Образ Ольги в «Евгении Онегине»
Ольга — одна из главных героинь литературное произведениеа в стихах «Евгений Онегин». Впервые на страницах литературное произведениеа мы встречаемся с Ольгой не непосредственно, а через восприятие возвышенного, благородного, литературное произведениетического Ленского.
Ах, он любил, как в наши лета
Уже не любят; как одна
Безумная душа поэта
Еще любить осуждена...
То, что Ольга являлась предметом любви молодого поэта, уже предвосхищает появление прекрасного светлого образа. «Он был свидетель умиленный ее младенческих забав», проводил с ней лучшие минуты своей жизни и в общественном сознании считался женихом.
Невинной прелести полна,
В глазах родителей, она
Цвела, как ландыш, потаенный,
Незнаемый в траве глухой
Ни мотыльками, ни пчелой.
Казалось бы, поэт восхищается чистотой, непосредственностью и обаянием героини, как восхищаются невинной прелестью нераскрытого бутона, обещающего превратиться в прекрасный яркий цветок:
Глаза, как небо, голубые,
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкий стан,
Все в Ольге… но любой литературное произведение
Возьмите и найдете, верно,
Ее портрет: он очень мил,
Я прежде сам его любил,
Но надоел он мне безмерно.
А. С. Пушкин нарисовал великолепный портрет безупречной красавицы, но все же не считает ее образцом совершенства, предметом автор произведенияского внимания и восхищения. Что же смущает поэта? Какие недостатки видим мы в этом эталоне женской красоты? Автор произведения признает, что и сам в юношеских стихах поклонялся подобным героине девушкам, но они надоели ему безмерно. Разгадку мы находим в первой, непосредственной оценке любимого героя А.С.Пушкина Онегина. Взгляд этого искушенного жизнью героя, не искаженный к тому же субъективным восприятием любящего человека, воспринимает предмет обожания Ленского холодно и жестко, без флера литературное произведениетической восторженности поэта:
В чертах у Ольги жизни нет.
Точъ-в-точъ в Вандиковой Мадоне:
Кругла, красна лицом она,
Как эта глупая луна
На этом глупом небосклоне.
Вряд ли и Онегин объективно воссоздал портрет героини, но он подчеркнул существенный в его представлении недостаток, искажавший впечатление от безупречной внешности Ольги: отсутствие гармонии между прекрасной внешностью и бедностью внутреннего мира, бедностью духовной жизни, освещающей внешний облик светом душевного огня, своеобразия личности, мучительно и неутомимо ищущей свое место в жизни. Отсутствие жизни в чертах Ольги — следствие бездуховности, бесконфликтности, потребительского отношения к внешнему миру, самодовольства и ограниченности.
Онегин, безусловно, излишне язвительный и критичный, и его восприятие образа Ольги нельзя признать объективным. Ольга проста и непосредственна, кокетлива и игрива, поверхностна и беззаботна, полна жизненной энергии и жажды наслаждений, поклонения, праздника. Она восприимчива к похвалам, как всякая женщина, поэтому так легко удалось Онегину завладеть ее вниманием на балу у Лариных:
… проворно
Онегин с Ольгою пошел;
Ведет ее, скользя небрежно,
И наклонясь, ей шепчет нежно
Какой-то пошлый мадригал,
И руку жмет — и запылал
В ее лице самолюбивом
Румянец ярче.
ел;
Ведет ее, скользя небрежно,
И наклонясь, ей шепчет нежно
Какой-то пошлый мадригал,
И руку жмет — и запылал
В ее лице самолюбивом
Румянец ярче.
Беззаботно отвергает Ольга признаки внимания Ленского, мотивируя это обещанием танцевать с Онегиным. Разумеется, это не проявление женской хитрости и изменчивости, как в припадке ревности считает ее жених. Просто внешние признаки внимания, как и атрибуты жизни вообще, в силу ее душевной неразвитости играют для нее гораздо большую роль, чем подлинные движения души. Когда взбешенный, пылающий ревностью Ленский перед дуэлью не удержался от соблазна взглянуть на кокетку, желая сразить ее неожиданностью своего появления, она, «подобно ветряной надежде, резва, беспечна, весела», по-детски непринужденно поинтересовалась, почему он так неожиданно исчез с бала.
Все чувства в Ленском помутились,
И молча он повесил нос.
Исчезли ревность и досада
Пред этой ясностию взгляда,
Пред этой нежной простотой,
Пред этой резвою душой!..
И раскаявшийся в своих глупых подозрениях Ленский уже почувствовал себя счастливым. Но все же Ольга не любила его так самозабвенно, исступленно, как сам поэт, так, как он представлял себе подлинное чувство. Она не обманывала Ленского, она просто не способна на глубокое, вызревающее в недрах души чувство, а воспринимает его только как внешнее проявление привязанности, как красивый ритуал традиционного самовыражения.
После трагической гибели — из-за нее — Ленского Ольга недолго горевала и вскоре увлеклась уланом, который «успел ее страданье любовной лестью усыпить»:
И вот уж с ним пред алтарем
Она стыдливо под венцом
Стоит с поникшей головою,
С огнем в потупленных очах,
С улыбкой легкой на устах.
В образе Ольги А. С. Пушкин воплотил один из женских типов — красивой, обаятельной женщины, игривой, веселой, беззаботной. Кокетливость — ее отличительная черта. Она у Ольги не наигранная, а естественная. Если присовокупить ко всем вышеперечисленным качествам поверхностность восприятия и легкость суждений, то получится наиболее распространенный женский образ, довольно привлекательный, но недостаточно глубокий.
