Русские сочинения - Пушкин А.С. - Евгений Онегин - Изображение поместного дворянства в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

Изображение поместного дворянства в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

всегда был простым барином: в молодости он участвовал в русско-турецкой войне, заслужил чин бригадира и медаль за взятие Очакова. Мать Татьяны возвышенно, романтично любила сержанта гвардии, потом испытала душевную драму, когда ее выдали замуж за нелюбимого человека. Размеренная, спокойная жизнь «по привычке» привела к внутреннему оскудению, угасанию душевных порывов матери Татьяны и ее мужа. Поэту больно осознавать, как легко люди превращаются в обывателей, медленно доживающих свой век. И все-таки семья Лариных – лучшая среди поместных дворян. В их доме выросла не только обычная, ничем не выделяющаяся Ольга – наиболее распространенный тип дворянской девушки начала XIX века, но и духовно богатая натура – Татьяна.
В портрете же другого обывателя у Пушкина появляются обличительные мотивы. Поэт рассказывает о деревенском дяде Онегина, который:
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел и мух давил.
В двух строчках показана целая жизнь человека, наполненная невыразимой скукой: сорок лет он провел в глухой деревне без дела, без семьи, в мелочных склоках.
Другие соседи Лариных изображаются в резко сатирических красках. Сначала Пушкин создает коллективный портрет помещиков, которые «благоразумно» беседуют
О сенокосе, о вине,
О псарне, о своей родне…
В этом коротком перечне тем представлена полная картина низменного существования помещиков. Все их помыслы – о еде, питье, о том, как выгоднее «пристроить» дочерей:
Все дочек прочили своих
За полурусского соседа…
В убогом мире и ценятся посредственности, которые «умеют обращаться», т.е. поклоняться тем, кто имеет состояние, связи, определенный «вес». Осуждая Онегина за непочтительность, местные дворяне разоблачают свои нравы:
Сосед наш неуч, сумасбродит,
Он фармазон; он пьет одно
Стаканом красное вино;
Он дамам к ручке не подходит;
Все «да» да «нет». Не скажет «да-с»
Иль «нет-с». Таков был общий глас.
Ненависть к просвещению, духовная ограниченность, пошлость – вот черты, которые объединяют соседей Лариных.
На именинах Татьяны показаны их убогие развлечения, слухи, сплетни, карты, чревоугодие:
Довольный праздничным обедом,
Сосед сопит перед соседом;
Подсели дамы к камельку;
Девицы шепчут в уголку;
Столы зеленые раскрыты…
В изображении дворян ирония поэта доходит до сарказма. Он выбирает «сниженную» лексику; глагол «пищат» отражает силу презрения автора к ущербным людям:
…Но вскоре гости понемногу
Подъемлют общую тревогу.
Никто не слушает, кричат,
Смеются, спорят и пищат.
Пушкин искусно рисует индивидуальные портреты помещиков. Так характеризуется отставной советник Флянов: «… тяжелый сплетник, старый плут, обжора, взяточник и шут». Характеристика звучит как эпиграмма. С помощью острых и емких деталей поэт продолжает создавать галерею представителей деревенского света:
С своей супругою дородной
Приехал толстый Пустяков…
У многих гостей «говорящие» фамилии: Пустяков, Скотинины. Герои напоминают персонажей из комедий Д.И.Фонвизина и А.С.Грибоедова. «Говорящая» фамилия у Гвоздина.

