Чацкий, Онегин, Печорин
И в мире был он одинок...
Д. Байрон
Как стремителен бег времени! Уже более 150 лет отделяют нас от героев Грибоедова, Пушкина, Лермонтова. Но мы вновь и вновь обращаемся к ним, к их чувствам, мыслям, раздумьям, ищем и находим в них близкое и нужное нам, детям беспокойного XX века.
Литература всегда была тесно связана с жизнью общества, отражала в художественной форме самые волнующие проблемы своего времени.
Первая половина XIX века — период, на который приходится жизнь и творчество этих замечательных русских поэтов и писателей — была эпохой великих событий и потрясений; живы были еще идеи Великой Французской революции; Отечественная война 1812 года показала всему миру примеры невиданного мужества русского народа; передовая немецкая философия обосновала вольнолюбивые стремления передовой дворянской молодежи.
Это и есть три составляющие части того первого в России организованного революционного выступления, которое получило название «декабризм».
В литературе, как в зеркале, отразились зарождение, формирование и укрепление свободомыслия, непокорности, бунтарства самой передовой части дворянской молодежи.
Чацкий, Онегин и Печорин — блестящие представители этой молодежи, в делах и поступках которых авторы отразили силу и слабость своего поколения.
Одними из первых в русской литературе показал человека, гордо и прямо противопоставившего себя обществу, удивительный, «загадочный», по словам А. Блока, писатель и человек — Александр Сергеевич Грибоедов
(1795-1829 г.г.) Это был человек одаренный многими талантами: блестящий поэт и писатель, интересный композитор и музыкант, выдающийся дипломат.
Но главное, это был человек яркого ума, благородства, чести, любви к Родине, уважения к русскому народу и страстного желания счастья и свободы России и ее людям.
Многое сближало Грибоедова с декабристами: происхождение, воспитание, образование, участие в Отечественной войне 1812 года. Так же, как и декабристы, он ненавидел крепостное право и неограниченную самодержавную власть. Но во многом Грибоедов был мудрее и прозорливее будущих декабристов. Он выразил сомнение в победе этого движения, заявив, что сто прапорщиков не в состоянии изменить государственный строй России. Но именно Грибоедов показал первого из этих «ста прапорщиков» воплотив в его образе все лучшее, что он видел в будущих декабристах.
Комедия «Горе от ума» создавалась в 1816 — 1824 г.г. — в период, когда в России возникали и действовали первые проблемы общества. Комедия является как бы художественной летописью и историей декабризма. Основной конфликт комедии — столкновение лагеря молодой России, представленного Чацким, и лагеря крепостников, представленного Фамусовым, Скалозубом, Молчалиным и другими, — это не выдумка автора, а отражение той общественной борьбы, которая была характерна для русской жизни начала XIX века.
и, — это не выдумка автора, а отражение той общественной борьбы, которая была характерна для русской жизни начала XIX века.
Против чего же восстает Чацкий, о котором А. Герцен сказал, что это декабрист, шедший прямой дорогой на каторгу. Крепостное право — вот что сковывало творческие силы «умного, бодрого русского народа», препятствовало экономическому и культурному развитию России. В своих страстных монологах Чацкий клеймит позором варварский мир крепостников, где человека ценят за количество крепостных душ, где верного слугу, спасшего жизнь своему господину, «обменяли на борзые две собаки».
Этот мир — «век минувший» — вечный враг Чацкого. Герой комедии — страстный боец против дельцов, шутов, «предателей в любви, в вражде неутолимых, рассказчиков неукротимых.»
Сам Чацкий, несомненно, пламенный патриот, любящий Россию народную, но не государство царя, помещиков и чиновников. Служить Отчизне и народу — вот девиз Чацкого.
