеобразие смысла. «Евгений Онегин» похож на прозаический роман: в нем есть сюжет, есть герой, героиня и любовная коллизия. В то же время это роман в стихах, «свободный роман». Эпическое начало в «Евгении Онегине» представлено героями и их взаимоотношениями, а лирическое — образом автора. Это позволяет Пушкину связать далекие друг от друга явления жизни, события, понятия и изобразить жизнь шире, чем в романе прозаическом. Какое же место занимает образ автора среди других образов романа? Прежде всего приглядимся к главным героям «Евгения Онегина»: какие представления о жизни, о мире они несут в себе, и чем отличается их мироощущение от мировоззрения автора.
Главное действующее лицо романа — Евгений Онегин. Именно его характеристике посвящена вся первая глава. Автор рассказывает о детстве «молодого повесы», о его юности. Онегин явлен нам как «типичный представитель» большого света, отличающийся от своих сверстников лишь тем, что «рано чувства в нем остыли».
Уже в первой и второй главах ярко и разносторонне показано отношение повествователя к Онегину. С одной стороны, автору «нравились его черты, мечтам невольная преданность, неподражаемая странность и резкий охлажденный ум». Однако здесь уже намечается и та грань, которая разделяет Онегина и автора: во-первых, у героя нет той тонкой восприимчивости к поэтическим сторонам жизни, которая свойственна повествователю. Различны их взгляды на многие сферы тогдашней русской жизни: театр, балы, деревню. Вот отношение Онегина к деревенской природе:

Два дня ему казались новы
Уединенные поля…
На третий роща, холм и поле
Его не занимали боле…

А вот что говорит о деревне автор:

Я был рожден для жизни мирной,
Для деревенской тишины;
В глуши звучнее голос мирный,
Живее творческие сны.

Различно и отношение Пушкина и Онегина к любви, дружбе. Постепенно расхождение между героем и автором будет только углубляться и наиболее полно проявится в различном восприятии ими поэтической натуры Татьяны, второй главной героини романа.
Сюжет романа будет развиваться так, что Онегин убьет друга на поединке и до двадцати шести лет доживет «без цели, без трудов». Герой, пытаясь избавиться от страдания, вызванного гибелью Ленского, отправится странствовать по России и наконец вернется в Петербург еще более опустошенными одиноким. Таким и предстанет он перед нами в восьмой главе.
Любимая героиня автора — Татьяна. Она не такая, как ее провинциальное окружение, это очевидно, и этим героиня близка автору. В ней много общего с повествователем: отношение к любви, к дружбе, к жизни. Пушкин наделил ее стремлением к устойчивости. В свою очередь, автор тоже устремлен к дому, к покою, к стабильности. Татьяна представляет собой авторский идеал, но и она недостаточно полно подходит к этому определению. Она избирает опорой в жизни единственную ценность — любовь, а если построить жизнь на сентименталистском представлении о мире ей не удается, то героиню ждет трагедия.

Она избирает опорой в жизни единственную ценность — любовь, а если построить жизнь на сентименталистском представлении о мире ей не удается, то героиню ждет трагедия.
В романе есть еще один герой — Ленский. Он по своему мироощущению близок Татьяне. У обоих романтический склад души, они оба верят в любовь и дружбу. Если же сравнивать Онегина и Ленского, то становится очевидным, что они противостоят друг другу по восприятию жизни, по отношению к ней: один — романтик, идеализирующий жизнь, другой — холодный скептик, в ценности жизни сомневающийся. Молодой поэт автору симпатичен, но его искренность, неподдельность чувств и наивность все же вызывают улыбку. Даже называя его поэтом, автор не имеет в виду человека, пишущего стихи, он вкладывает в это слово другое значение: человек с поэтическим складом души, склонный к романтическим мечтаниям. В Ленском «персонифицировано особое душевное состояние», свойственное юности. Он уходит из жизни так же закономерно, как уходит из жизни человека эта прекрасная пора. Автор «уводит» молодого поэта из жизни потому, что тот интересен и дорог ему прежде всего своим душевным состоянием, юношеской возвышенностью. Но такое состояние не вечно.
В системе образов романа есть только один «гармоничный» человек — автор. Он способен преодолеть и романтическую замкнутость, которой окружил себя Ленский, и сентименталистские представления о мире, которыми живет Татьяна, и сомнения, которые ведут по жизни Онегина. В.Г. Белинский назвал роман «одним из самых трагических произведений русской литературы». Почему же мы не воспринимаем его таким? Думается, благодаря образу автора, который, следуя за героями, оказывается способен разрешить все противоречия, найти выход из любой ситуации. Почему же? Потому что он поэт. Автор не убегает от действительности, а находит красоту и радость в самой жизни. Жизнь течет, продолжается, и она прекрасна — вот к чему приводит нас Пушкин.


Рогальский К. 9 класс, 405 гимназия, С.-Петербург