ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН - "ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОЙ ЖИЗНИ"
«ЕВГЕНИЙОНЕГИН» — «ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОЙ ЖИЗНИ»
«Евгений Онегин» — вершина творчества А.С.Пушкина. В своей
восьмой статье «Евгений Онегин» В.Г.Белинский писал: «Онегин» есть
самое задушевное произведение Пушкина,самое любимое дитя его
фантазии, и можно указать слишком нанемногие творения, в которых
личность поэта отразилась бы с такоюполнотою, светло и ясно, как
отразилась в «Онегине» личностьПушкина. Здесь вся жизнь, вся душа,
вся любовь его; здесь его чувства, понятия,идеалы… Не говоря уже об
эстетическом достоинстве «Онегина»,эта поэма имеет для нас, русских,
огромное историческое и общественноезначение".
«Евгений Онегин» — уникальноепроизведение. Уникальным его делает
широта охвата действительности,многосюжетность, описание
отличительных особенностей эпохи, ееколорита. Именно это дало
основание В.Г. Белинскому в своей статье «ЕвгенийОнегин» сделать
вывод: «Онегина» можно назватьэнциклопедией русской жизни и в
высшей степени народным произведением".
В этом произведении отразился век исовременный человек". В нем,
как в энциклопедии, можно узнать все обэпохе: о том, как одевались и
что было в моде, что люди ценили большевсего, о чем они
разговаривали, какими интересами они жили.В «Евгении Онегине»
отразилась вся русская жизнь. Кратко, нолаконично изобразил автор
глухую помещичью провинцию, крепостнуюдеревню, барскую Москву,
светский Петербург, губернские города (впутешествии Онегина).
Пушкин правдиво изобразил ту среду, вкоторой живут главные герои
его романа. Автор воспроизвел атмосферугородских дворянских
салонов, в которых прошла молодость Онегина.Вспомним, как
Пушкин описывает первый выход Онегина всвет: Он по-французски
совершенно Мог изъясняться и писал, Легкомазурку танцевал И
кланялся нenpuнуждeннo,Чего ж вам больше? Свет решил, Что он
умен и очень мил.
На мой взгляд, такого рода идеалы былиприсущи еще барской Москве
времен А.С. Грибоедова, описанной в комедии«Горе от ума». Что же
это? Неужели ничего не изменилось? Ксожалению, нет. Как и тогда, в
обществе царит скука, клевета, зависть. Каки тогда, люди тратят свои
внутренние силы на сплетни и злобу. Это ипорождает пустоту мыслей,
холодность сердец, преждевременноестарение души и постоянная
суета, царящая в свете, превращает жизньлюдей в однообразную и
пеструю, внешне ослепительную, но в то жевремя лишенную русской
жизни. Искренне она признается Евгению:
А мне, Онегин, пышность эта, Постылой жизнимишура, Мои успехи в
вихре света, Мой модный дом и вечера, Что вних?.
Это общество коверкаетдуши людей, принуждает соблюдать порядки,
заведенные в свете. Именно из-за этогоОнегин убивает на поединке
Ленского. Ведь как бы душа Евгения непротестовала против поединка,
социальные условности все-таки взяли верх.И вот общественное
мненье! Пружина чести, наш кумир! И вот начем вертится мир! -
восклицает Пушкин.
Светское общество в романе неоднородно. Этои «светская черта»,
превратившая погоню за модой в главныйпринцип жизни, и в тоже
время круг людей, принятых в петербургскомсалоне Татьяны, является
истинной интеллигенцией. Очень вернообъясняет это противоречие
Юрий Лотман в своих комментариях к роману:«Образ света получал
двойное освещение: с одной стороны, мирбездушный и механический,
он оставался объектом обсуждений, с другой — как сфера, в которой
развивается русская культура, жизньодухотворяется игрой
интеллектуальных и.духовных сил, поэзией,гордостью, как мир
Карамзина и декабристов, Жуковского: исамого автора „Евгения
Онегина“, он сохраняет безусловнуюценность».
Общество неоднородно. От самого человеказависит, примет он
нравственные законы малодушногобольшинства или лучших
представителей света.