Передовое мировоззрение Чацкого, его вера в силу разума, близость свободы сталкиваются с реальной крепостнической действительностью, cо страшным миром фамусовых, отчаянно борющихся за свое положение и привилегии. Комедия заканчивается видимым поражением Чацкого. По словам И. Гончарова, герой «сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей». И. Гончаров называет Чацкого «вечным обличителем лжи, запрятавшейся в пословицу: „один в поле не воин“. Нет, воин, если он — Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и — всегда жертва.» (И.А. Гончаров)
Чацкий любимый герой А.С. Грибоедова. Голос Грибоедова звучащий то насмешливо и гневно, то взволнованно и вдохновенно, — это голос писателя, отдавшего все свое сочувствие Чацкому, а все свое презрение — «толпе его мучителей».
Борьба Чацкого против фамусовского общества не завершилась в комедии. Она и в русской жизни только начиналась.
Если Чацкий — «герой своего времени», герой эпохи, предшествующей воспитанию декабристов, то Евгений Онегин представляет более поздний период русской истории.
Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин», «самое задушевное произведение писателя, самое любимое дитя его фантазий», был начат в 1823 году и завершен в 1831 году. В нем нашли отражения заветные думы и чувства поэта, его взгляды и размышления над современной жизнью.
При всей широте тематики роман «Евгений Онегин» — это прежде всего художественное исследование духовных исканий передовой дворянской молодежи, их сомнений и тревог, стремлений и надежд.
Работа над романом был начата в годы общественного подъема, а закончилась уже после разгрома декабристов, в обстановке николаевской реакции. В годы создания романа автору пришлось пережить ссылки, потерять многих доузей, испытать горечь от гибели лучших людей России.
Поэтому первыеглавы проникнуты радостными, жизнеутверждающими настроениями, а в последних усиливаются трагические мотивы.
главы проникнуты радостными, жизнеутверждающими настроениями, а в последних усиливаются трагические мотивы. Роман явился плодом «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет».
Умом и «сердцем» автор пытается понять и представить на суд читателя духовный и нравственный облик лучших людей своего времени. Типичным представителем их в романе является Евгений Онегин. Даже название романа подчеркивает его центральное место среди остальных персонажей.
Итак, перед нами столичный аристократ. Хотя, Онегин, по шутливому замечанию автора, «учился чему ни будь и как-нибудь», он все же стоит на высоком уровне культуры своего времени, отличались своей эрудицией от большинства окружающих. Пушкинский герой — порождение светского общества, но вместе с тем чужд и враждебен ему. Отчуждение и противостояние окружающему обществу проявляются не сразу. Сначала молодой человек с головой погружается в светскую жизнь, находя в ней радость и удовольствия, но однообразия и пустота этих «радостей и удовольствий» быстро наскучили ему, и, по словам Белинского, он «покинул свет, как это делали слишком немногие.» Онегин слишком глубокая и богатая натура, чтобы не замечать пороков окружающего мира. Многое выделает его из толпы:
Мечтам невольная преданность,
Неподражаемая странность
И резкий, охлажденный ум.
Оставив свет, герой пытается заняться какой либо полезной деятельностью. Он талантлив, пробует писать:
Хотел писать — но труд упорный
Ему был тошен; ничего
Не вышло из пера его
Книги так же быстро надоедают ему:
Как женщин, он оставил книги
И полку с пыльной их семьей
Задернул траурной тафтой.
В имении, полученном в наследство от дяди, Евгений пытается улучшить жизнь крестьян:
Ярем от барщины старинной
Оброком легким заменил...
Но этой единственной реформой и ограничилась вся деятельность Онегина-помещика. И опять жизнь «без цели, без трудов». Судьба посылает ему друга, он искренне привязывается к Ленскому. Онегин и Ленский очень разные, но вместе они олицетворяют то прекрасное, что было присуще молодежи того времени: рассудительность и порывистость, скептицизм и мечтательность, трезвый ум и романтизм. Но светские предрассудки привели к роковому, непоправимому событию: дуэли и гибели Ленского.
«Убив на поединке друга», Онегин остается один на один с муками совести, тоской, разочарованием во всем и во всех.
