Русские сочинения - Пушкин А.С. - Евгений Онегин - Изображение поместного дворянства в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Изображение поместного дворянства в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» правдиво рассказывает о жизни России в начале XIX века. Известный русский критик В.Г. Белинский справедливо назвал романом «энциклопедией русской жизни». Читая роман, мы узнаем о том, как жил высший свет Петербурга, как проводили время деревенские помещики, а также из романа мы узнаем о жизни простых крестьян и горожан.
Рассказу о жизни поместного дворянства Пушкин уделяет не меньше места, чем рассказу о жизни петербургской знати. Наиболее подробно автор рассказывает о жизни семьи Лариных. На первый взгляд, это милые люди, соблюдающие патриархальные традиции предков:

Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели;
Любили круглые качели,
Подблюдны песни, хоровод…

Но это лишь внешняя сторона жизни деревенских помещиков. Дмитрий Ларин – отец Татьяны и Ольги – ведет такой же праздный образ жизни, как и Онегин в Петербурге. Отличие лишь в том, что в деревне жизнь течет более скучно и монотонно; нет театров, дорогих ресторанов:

Под вечер иногда сходилась
Соседей дружная семья,
Нецеремонные друзья,
И пошутить, и позлословить,
И посмеяться кой о чем.

В кругу друзей-помещиков мы видим все те же пороки и недостатки, что и в Петербурге: пустые сплетни, злословные разговоры ни о чем, скука, леность. Не случайно Пушкин, чтобы ярче показать читателю сонный образ жизни помещиков, подчеркивает важную деталь в его одежде. Дмитрий Ларин «в халате ел и пил». Такую же деталь мы встретим и в романе Гончарова «Обломов». Халат и у Пушкина, и у Гончарова – символ лени, бездеятельности. Дмитрий Ларин даже не читает книг, считая их пустой забавой.
Уровень образования деревенских помещиков был еще ниже, чем у городской знати. Имением управляет жена Дмитрия Ларина, сильная и волевая женщина. В молодости она воспитывалась так же, как и ее дочери: увлекалась романами о любви. Но в жизни ее судьба сложилась совсем не так, как у героев любимых книг. Совсем юной ее выдали замуж за нелюбимого человека, и она смирилась с такой судьбой, а позже становится главной в доме:

Открыла тайну, как супругом
Самодержавно управлять,
И все тогда пошло подстать.

Мы видим в этой женщине не только добродушную хранительницу семейного очага, но и жестокую крепостницу:

Она езжала по работам,
Солила на зиму грибы,
Вела расходы, брила лбы,
Ходила в баню по субботам,
Служанок била, осердясь –
Все это мужа не спросясь.

И все же Пушкин пишет о жизни семейства Лариных с симпатией, называя его «главу» «простой и добрый барин».
Владимира Ленского мы тоже можем отнести к поместному дворянству. Он получил хорошее образование за границей, но совершенно не знает русской действительности. Ленский – поэт, романтик, он живет лишь мечтами и поэтому вызывает усмешку у окружающих. Если бы он не погиб на дуэли, то неизвестно, как сложилась бы его дальнейшая жизнь. Возможно, он стал бы одним из декабристов, но скорее всего, превратился в обыкновенного помещика, похожего на Дмитрия Ларина и своего отца:

А может быть и то: поэта
Обыкновенный ждал удел.

похожего на Дмитрия Ларина и своего отца:

А может быть и то: поэта
Обыкновенный ждал удел.
Прошли бы юношества лета:
В нем пыл душевный охладел
Во многом бы он изменился,
Расстался с музами, женился,
В деревне счастлив и богат
Носил бы стеганый халат.

Обратим внимание на то, что и здесь присутствует деталь одежды героя – халат как символ провинциальной жизни.
На именинах у Татьяны в доме Лариных собирается весь «цвет» поместного дворянства. Рассказывая о гостях, Пушкин использует говорящие фамилии: Пустяков, Скотинин, Гвоздин, Петушков, Буянов, Флянов. Такие фамилии подчеркивают бездуховность героев, пустой образ жизни. Вот, например, какую характеристику дает поэт помещику Флянову:

Тяжелый сплетник, старый плут,
Обжора, взяточник и шут.

Пушкин иронизирует над жизнью поместного дворянства, смеется над сплетниками, осуждает низкий уровень образования помещиков, их леность, неспособность к какому-либо виду деятельности. Его меткий эпитет «свет пустой» можно отнести не только к жизни столичного, но и поместного дворянства.
Поместное дворянство – образ собирательный. Рассказывая о жизни отдельных помещиков, Пушкин рисует перед читателем широкую панораму жизни провинциальной России, осуждает крепостничество, праздное времяпровождение, прожигание жизни помещиками. И все же автор пишет о поместном дворянстве с большей симпатией, чем о столичной жизни. Деревенские помещики стоят намного ближе к народу, чем высокомерная элита Петербурга. Они ведут простую жизнь, любят природу, религиозны, чтят традиции предков, соблюдают посты. Это нравится автору в их жизни. Но Пушкин отнюдь не идеализирует помещиков.