Сам Пушкин принадлежал к высшимаристократическим кругам.
Поэтому в романе он изобразил, как ЕвгенийОнегин тратит свои
лучшие годы на балы, театры, любовныеприключения. Однако очень
скоро Онегин начинает понимать, что этажизнь пуста, что за «вне ней
мишурой» не стоит ничего. Но, несмотря нина что, этот герой стоит
выше своих сверстников. Именно это, на мойвзгляд, вынудило
Евгения потерять интерес к жизни. Онвпадает в глубокую хандру:
Хандра ждала его на страже? И бегала за нимона, Как тень иль верная
жена.
Барское отвращение к труду, привычка ксвободе и покою, безволие и
эгоизм — вот то наследие, которое Онегинполучил от «высшего света».
Провинциальное общество предстает в романекарикатурой на высший
свет. Одно появление четы Скотининых наименинах Татьяны
заставляет читателей смеяться сквозь слезы.Ведь эти герои уже не
первый раз появляются насцене. За 50 лет до появления на свет
«Евгения Онегина» эта чета былавысмеяна Фонвизиным в комедии
«Недоросль». Таким образом, Пушкинпоказывает, что за срок,
отделяющий современную Пушкину провинциюот провинции,
описанной Фонвизиным, ничего не изменилось.
Представителями провинциального обществаявляются семейства
Лариных и Ленских. Пушкин тщательноописывает их увлечения, то,
как они привыкли проводить время. Они нечитали книг и жили, в
основном, пережитками старины. Пушкин,раскрывая характер отца
Татьяны, писал: Отец ее был добрый малый, Впрошедшем веке
запоздалый, Но в книгах не видал вреда; Он,не читая никогда, Их
почитал простой игрушкой...
Таково было большинство представителейпровинциального общества.
Но на фоне этой глухой помещичьей провинцииавтор изображает
«милую» Татьяну, с чистой душой, добрымсердцем. Почему эта героиня
так непохожа на своих близких, на сеструОльгу, ведь воспитывались
они в одной семье? Прежде всего потому, чтоТатьяна много читала, ей
нравилось бродить среди дубрав, мечтать,«она любила на балконе
предупреждать зари восход, когда на бледномнебосклоне звезд исчезает
хоровод...» Глубокой основой образаТатьяны является народность.
Именно это помогло ей победить высший свет,и в этой победе — залог
победы духа народности над всем емупротивостоящим. Весь милый для
Пушкина облик Татьяны сближен сисключительно поэтической
русской природой, лишенной экзотики. Отсюдаи возникает
характерное противопоставлениедеревенской жизни героини, полной
тихих и поэтических прелестей, светскойсуете, где героиня вынуждена
носить маску холодной и учтивой вежливости.Белинский писал:
«Природа создала Татьяну для любви,общество пересоздало ее». На мой
взгляд, это не так. Попав в светскоеобщество, она осталась той же
чистой и возвышенной Таней, преданнойдеревне, своей полке книг,
воспоминанию о своей няне: Татьяна смотрити нe видит, Волненье
света нeнaвuдum, Ей душно здесь..., она мечтойСтремится к жизни
полевой, В деревню, к бедным поселянам, Вуединенный уголок...
Белинский считает, что жизнь Татьяны — страдание, ибо весь ее облик,
ее чувства и мысли находятся в противоречиис окружающим ее миром.
Пушкин умел коснуться так многого,намекнуть о столь многом, что
принадлежит исключительно к миру русскойприроды, к миру русского
общества?" — отмечал Белинский вкритической статье. Я думаю с
этими словами согласятся все, ведь никто, кроме Пушкина, не умел так
красочно описать жизнь русского обществана столь интересной стадии
развития. И я полностью согласна сБелинским, считавшим «Евгения
Онегина» «энциклопедией русской жизни».Роман А.С. Пушкина оказал
огромное влияние на современную ипоследующую литературу. «Пусть
идет время и приводит с собою новыепотребности новые идеи, пусть
растет русское общество и обгоняет „Онегина“:как бы далеко оно ни
ушло, но всегда будет оно любить эту поэму,всегда будет останавливать
на ней исполненный любви и благодарностивзор».