В подавленном состоянии Онегин покидает деревню, отправляется в странствия. Но и это не спасает его: тоска, хандра и недовольство собой только усиливаются. Это до какой степени отчаяния должен дойти человек, чтобы произнести вот эти слова:
Зачем я пулей в грудь не ранен,
Зачем не хилый я старик,
Как этот бедный откупщик?
Я молод, жизнь вполне крепка,
Чего мне ждать? Тоска, тоска.
д, жизнь вполне крепка,
Чего мне ждать? Тоска, тоска...
По мнению Белинского, Онегин — богатая, одаренная натура, но силы и возможности его остались без применения. В Онегине Пушкин первым из русских писателей показал тип просвещенного дворянина, сложившийся в 20-е годы XIX века. Эта часть дворянской интеллигенции избегала служить царизму, но, в то же время стояла в стороне от общественной деятельности. Такой путь, являясь своеобразным протестом против политической системы, неизбежно обрекал героя на бездействие, пассивность, на обостренное внимание к собственным, эгоистическим интересам и желаниям. Недаром Белинский назвал Онегина «эгоситом поневоле»: бездеятельность, пустота и пошлость жизни душат его, но он так и не знает, чего ему хочется, что ему надо для счастья, душевного покоя и гармонии. Новая встреча с Татьяной открыла в герое способность любить возвышенно и страстно. Но верная долгу, воспитанная в традициях народной нравственности, Татьяна не способна другого человека — своего мужа:
Но я другому отдана;
И буду век ему верна.
Онегин опять одинок. Что ждет его впереди? "… Силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, роман без конца", — так оченил Онегина и «поэму» о нем великий критик Белинский.
Историю жизни «лишнего человека», человека способного на многое и не свершившего ничего, продолжил великий преемник А.С.Пушкина — Михаил Юрьевич Лермонтов, создав роман «Герой нашего времени». Это итоговое произведение Лермонтова, первый русский социально — филосовский и психологический роман в прозе. Как и в стихотворении «Дума», автор пытается найти ответ на волнующий его вопрос: почему молодые люди, умные, энергичные, полные сил, не находят применения своих недюжинным способностям и «вянут без борьбы» в самом начале жизненного пути. История жизни Печорин, представителя поколения 30-х годов, трагическая судьба его — ответ на этот вопрос. В предисловии, к роману автор писал: «Это точно портрет, но портрет, солставленный из пороков всего поколения». Как и в стихотворении «Дума», Лермонтов в романе выносит суровый приговор своему поколению, упрекая его в равнодушии, бездействии, в неспособности «блдее к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного счастья».
Лермонтов глубоко и всестороне раскрывает внутренний мир своего героя, сильные и слабые стороны его натуры, обусловленные временем и средой. Вслед за А.С.Пушкиным Лермонтов делает героем романа типичного представителя образованной дворянской молодежи. Но другим было время и иначе выглядели его «герои». Это был период страшной николаевской реакции, наступившей после разгрома декабрьского восстания. «Черной страницей в истории России» назвал этот период И.А. Герцен. Реакция не смогла заглушить голос М.Ю. Лермонтова, но время наложило свой отпечаток отпечаток на творчество великого поэта, оно диктовало свои темы, образы, настроения.
орчество великого поэта, оно диктовало свои темы, образы, настроения. По словам А. Герцена, "… то были сомнения, отрицания; мысли, полные ярости".
Противоречия между высоким сознанием дворянского интелигента, страстной внутренней активностью души и внешней бездеятельностью, прожиганием жизни в маскарадном аду, в бессмысленном существовании привело к мрачным проклятиям «Думы», прозвучавшей как похоронная песня потерянному поколению:
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы:
Перед опастностью позорно малодушны,
А перед властию — презренные рабы
«Дума» — поэтическое выражение проблем и мыслей романа «Герой нашего времени».