всегда был простым барином: в молодости он участвовал в русско-турецкой войне, заслужил чин бригадира и медаль за взятие Очакова. Мать Татьяны возвышенно, романтично любила сержанта гвардии, потом испытала душевную драму, когда ее выдали замуж за нелюбимого человека. Размеренная, спокойная жизнь «по привычке» привела к внутреннему оскудению, угасанию душевных порывов матери Татьяны и ее мужа. Поэту больно осознавать, как легко люди превращаются в обывателей, медленно доживающих свой век. И все-таки семья Лариных – лучшая среди поместных дворян. В их доме выросла не только обычная, ничем не выделяющаяся Ольга – наиболее распространенный тип дворянской девушки начала XIX века, но и духовно богатая натура – Татьяна.
В портрете же другого обывателя у Пушкина появляются обличительные мотивы. Поэт рассказывает о деревенском дяде Онегина, который:
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел и мух давил.
В двух строчках показана целая жизнь человека, наполненная невыразимой скукой: сорок лет он провел в глухой деревне без дела, без семьи, в мелочных склоках.
Другие соседи Лариных изображаются в резко сатирических красках. Сначала Пушкин создает коллективный портрет помещиков, которые «благоразумно» беседуют
О сенокосе, о вине,
О псарне, о своей родне…
В этом коротком перечне тем представлена полная картина низменного существования помещиков. Все их помыслы – о еде, питье, о том, как выгоднее «пристроить» дочерей:
Все дочек прочили своих
За полурусского соседа…
В убогом мире и ценятся посредственности, которые «умеют обращаться», т.е. поклоняться тем, кто имеет состояние, связи, определенный «вес». Осуждая Онегина за непочтительность, местные дворяне разоблачают свои нравы:
Сосед наш неуч, сумасбродит,
Он фармазон; он пьет одно
Стаканом красное вино;
Он дамам к ручке не подходит;
Все «да» да «нет». Не скажет «да-с»
Иль «нет-с». Таков был общий глас.
Ненависть к просвещению, духовная ограниченность, пошлость – вот черты, которые объединяют соседей Лариных.
На именинах Татьяны показаны их убогие развлечения, слухи, сплетни, карты, чревоугодие:
Довольный праздничным обедом,
Сосед сопит перед соседом;
Подсели дамы к камельку;
Девицы шепчут в уголку;
Столы зеленые раскрыты…
В изображении дворян ирония поэта доходит до сарказма. Он выбирает «сниженную» лексику; глагол «пищат» отражает силу презрения автора к ущербным людям:
…Но вскоре гости понемногу
Подъемлют общую тревогу.
Никто не слушает, кричат,
Смеются, спорят и пищат.
Пушкин искусно рисует индивидуальные портреты помещиков. Так характеризуется отставной советник Флянов: «… тяжелый сплетник, старый плут, обжора, взяточник и шут». Характеристика звучит как эпиграмма. С помощью острых и емких деталей поэт продолжает создавать галерею представителей деревенского света:
С своей супругою дородной
Приехал толстый Пустяков…
У многих гостей «говорящие» фамилии: Пустяков, Скотинины. Герои напоминают персонажей из комедий Д.И.Фонвизина и А.С.Грибоедова. «Говорящая» фамилия у Гвоздина.

здина. Она образована от глагола «гвоздить». Этот герой – «хозяин превосходный, владелец нищих мужиков». Пушкин характеризует этого помещика в соответствии с житейской логикой крепостников. Ведь тот хорош, кто грабит крестьян. С убийственной иронией поэт описывает и местного иностранца, и дворянских барышень, и уездного франтика Петушкова.
В этом примитивном и безнравственном мирке обывателей невозможно «не задохнуться» лучшим героям – Онегину и Татьяне. Люди, окружающие их, невыносимы. Поэтому Онегин избегал общения с ними, а Татьяна молча страдала. В письме к Евгению она призналась:
Вообрази: я здесь одна,
Никто меня не понимает,
Рассудок мой изнемогает,
И молча гибнуть я должна.
От влияния пошлой среды девушку спасла ее добрая семья, книги, близость к природе и народной культуре.
Создавая пародийный образ мелкопоместного дворянства, Пушкин точно и глубоко показал, как уклад усадебной жизни формировал, в основном, людей недалеких, посредственных, не умеющих ни думать, ни чувствовать.