«Евгений Онегин» — вершина творчества А.С.Пушкина. В своей
восьмой статье «Евгений Онегин» В.Г.Белинский писал: «Онегин» есть
самое задушевное произведение Пушкина,самое любимое дитя его
фантазии, и можно указать слишком нанемногие творения, в которых
личность поэта отразилась бы с такоюполнотою, светло и ясно, как
отразилась в «Онегине» личностьПушкина. Здесь вся жизнь, вся душа,
вся любовь его; здесь его чувства, понятия,идеалы… Не говоря уже об
эстетическом достоинстве «Онегина»,эта поэма имеет для нас, русских,
огромное историческое и общественноезначение".
«Евгений Онегин» — уникальноепроизведение. Уникальным его делает
широта охвата действительности,многосюжетность, описание
отличительных особенностей эпохи, ееколорита. Именно это дало
основание В.Г. Белинскому в своей статье «ЕвгенийОнегин» сделать
вывод: «Онегина» можно назватьэнциклопедией русской жизни и в
высшей степени народным произведением".
В этом произведении отразился век исовременный человек". В нем,
как в энциклопедии, можно узнать все обэпохе: о том, как одевались и
что было в моде, что люди ценили большевсего, о чем они
разговаривали, какими интересами они жили.В «Евгении Онегине»
отразилась вся русская жизнь. Кратко, нолаконично изобразил автор
глухую помещичью провинцию, крепостнуюдеревню, барскую Москву,
светский Петербург, губернские города (впутешествии Онегина).
Пушкин правдиво изобразил ту среду, вкоторой живут главные герои
его романа. Автор воспроизвел атмосферугородских дворянских
салонов, в которых прошла молодость Онегина.Вспомним, как
Пушкин описывает первый выход Онегина всвет: Он по-французски
совершенно Мог изъясняться и писал, Легкомазурку танцевал И
кланялся нenpuнуждeннo,Чего ж вам больше? Свет решил, Что он
умен и очень мил.
На мой взгляд, такого рода идеалы былиприсущи еще барской Москве
времен А.С. Грибоедова, описанной в комедии«Горе от ума». Что же
это? Неужели ничего не изменилось? Ксожалению, нет. Как и тогда, в
обществе царит скука, клевета, зависть. Каки тогда, люди тратят свои
внутренние силы на сплетни и злобу. Это ипорождает пустоту мыслей,
холодность сердец, преждевременноестарение души и постоянная
суета, царящая в свете, превращает жизньлюдей в однообразную и
пеструю, внешне ослепительную, но в то жевремя лишенную русской
жизни. Искренне она признается Евгению:
А мне, Онегин, пышность эта, Постылой жизнимишура, Мои успехи в
вихре света, Мой модный дом и вечера, Что вних?.
Это общество коверкаетдуши людей, принуждает соблюдать порядки,
заведенные в свете. Именно из-за этогоОнегин убивает на поединке
Ленского. Ведь как бы душа Евгения непротестовала против поединка,
социальные условности все-таки взяли верх.И вот общественное
мненье! Пружина чести, наш кумир! И вот начем вертится мир! -
восклицает Пушкин.
Светское общество в романе неоднородно. Этои «светская черта»,
превратившая погоню за модой в главныйпринцип жизни, и в тоже
время круг людей, принятых в петербургскомсалоне Татьяны, является
истинной интеллигенцией. Очень вернообъясняет это противоречие
Юрий Лотман в своих комментариях к роману:«Образ света получал
двойное освещение: с одной стороны, мирбездушный и механический,
он оставался объектом обсуждений, с другой — как сфера, в которой
развивается русская культура, жизньодухотворяется игрой
интеллектуальных и.духовных сил, поэзией,гордостью, как мир
Карамзина и декабристов, Жуковского: исамого автора „Евгения
Онегина“, он сохраняет безусловнуюценность».
Общество неоднородно. От самого человеказависит, примет он
нравственные законы малодушногобольшинства или лучших
представителей света.
Сам Пушкин принадлежал к высшимаристократическим кругам.