Образ Печорина, главного героя романа, — вершина всего творчества Лермонтова. Писатель смог создать образ героя своего времени, обобщив большой материал жизненных впечатлений, хорошо зная и понимая историческую сущность окружавшей его действительности.
Печорин — сильная личность, в нем много исключительного, особенного: выдающийся ум, необыкновенная сила воли. Раздумывая о людях предшествующих поколений, полной веры, жажды свободы, страстных и пламенных, Печорин причисляет себя к их жалким потомкам, которые скитаются по земле без гордости и убеждений. Отсутствием веры в подвиг, любовь и дружбу и поражденная этим скука лишают для Печорина жизнь всякой ценности. Печорин ощущает в душе своей «силы необъятные», и в то же время он не знает, зачем живет, для какой цели родился. Автор не скрывает недостатков и противоречий своего героя, но это были пороки целого поколения. Трагедия молодого человека усугублялась тем, что он вынужден жить в среде, которую презирал и отвергал. Передовой человек 30-х годов XIX века чувствовал себя «лишним» в своей стране и даже в целом мире. Но в реалистическом романе «Герой нашего времени» Лермонтов уже приводит своего героя к сознанию того, что хотя жизнь и приносит страдания, невыносима «скучна», но лишь в ней человек может обрести счастье, испытать и печаль, и радость.
В этом оптимизм и жизнеутверждающая сила романа «Герой нашего времени».
Таким образом, Чацкий, Онегин, Печорин — типичные представители определенной исторической эпохи, каждый из них — герой своего времени. Время определило их общие черты и те различия, которые позволили современникам увидеть в Чацком будующего декабриста, в Онегине — «эгоиста поневоле», в Печорине «страдающего эгоиста».
Для нас же, детей бурного XX века, эти герои интересны и важны своими высокими, человеческими достоинтсвами: благородством мыслей и стремлений, желанием жить осмысленно, для великого дела; приносить пользу родине и нроду, жичь честно, по совести. Эти человеческие качества вечны, а значит, вечны и всегда будут волновать читателя герои А. Грибоедова, А.Пушктина, М.Лермонтова.
Д. Байрон
Как стремителен бег времени! Уже более 150 лет отделяют нас от героев Грибоедова, Пушкина, Лермонтова. Но мы вновь и вновь обращаемся к ним, к их чувствам, мыслям, раздумьям, ищем и находим в них близкое и нужное нам, детям беспокойного XX века.
Литература всегда была тесно связана с жизнью общества, отражала в художественной форме самые волнующие проблемы своего времени.
Первая половина XIX века — период, на который приходится жизнь и творчество этих замечательных русских поэтов и писателей — была эпохой великих событий и потрясений; живы были еще идеи Великой Французской революции; Отечественная война 1812 года показала всему миру примеры невиданного мужества русского народа; передовая немецкая философия обосновала вольнолюбивые стремления передовой дворянской молодежи.
Это и есть три составляющие части того первого в России организованного революционного выступления, которое получило название «декабризм».
В литературе, как в зеркале, отразились зарождение, формирование и укрепление свободомыслия, непокорности, бунтарства самой передовой части дворянской молодежи.
Чацкий, Онегин и Печорин — блестящие представители этой молодежи, в делах и поступках которых авторы отразили силу и слабость своего поколения.
Одними из первых в русской литературе показал человека, гордо и прямо противопоставившего себя обществу, удивительный, «загадочный», по словам А. Блока, писатель и человек — Александр Сергеевич Грибоедов
(1795-1829 г.г.) Это был человек одаренный многими талантами: блестящий поэт и писатель, интересный композитор и музыкант, выдающийся дипломат.
Но главное, это был человек яркого ума, благородства, чести, любви к Родине, уважения к русскому народу и страстного желания счастья и свободы России и ее людям.
