Русские сочинения - Пушкин А.С. - Евгений Онегин - Каковы причины и последствия «хандры» Онегина? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)

Каковы причины и последствия «хандры» Онегина? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)

Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» стал центральным произведением в творчестве великого поэта. По словам самого автора, в романе нашел отражение современный век и люди, им рожденные. Главным героем и романа и современного Пушкину века стал молодой дворянин Евгений Онегин. Онегин – уже не романтический герой, перед нами социально-исторический тип: молодой человек, жизнь и судьба которого обусловлены как его личностными качествами, так и определенной общественной средой. В образе своего героя Пушкин обобщил все сильные и слабые стороны светского дворянства, неудовлетворенного действительностью, скучающего, бездействующего, ведущего праздную пустую жизнь. Однако главный герой претерпевает духовную эволюцию, которая видна на протяжении всего романа. Пушкин детально описывает причины и следствия хандры Онегина, и его путь к новой жизни.

Евгений Онегин получил классическое воспитание дворянина. С первых строк Пушкин знакомит нас с жизнью своего героя, его чувствами, мировоззрением. Условия формирования характера героя были типичными для начала девятнадцатого века. Как и любой другой молодой человек из аристократической семьи, в детстве он был доверен попечению гувернантки-француженки, «потом Monsieur ее сменил» и «учил его всему шутя». Так что в пору юности Онегин «по-французски совершенно мог изъясняться и писал, легко мазурку танцевал». Но главной его наукой, признается Пушкин, «была наука страсти нежной»: все время молодой герой проводил в ресторанах, театрах, на балах, в ухаживаниях за женщинами. Такой же жизнью жили тысячи молодых дворян, подобный уклад жизни был привычен дворянскому сословию. Пушкин подробно описывает времяпрепровождение своего героя:
Бывало он еще в постеле:
К нему записочки несут.
Что? Приглашенья? В самом деле,
Три дома на вечер зовут.
Читатель видит, что Онегин живет в бездуховной среде, усталый от светских забав, разочарованный, пресыщенный светскими забавами.

И все же, несмотря на то, что Онегин учился «чему-нибудь и как-нибудь», он все же стоит на высоком уровне культуры своего времени, отличаясь в этом отношении от большинства дворянского общества. Пушкинский герой – порождение этого общества, но вместе с тем он и чужд ему. Пустота жизни мучает Онегина, он во всем разочаровывается, впадает в хандру. В его настроениях автор отмечает кризис старых идеалов жизни, восходящих еще к восемнадцатому веку. Многочисленные развлечения не делают жизнь Онегина счастливой, ему скучно. Он пробовал даже увлечься литературой, будучи человеком беспокойного и острого ума, и вскоре полностью разочаровался в светской жизни, «ему наскучил света шум».

Онегин живет без цели, Пушкин подчеркивает, что «труд упорный ему был тошен». Спасаясь от хандры, Онегин едет в деревню, пытаясь отвлечься от тоскливых мыслей. Первое время главный герой действительно находит покой, наслаждаясь деревенской тишиной и красотой сельской природы. В деревне он ведет себя как гуманный человек по отношению к крестьянам, но по большому счету не задумывается над их судьбой. Несмотря на то, что «раб судьбу благословил», благодаря Онегину, того недолго занимали мысли о благополучии своего имения. И здесь, вдали от света, все действия Онегина сопровождаются той же скукой. До тех пор, пока герой не познакомился с молодым романтиком Владимиром Ленским, который привел Онегина в семейство Лариных. Однако это знакомство заканчивается трагедией для всех героев.

Зная, как сильно привязан Ленский к Ольге Лариной, Онегин все же позволяет себе ухаживания за сестрой Татьяны просто от безотчетной скуки. Эти действия повлекли за собой дуэль с Ленским, в результате которой молодой друг Онегина погибает. Дуэль эта стала очередным этапом духовной эволюции Онегина. Главный герой испытал порыв остановить дуэль, понимая ее абсурдность, тем не менее холодный рассудок и гордость одержали верх, помешали Онегину проявить истинное, а не мнимое геройство. Так, искренне привязанный к Ленскому, Онегин все же губит друга. Переживания и раздумья, нахлынувшие на Онегина после гибели Ленского, заставили его пересмотреть свое отношение к жизни и безразличие к другим. Герой все более и более замыкается, ощущая безысходное одиночество. В подавленном состоянии Онегин решается покинуть деревню и отправиться в странствия. Но и это не спасает его: тоска, хандра и недовольство собой только усиливаются:
Чего мне ждать? Тоска, тоска…

Любовь Татьяны также не сделала Онегина счастливей. Он отверг любовь Татьяны, осознавая неспособность своего холодного, эгоистичного сердца ответить на пылкую любовь, и произнёс весьма грубую отповедь, оскорбившую чувства доверчивой героини. Однако, встретив Татьяну вновь, уже в облике блистательной замужней дамы, Онегин почувствовал оживающую в его сердце любовь к родственной ему душе, девушке, которую побоялся когда-то полюбить всем сердцем, единственной женщине, способной возродить его к жизни. Но теперь пришла очередь Онегина испытать разочарование. В ответ на пылкие слова Евгения Татьяна сознается:
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана:
Я буду век ему верна.

Все же в любви Онегина к Татьяне Пушкин подчеркивает способность своего героя к нравственному возрождению, показывает, что он не совсем еще потухший, охладевший ко всему человек, в нем еще кипят жизненные силы. По мысли поэта, все это должно было пробудить в Онегине стремление к общественной деятельности.

Таким образом, образ главного героя прошел духовную эволюцию от равнодушного и разочарованного молодого дворянина, обладателя холодного рассудка, «эгоиста поневоле» к осознавшему смысл жизни, умудренному опытом человеку, имеющими огромный потенциал к общественным деяниям. Евгений Онегин явился тем типом просвещенного дворянина, который, будучи одаренной натурой, не может применить свои способности в современном ему обществе, охваченном безыдейностью и светской скукой. Так, предвосхищая тему «лишнего человека», А.С.Пушкин рисует истинного героя своего времени, прошедшего свой путь к духовному обогащению через испытания собственной совести.