Поэтому в романе он изобразил, как ЕвгенийОнегин тратит свои
лучшие годы на балы, театры, любовныеприключения. Однако очень
скоро Онегин начинает понимать, что этажизнь пуста, что за «вне ней
мишурой» не стоит ничего. Но, несмотря нина что, этот герой стоит
выше своих сверстников. Именно это, на мойвзгляд, вынудило
Евгения потерять интерес к жизни. Онвпадает в глубокую хандру:
Хандра ждала его на страже? И бегала за нимона, Как тень иль верная
жена.
Барское отвращение к труду, привычка ксвободе и покою, безволие и
эгоизм — вот то наследие, которое Онегинполучил от «высшего света».
Провинциальное общество предстает в романекарикатурой на высший
свет. Одно появление четы Скотининых наименинах Татьяны
заставляет читателей смеяться сквозь слезы.Ведь эти герои уже не
первый раз появляются насцене. За 50 лет до появления на свет
«Евгения Онегина» эта чета былавысмеяна Фонвизиным в комедии
«Недоросль». Таким образом, Пушкинпоказывает, что за срок,
отделяющий современную Пушкину провинциюот провинции,
описанной Фонвизиным, ничего не изменилось.
Представителями провинциального обществаявляются семейства
Лариных и Ленских. Пушкин тщательноописывает их увлечения, то,
как они привыкли проводить время. Они нечитали книг и жили, в
основном, пережитками старины. Пушкин,раскрывая характер отца
Татьяны, писал: Отец ее был добрый малый, Впрошедшем веке
запоздалый, Но в книгах не видал вреда; Он,не читая никогда, Их
почитал простой игрушкой...
Таково было большинство представителейпровинциального общества.
Но на фоне этой глухой помещичьей провинцииавтор изображает
«милую» Татьяну, с чистой душой, добрымсердцем. Почему эта героиня
так непохожа на своих близких, на сеструОльгу, ведь воспитывались
они в одной семье? Прежде всего потому, чтоТатьяна много читала, ей
нравилось бродить среди дубрав, мечтать,«она любила на балконе
предупреждать зари восход, когда на бледномнебосклоне звезд исчезает
хоровод...» Глубокой основой образаТатьяны является народность.
Именно это помогло ей победить высший свет,и в этой победе — залог
победы духа народности над всем емупротивостоящим. Весь милый для
Пушкина облик Татьяны сближен сисключительно поэтической
русской природой, лишенной экзотики. Отсюдаи возникает
характерное противопоставлениедеревенской жизни героини, полной
тихих и поэтических прелестей, светскойсуете, где героиня вынуждена
носить маску холодной и учтивой вежливости.Белинский писал:
«Природа создала Татьяну для любви,общество пересоздало ее». На мой
взгляд, это не так. Попав в светскоеобщество, она осталась той же
чистой и возвышенной Таней, преданнойдеревне, своей полке книг,
воспоминанию о своей няне: Татьяна смотрити нe видит, Волненье
света нeнaвuдum, Ей душно здесь..., она мечтойСтремится к жизни
полевой, В деревню, к бедным поселянам, Вуединенный уголок...
Белинский считает, что жизнь Татьяны — страдание, ибо весь ее облик,
ее чувства и мысли находятся в противоречиис окружающим ее миром.
Пушкин умел коснуться так многого,намекнуть о столь многом, что
принадлежит исключительно к миру русскойприроды, к миру русского
общества?" — отмечал Белинский вкритической статье. Я думаю с
этими словами согласятся все, ведь никто, кроме Пушкина, не умел так
красочно описать жизнь русского обществана столь интересной стадии
развития. И я полностью согласна сБелинским, считавшим «Евгения
Онегина» «энциклопедией русской жизни».Роман А.С. Пушкина оказал
огромное влияние на современную ипоследующую литературу. «Пусть
идет время и приводит с собою новыепотребности новые идеи, пусть
растет русское общество и обгоняет „Онегина“:как бы далеко оно ни
ушло, но всегда будет оно любить эту поэму,всегда будет останавливать
на ней исполненный любви и благодарностивзор».