Многое сближало Грибоедова с декабристами: происхождение, воспитание, образование, участие в Отечественной войне 1812 года. Так же, как и декабристы, он ненавидел крепостное право и неограниченную самодержавную власть. Но во многом Грибоедов был мудрее и прозорливее будущих декабристов. Он выразил сомнение в победе этого движения, заявив, что сто прапорщиков не в состоянии изменить государственный строй России. Но именно Грибоедов показал первого из этих «ста прапорщиков» воплотив в его образе все лучшее, что он видел в будущих декабристах.
Комедия «Горе от ума» создавалась в 1816 — 1824 г.г. — в период, когда в России возникали и действовали первые проблемы общества. Комедия является как бы художественной летописью и историей декабризма. Основной конфликт комедии — столкновение лагеря молодой России, представленного Чацким, и лагеря крепостников, представленного Фамусовым, Скалозубом, Молчалиным и другими, — это не выдумка автора, а отражение той общественной борьбы, которая была характерна для русской жизни начала XIX века.
и, — это не выдумка автора, а отражение той общественной борьбы, которая была характерна для русской жизни начала XIX века.
Против чего же восстает Чацкий, о котором А. Герцен сказал, что это декабрист, шедший прямой дорогой на каторгу. Крепостное право — вот что сковывало творческие силы «умного, бодрого русского народа», препятствовало экономическому и культурному развитию России. В своих страстных монологах Чацкий клеймит позором варварский мир крепостников, где человека ценят за количество крепостных душ, где верного слугу, спасшего жизнь своему господину, «обменяли на борзые две собаки».
Этот мир — «век минувший» — вечный враг Чацкого. Герой комедии — страстный боец против дельцов, шутов, «предателей в любви, в вражде неутолимых, рассказчиков неукротимых.»
Сам Чацкий, несомненно, пламенный патриот, любящий Россию народную, но не государство царя, помещиков и чиновников. Служить Отчизне и народу — вот девиз Чацкого.
Передовое мировоззрение Чацкого, его вера в силу разума, близость свободы сталкиваются с реальной крепостнической действительностью, cо страшным миром фамусовых, отчаянно борющихся за свое положение и привилегии. Комедия заканчивается видимым поражением Чацкого. По словам И. Гончарова, герой «сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей». И. Гончаров называет Чацкого «вечным обличителем лжи, запрятавшейся в пословицу: „один в поле не воин“. Нет, воин, если он — Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и — всегда жертва.» (И.А. Гончаров)
Чацкий любимый герой А.С. Грибоедова. Голос Грибоедова звучащий то насмешливо и гневно, то взволнованно и вдохновенно, — это голос писателя, отдавшего все свое сочувствие Чацкому, а все свое презрение — «толпе его мучителей».
Борьба Чацкого против фамусовского общества не завершилась в комедии. Она и в русской жизни только начиналась.
Если Чацкий — «герой своего времени», герой эпохи, предшествующей воспитанию декабристов, то Евгений Онегин представляет более поздний период русской истории.
Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин», «самое задушевное произведение писателя, самое любимое дитя его фантазий», был начат в 1823 году и завершен в 1831 году. В нем нашли отражения заветные думы и чувства поэта, его взгляды и размышления над современной жизнью.
При всей широте тематики роман «Евгений Онегин» — это прежде всего художественное исследование духовных исканий передовой дворянской молодежи, их сомнений и тревог, стремлений и надежд.
Работа над романом был начата в годы общественного подъема, а закончилась уже после разгрома декабристов, в обстановке николаевской реакции. В годы создания романа автору пришлось пережить ссылки, потерять многих доузей, испытать горечь от гибели лучших людей России.
Поэтому первыеглавы проникнуты радостными, жизнеутверждающими настроениями, а в последних усиливаются трагические мотивы.
главы проникнуты радостными, жизнеутверждающими настроениями, а в последних усиливаются трагические мотивы. Роман явился плодом «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет».
Умом и «сердцем» автор пытается понять и представить на суд читателя духовный и нравственный облик лучших людей своего времени. Типичным представителем их в романе является Евгений Онегин. Даже название романа подчеркивает его центральное место среди остальных персонажей.
