Русские сочинения
-
Пушкин А.С.
-
Евгений Онегин
-
"Даль свободного романа". Замысел и творческая история "Евгения Онегина"
"Даль свободного романа". Замысел и творческая история "Евгения Онегина"
Прежде чем говорить о романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин», напомним, что об этом произведении существует огромный пласт критической литературы, и с некоторыми книгами и статьями о романе мы настоятельно рекомендуем вам познакомиться.
Долинина Н. Прочитаем «Онегина» вместе. СПб.: «Лицей», 1998.
Лотман Ю.М. Роман Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий. СПб., 1995.
Михайлова Н.И. «Собранье пестрых глав»: О романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». М., 1994.
Непомнящий В. Книга, обращенная к нам. «Евгений Онегин» как «проблемный роман» // Литература в школе, 2000, № 1, 6.
Достоевский Ф.М. Пушкин. Очерк. В кн. Достоевский Ф.М. Избранные сочинения. М.: «Художественная литература», 1990.
Время создания романа: май 1823 — октябрь 1831 года. Первое упоминание о нем находим в письме П.А. Вяземскому из Одессы 4 ноября 1823 года: «Что касается до моих занятий, я теперь пишу не роман, а роман в стихах — дьявольская разница». Особенности жанра «романа в стихах» заключаются в том, что это лиро-эпический жанр, который предполагает взаимопереплетение двух сюжетов — эпического, главные герои которого Онегин и Татьяна, и лирического, где главный герой — персонаж, называемый автором, то есть лирический герой романа. Образы Онегина, Татьяны и автора — центральные в образной системе произведения.
В.Г. Белинский назвал «Онегина» «энциклопедией русской жизни». Действительно, роман написан как хроника: сквозь призму жизни обычного светского молодого человека — Евгения, судьбы автобиографического лирического героя, судьбы Татьяны изображается жизнь России первой четверти XIX в. Время действия и время создания романа примерно совпадают. Но в романе не свершилось главное переломное событие эпохи — восстание декабристов: сюжет «Евгения Онегина» обрывается накануне восстания. Значит, автор оценивает александровскую эпоху и «изнутри», и из эпохи иной — николаевской.
Произошла смена эпох: работа над романом начата при Александре I, продолжена и закончена в царствование Николая I, когда все нравственные ориентиры в обществе резко изменились.
Эти годы непросты и в биографии самого поэта. Традиционно творческий путь Пушкина делится на следующие периоды:
— до 1816 года (эпоха ученичества);
— 1816-1823 (раннее творчество, когда окончательно определился и окреп собственный его поэтический голос);
— 1823-1830 (зрелое творчество);
— 1830-1837 (поздний период).
Работа над романом в стихах начата в переломном для автора 23-м году. 1823-1824 годы — кризисные в жизни А.С. Пушкина. Конец южной ссылки, высылка в Михайловское под надзор отца; серьезная переоценка ценностей, которая сопровождалась отходом поэта от романтизма… В его творчестве все сильнее проявляются реалистические тенденции.
Метод реализма предполагает отсутствие заданности, изначального четкого плана развития действия: образы героев развиваются не просто по воле автора, развитие обусловлено теми психологическими и историческими чертами, которые заложены в образах.
втора, развитие обусловлено теми психологическими и историческими чертами, которые заложены в образах. Завершая VIII главу, автор сам подчеркивает эту особенность романа:
И даль свободного романа
Я сквозь магический кристалл
Еще неясно различал.
Определив в посвящении П.А. Плетневу роман как «собранье пестрых глав», Пушкин подчеркивает еще одну ключевую черту реалистического произведения: роман как бы «разомкнут» во времени, каждая глава могла бы стать последней, но может иметь и продолжение, открытым может считаться и финал «Онегина». Пушкин издавал «Евгения Онегина» главами — по мере написания, тем самым подчеркивая самостоятельную ценность каждой главы. Реалистично и само название романа, потому что оно идет вразрез с бытовавшими в ту пору литературными традициями: отсутствует так называемая экспликация, то есть развертывание, разъяснение названия-имени героя («Памела, или Награжденная добродетель»).