Ах, он любил, как в наши лета
Уже не любят; как одна
Безумная душа поэта
Еще любить осуждена...
То, что Ольга являлась предметом любви молодого поэта, уже предвосхищает появление прекрасного светлого образа. «Он был свидетель умиленный ее младенческих забав», проводил с ней лучшие минуты своей жизни и в общественном сознании считался женихом.
Невинной прелести полна,
В глазах родителей, она
Цвела, как ландыш, потаенный,
Незнаемый в траве глухой
Ни мотыльками, ни пчелой.
Казалось бы, поэт восхищается чистотой, непосредственностью и обаянием героини, как восхищаются невинной прелестью нераскрытого бутона, обещающего превратиться в прекрасный яркий цветок:
Глаза, как небо, голубые,
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкий стан,
Все в Ольге… но любой литературное произведение
Возьмите и найдете, верно,
Ее портрет: он очень мил,
Я прежде сам его любил,
Но надоел он мне безмерно.
А. С. Пушкин нарисовал великолепный портрет безупречной красавицы, но все же не считает ее образцом совершенства, предметом автор произведенияского внимания и восхищения. Что же смущает поэта? Какие недостатки видим мы в этом эталоне женской красоты? Автор произведения признает, что и сам в юношеских стихах поклонялся подобным героине девушкам, но они надоели ему безмерно. Разгадку мы находим в первой, непосредственной оценке любимого героя А.С.Пушкина Онегина. Взгляд этого искушенного жизнью героя, не искаженный к тому же субъективным восприятием любящего человека, воспринимает предмет обожания Ленского холодно и жестко, без флера литературное произведениетической восторженности поэта:
В чертах у Ольги жизни нет.
Точъ-в-точъ в Вандиковой Мадоне:
Кругла, красна лицом она,
Как эта глупая луна
На этом глупом небосклоне.
Вряд ли и Онегин объективно воссоздал портрет героини, но он подчеркнул существенный в его представлении недостаток, искажавший впечатление от безупречной внешности Ольги: отсутствие гармонии между прекрасной внешностью и бедностью внутреннего мира, бедностью духовной жизни, освещающей внешний облик светом душевного огня, своеобразия личности, мучительно и неутомимо ищущей свое место в жизни. Отсутствие жизни в чертах Ольги — следствие бездуховности, бесконфликтности, потребительского отношения к внешнему миру, самодовольства и ограниченности.
Онегин, безусловно, излишне язвительный и критичный, и его восприятие образа Ольги нельзя признать объективным. Ольга проста и непосредственна, кокетлива и игрива, поверхностна и беззаботна, полна жизненной энергии и жажды наслаждений, поклонения, праздника. Она восприимчива к похвалам, как всякая женщина, поэтому так легко удалось Онегину завладеть ее вниманием на балу у Лариных:
… проворно
Онегин с Ольгою пошел;
Ведет ее, скользя небрежно,
И наклонясь, ей шепчет нежно
Какой-то пошлый мадригал,
И руку жмет — и запылал
В ее лице самолюбивом
Румянец ярче.
ел;
Ведет ее, скользя небрежно,
И наклонясь, ей шепчет нежно
Какой-то пошлый мадригал,
И руку жмет — и запылал
В ее лице самолюбивом
Румянец ярче.
Беззаботно отвергает Ольга признаки внимания Ленского, мотивируя это обещанием танцевать с Онегиным. Разумеется, это не проявление женской хитрости и изменчивости, как в припадке ревности считает ее жених. Просто внешние признаки внимания, как и атрибуты жизни вообще, в силу ее душевной неразвитости играют для нее гораздо большую роль, чем подлинные движения души. Когда взбешенный, пылающий ревностью Ленский перед дуэлью не удержался от соблазна взглянуть на кокетку, желая сразить ее неожиданностью своего появления, она, «подобно ветряной надежде, резва, беспечна, весела», по-детски непринужденно поинтересовалась, почему он так неожиданно исчез с бала.
Все чувства в Ленском помутились,
И молча он повесил нос.
Исчезли ревность и досада
Пред этой ясностию взгляда,
Пред этой нежной простотой,
Пред этой резвою душой!..
И раскаявшийся в своих глупых подозрениях Ленский уже почувствовал себя счастливым. Но все же Ольга не любила его так самозабвенно, исступленно, как сам поэт, так, как он представлял себе подлинное чувство. Она не обманывала Ленского, она просто не способна на глубокое, вызревающее в недрах души чувство, а воспринимает его только как внешнее проявление привязанности, как красивый ритуал традиционного самовыражения.
После трагической гибели — из-за нее — Ленского Ольга недолго горевала и вскоре увлеклась уланом, который «успел ее страданье любовной лестью усыпить»:
И вот уж с ним пред алтарем
Она стыдливо под венцом
Стоит с поникшей головою,
С огнем в потупленных очах,
С улыбкой легкой на устах.
В образе Ольги А. С. Пушкин воплотил один из женских типов — красивой, обаятельной женщины, игривой, веселой, беззаботной. Кокетливость — ее отличительная черта. Она у Ольги не наигранная, а естественная. Если присовокупить ко всем вышеперечисленным качествам поверхностность восприятия и легкость суждений, то получится наиболее распространенный женский образ, довольно привлекательный, но недостаточно глубокий.