Итак, перед нами столичный аристократ. Хотя, Онегин, по шутливому замечанию автора, «учился чему ни будь и как-нибудь», он все же стоит на высоком уровне культуры своего времени, отличались своей эрудицией от большинства окружающих. Пушкинский герой — порождение светского общества, но вместе с тем чужд и враждебен ему. Отчуждение и противостояние окружающему обществу проявляются не сразу. Сначала молодой человек с головой погружается в светскую жизнь, находя в ней радость и удовольствия, но однообразия и пустота этих «радостей и удовольствий» быстро наскучили ему, и, по словам Белинского, он «покинул свет, как это делали слишком немногие.» Онегин слишком глубокая и богатая натура, чтобы не замечать пороков окружающего мира. Многое выделает его из толпы:
Мечтам невольная преданность,
Неподражаемая странность
И резкий, охлажденный ум.
Оставив свет, герой пытается заняться какой либо полезной деятельностью. Он талантлив, пробует писать:
Хотел писать — но труд упорный
Ему был тошен; ничего
Не вышло из пера его
Книги так же быстро надоедают ему:
Как женщин, он оставил книги
И полку с пыльной их семьей
Задернул траурной тафтой.
В имении, полученном в наследство от дяди, Евгений пытается улучшить жизнь крестьян:
Ярем от барщины старинной
Оброком легким заменил...
Но этой единственной реформой и ограничилась вся деятельность Онегина-помещика. И опять жизнь «без цели, без трудов». Судьба посылает ему друга, он искренне привязывается к Ленскому. Онегин и Ленский очень разные, но вместе они олицетворяют то прекрасное, что было присуще молодежи того времени: рассудительность и порывистость, скептицизм и мечтательность, трезвый ум и романтизм. Но светские предрассудки привели к роковому, непоправимому событию: дуэли и гибели Ленского.
«Убив на поединке друга», Онегин остается один на один с муками совести, тоской, разочарованием во всем и во всех.
В подавленном состоянии Онегин покидает деревню, отправляется в странствия. Но и это не спасает его: тоска, хандра и недовольство собой только усиливаются. Это до какой степени отчаяния должен дойти человек, чтобы произнести вот эти слова:
Зачем я пулей в грудь не ранен,
Зачем не хилый я старик,
Как этот бедный откупщик?
Я молод, жизнь вполне крепка,
Чего мне ждать? Тоска, тоска.
д, жизнь вполне крепка,
Чего мне ждать? Тоска, тоска...
По мнению Белинского, Онегин — богатая, одаренная натура, но силы и возможности его остались без применения. В Онегине Пушкин первым из русских писателей показал тип просвещенного дворянина, сложившийся в 20-е годы XIX века. Эта часть дворянской интеллигенции избегала служить царизму, но, в то же время стояла в стороне от общественной деятельности. Такой путь, являясь своеобразным протестом против политической системы, неизбежно обрекал героя на бездействие, пассивность, на обостренное внимание к собственным, эгоистическим интересам и желаниям. Недаром Белинский назвал Онегина «эгоситом поневоле»: бездеятельность, пустота и пошлость жизни душат его, но он так и не знает, чего ему хочется, что ему надо для счастья, душевного покоя и гармонии. Новая встреча с Татьяной открыла в герое способность любить возвышенно и страстно. Но верная долгу, воспитанная в традициях народной нравственности, Татьяна не способна другого человека — своего мужа:
Но я другому отдана;
И буду век ему верна.
Онегин опять одинок. Что ждет его впереди? "… Силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, роман без конца", — так оченил Онегина и «поэму» о нем великий критик Белинский.