М. Лотман, выбором названия романа "… определялись жанровая природа текста и характер читательского ожидания. Включение в название не только имени, но и фамилии героя, причем не условно-литературных, а реально-бытовых, возможно было лишь в относительно небольшом круге жанров, ориентированных на современное содержание и создающих иллюзию истинности происшествия" (Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий. СПб., 1995). По-своему усиливают атмосферу «реальности» героев и их судеб вплетенные в ткань романа «документы» — письма Татьяны и Онегина и песня девушек. Кроме того, важную роль в создании «эффекта достоверности» происходящего играет пересечение романного времени и реального, встречи героев «Евгения Онегина» с реальными людьми, современниками Пушкина, имеющими достаточную известность. Так, Онегин — приятель Каверина:
К Talon помчался — он уверен,
Что там уж ждет его Каверин...
Татьяна в Москве встречается с Петром Вяземским:
К ней как-то Вяземский подсел...
Той же задаче подчинено и пересечение литературного времени и пространства романа с временем и пространством других художественных произведений. Текст романа насыщен литературными реминисценциями — Онегин сравнивается то с реальным Чаадаевым («Второй Чадаев, мой Евгений...»), то с героем комедии «Горе от ума» Чацким (напомним, что в образе Чацкого Грибоедов отразил некоторые черты П.Я. Чаадаева). На именины Татьяны приходят герои Фонвизина — «Скотининых чета седая». Одна из целей этого приема — воссоздание подлинной культурной атмосферы эпохи.
Реализм требует, чтобы в произведении ощущалось движение времени (сравните, например, с романтической поэмой Пушкина «Цыгане», где безразлично, длится действие месяц или год). Как бы отмечая временные промежутки, события которых не отражены в романе, Пушкин прибегает к приему опущенных строф (например, фиктивный пропуск для обозначения прошедшего времени в I главе — строфыXXXIX-XLI).
XXXIX-XLI).
Они не включены в основной текст романа, но бесконечно важны для глубокого целостного восприятия пушкинского произведения: духовная эволюция героя все-таки совершается в романе, хотя и за рамками сюжета.
Долинина Н. Прочитаем «Онегина» вместе. СПб.: «Лицей», 1998.
Лотман Ю.М. Роман Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий. СПб., 1995.
Михайлова Н.И. «Собранье пестрых глав»: О романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». М., 1994.
Непомнящий В. Книга, обращенная к нам. «Евгений Онегин» как «проблемный роман» // Литература в школе, 2000, № 1, 6.
Достоевский Ф.М. Пушкин. Очерк. В кн. Достоевский Ф.М. Избранные сочинения. М.: «Художественная литература», 1990.
Время создания романа: май 1823 — октябрь 1831 года. Первое упоминание о нем находим в письме П.А. Вяземскому из Одессы 4 ноября 1823 года: «Что касается до моих занятий, я теперь пишу не роман, а роман в стихах — дьявольская разница». Особенности жанра «романа в стихах» заключаются в том, что это лиро-эпический жанр, который предполагает взаимопереплетение двух сюжетов — эпического, главные герои которого Онегин и Татьяна, и лирического, где главный герой — персонаж, называемый автором, то есть лирический герой романа. Образы Онегина, Татьяны и автора — центральные в образной системе произведения.
В.Г. Белинский назвал «Онегина» «энциклопедией русской жизни». Действительно, роман написан как хроника: сквозь призму жизни обычного светского молодого человека — Евгения, судьбы автобиографического лирического героя, судьбы Татьяны изображается жизнь России первой четверти XIX в. Время действия и время создания романа примерно совпадают. Но в романе не свершилось главное переломное событие эпохи — восстание декабристов: сюжет «Евгения Онегина» обрывается накануне восстания. Значит, автор оценивает александровскую эпоху и «изнутри», и из эпохи иной — николаевской.