Историю жизни «лишнего человека», человека способного на многое и не свершившего ничего, продолжил великий преемник А.С.Пушкина — Михаил Юрьевич Лермонтов, создав роман «Герой нашего времени». Это итоговое произведение Лермонтова, первый русский социально — филосовский и психологический роман в прозе. Как и в стихотворении «Дума», автор пытается найти ответ на волнующий его вопрос: почему молодые люди, умные, энергичные, полные сил, не находят применения своих недюжинным способностям и «вянут без борьбы» в самом начале жизненного пути. История жизни Печорин, представителя поколения 30-х годов, трагическая судьба его — ответ на этот вопрос. В предисловии, к роману автор писал: «Это точно портрет, но портрет, солставленный из пороков всего поколения». Как и в стихотворении «Дума», Лермонтов в романе выносит суровый приговор своему поколению, упрекая его в равнодушии, бездействии, в неспособности «блдее к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного счастья».
Лермонтов глубоко и всестороне раскрывает внутренний мир своего героя, сильные и слабые стороны его натуры, обусловленные временем и средой. Вслед за А.С.Пушкиным Лермонтов делает героем романа типичного представителя образованной дворянской молодежи. Но другим было время и иначе выглядели его «герои». Это был период страшной николаевской реакции, наступившей после разгрома декабрьского восстания. «Черной страницей в истории России» назвал этот период И.А. Герцен. Реакция не смогла заглушить голос М.Ю. Лермонтова, но время наложило свой отпечаток отпечаток на творчество великого поэта, оно диктовало свои темы, образы, настроения.
орчество великого поэта, оно диктовало свои темы, образы, настроения. По словам А. Герцена, "… то были сомнения, отрицания; мысли, полные ярости".
Противоречия между высоким сознанием дворянского интелигента, страстной внутренней активностью души и внешней бездеятельностью, прожиганием жизни в маскарадном аду, в бессмысленном существовании привело к мрачным проклятиям «Думы», прозвучавшей как похоронная песня потерянному поколению:
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы:
Перед опастностью позорно малодушны,
А перед властию — презренные рабы
«Дума» — поэтическое выражение проблем и мыслей романа «Герой нашего времени».
Образ Печорина, главного героя романа, — вершина всего творчества Лермонтова. Писатель смог создать образ героя своего времени, обобщив большой материал жизненных впечатлений, хорошо зная и понимая историческую сущность окружавшей его действительности.
Печорин — сильная личность, в нем много исключительного, особенного: выдающийся ум, необыкновенная сила воли. Раздумывая о людях предшествующих поколений, полной веры, жажды свободы, страстных и пламенных, Печорин причисляет себя к их жалким потомкам, которые скитаются по земле без гордости и убеждений. Отсутствием веры в подвиг, любовь и дружбу и поражденная этим скука лишают для Печорина жизнь всякой ценности. Печорин ощущает в душе своей «силы необъятные», и в то же время он не знает, зачем живет, для какой цели родился. Автор не скрывает недостатков и противоречий своего героя, но это были пороки целого поколения. Трагедия молодого человека усугублялась тем, что он вынужден жить в среде, которую презирал и отвергал. Передовой человек 30-х годов XIX века чувствовал себя «лишним» в своей стране и даже в целом мире. Но в реалистическом романе «Герой нашего времени» Лермонтов уже приводит своего героя к сознанию того, что хотя жизнь и приносит страдания, невыносима «скучна», но лишь в ней человек может обрести счастье, испытать и печаль, и радость.
В этом оптимизм и жизнеутверждающая сила романа «Герой нашего времени».
Таким образом, Чацкий, Онегин, Печорин — типичные представители определенной исторической эпохи, каждый из них — герой своего времени. Время определило их общие черты и те различия, которые позволили современникам увидеть в Чацком будующего декабриста, в Онегине — «эгоиста поневоле», в Печорине «страдающего эгоиста».
Для нас же, детей бурного XX века, эти герои интересны и важны своими высокими, человеческими достоинтсвами: благородством мыслей и стремлений, желанием жить осмысленно, для великого дела; приносить пользу родине и нроду, жичь честно, по совести. Эти человеческие качества вечны, а значит, вечны и всегда будут волновать читателя герои А. Грибоедова, А.Пушктина, М.Лермонтова.