Произошла смена эпох: работа над романом начата при Александре I, продолжена и закончена в царствование Николая I, когда все нравственные ориентиры в обществе резко изменились.
Эти годы непросты и в биографии самого поэта. Традиционно творческий путь Пушкина делится на следующие периоды:
— до 1816 года (эпоха ученичества);
— 1816-1823 (раннее творчество, когда окончательно определился и окреп собственный его поэтический голос);
— 1823-1830 (зрелое творчество);
— 1830-1837 (поздний период).
Работа над романом в стихах начата в переломном для автора 23-м году. 1823-1824 годы — кризисные в жизни А.С. Пушкина. Конец южной ссылки, высылка в Михайловское под надзор отца; серьезная переоценка ценностей, которая сопровождалась отходом поэта от романтизма… В его творчестве все сильнее проявляются реалистические тенденции.
Метод реализма предполагает отсутствие заданности, изначального четкого плана развития действия: образы героев развиваются не просто по воле автора, развитие обусловлено теми психологическими и историческими чертами, которые заложены в образах.
втора, развитие обусловлено теми психологическими и историческими чертами, которые заложены в образах. Завершая VIII главу, автор сам подчеркивает эту особенность романа:
И даль свободного романа
Я сквозь магический кристалл
Еще неясно различал.
Определив в посвящении П.А. Плетневу роман как «собранье пестрых глав», Пушкин подчеркивает еще одну ключевую черту реалистического произведения: роман как бы «разомкнут» во времени, каждая глава могла бы стать последней, но может иметь и продолжение, открытым может считаться и финал «Онегина». Пушкин издавал «Евгения Онегина» главами — по мере написания, тем самым подчеркивая самостоятельную ценность каждой главы. Реалистично и само название романа, потому что оно идет вразрез с бытовавшими в ту пору литературными традициями: отсутствует так называемая экспликация, то есть развертывание, разъяснение названия-имени героя («Памела, или Награжденная добродетель»).
М. Лотман, выбором названия романа "… определялись жанровая природа текста и характер читательского ожидания. Включение в название не только имени, но и фамилии героя, причем не условно-литературных, а реально-бытовых, возможно было лишь в относительно небольшом круге жанров, ориентированных на современное содержание и создающих иллюзию истинности происшествия" (Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий. СПб., 1995). По-своему усиливают атмосферу «реальности» героев и их судеб вплетенные в ткань романа «документы» — письма Татьяны и Онегина и песня девушек. Кроме того, важную роль в создании «эффекта достоверности» происходящего играет пересечение романного времени и реального, встречи героев «Евгения Онегина» с реальными людьми, современниками Пушкина, имеющими достаточную известность. Так, Онегин — приятель Каверина:
К Talon помчался — он уверен,
Что там уж ждет его Каверин...
Татьяна в Москве встречается с Петром Вяземским:
К ней как-то Вяземский подсел...
Той же задаче подчинено и пересечение литературного времени и пространства романа с временем и пространством других художественных произведений. Текст романа насыщен литературными реминисценциями — Онегин сравнивается то с реальным Чаадаевым («Второй Чадаев, мой Евгений...»), то с героем комедии «Горе от ума» Чацким (напомним, что в образе Чацкого Грибоедов отразил некоторые черты П.Я. Чаадаева). На именины Татьяны приходят герои Фонвизина — «Скотининых чета седая». Одна из целей этого приема — воссоздание подлинной культурной атмосферы эпохи.
Реализм требует, чтобы в произведении ощущалось движение времени (сравните, например, с романтической поэмой Пушкина «Цыгане», где безразлично, длится действие месяц или год). Как бы отмечая временные промежутки, события которых не отражены в романе, Пушкин прибегает к приему опущенных строф (например, фиктивный пропуск для обозначения прошедшего времени в I главе — строфыXXXIX-XLI).
XXXIX-XLI).
Они не включены в основной текст романа, но бесконечно важны для глубокого целостного восприятия пушкинского произведения: духовная эволюция героя все-таки совершается в романе, хотя и за рамками сюжета.