ТАТЬЯНА - "МИЛЫЙ ИДЕАЛ" ПУШКИНА
… Татьяна- существо исключительное,
натура глубокая, любящая, страстная...
В.Г.Белинский.
Есть очень красивая древнегреческая легенда. Один скуль-
птор изваял из камня прекрасную девушку. Она выглядела
настолько живой, что казалось, сейчас заговорит, но скульптура
молчала, а творец ее заболел от любви к своему чудесному соз-
данию. Ведь в ней он выразил свое сокровенное представление о
женской красоте, вложил в нее душу. И терзался оттого, что ни-
когда не станет эта мраморная девушка живой. Эта странная лю-
бовь была настолько сильна, что боги сжалились и оживили ка-
мень.
Очевидно, в искусстве возможно такое чудо, когда художник
всерьез увлекается своим собственным творением. Вероятно, и
Александр Сергеевич, работая над романом «Евгений Онегин», лю-
бовался чудесной девушкой, оживающей под его пером. Он с лю-
бовью описывает ее внешность, силу чувств, «милую простоту».
На многих страницах невольно признается: «Я так люблю Татьяну
милую мою», «Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я слезы
лью...»
Часто говорят о «тургеневских девушках». Эти образы будут
вечно тревожить воображение своей женственностью, чистотой,
искренностью и силой характера. Но мне кажется, что «пуш-
кинские девушки» не менее интересны и привлекательны. Маша
Троекурова из «Дубровского», Маша Миронова из «Капитанской
дочки», Марья Гавриловна из «Метели»… Видимо, Мария- любимое
женское имя поэта. Ведь и свою старшую дочь он назвал Машей.
Но самая «знаменитая» из всех героинь Пушкина- Татьяна Ларина.
В романе мы встречаемся с ней в поместье ее родителей.
Деревня Лариных, как и Онегина, верно, тоже «прелестный уго-
лок», какие попадаются в средней полосе России. Писатель много
раз подчеркивает, что Татьяна любила природу, зиму, катание на
санках. Природа, старинные обычаи, соблюдаемые в семье, и соз-
дали «русскую душу» Татьяны.
Отец Тани «был добрый малый, в прошедшем веке запозда-
лый», иронизирует Пушкин. Все хозяйство самоуправно вела мать.
Дни семейства, которое описывается с любовной иронией, проте-
кали мирно и спокойно. Собирались часто соседи «и „потужить, и
позлословить, и посмеяться кой о чем“. Татьяна во многом похо-
жа на других девушек. Так же „верила преданьям простонародной
старины, и снам, и карточным гаданьям“, ее „тревожили приме-
ты“. Но было уже с детства много такого, что отличало ее от
других, она не ласкалась к родителям, мало играла с детьми, не
занималась рукоделием.
Но куклы даже в эти годы
Татьяна в руки не брала,
Про вести города, про моды
Беседы с нею не вела.
С детства она отличалась мечтательностью, жила особой
внутренней жизнью. Автор подчеркивает, что девочка была лишена
кокетства и притворства- качеств, которые ему не нравились в
женщинах. Много строк посвящено роли книг, которые были для
Тани главным миром, сформировали ее лучшие чувства.
ее лучшие чувства. Так Пушкин
подводит нас к пониманию того, что Татьяна- натура поэти-
ческая, высокая, одухотворенная. А разве поэтому может такая
не нравится?
В одной из повестей он пишет, что уездные барышни просто
прелесть. Они воспитаны на чистом воздухе, в тени яблонь, зна-
ние света черпают из книг. Уединение, свобода и чтение рано в
них развивают чувства и страсти, которые неизвестны рассеянным
красавицам. Существенные достоинства этих девушек- особенность
характера и самобытность. Сказано как будто о Татьяне.
По душе автору и открытость, прямота его героини. Хотя
девице первой признаваться в любви считалось неприличным,
Татьяну трудно осуждать за это. Поэт спрашивает:
За что ж виновнее Татьяна?
За то ль, что в милой простоте
Она не ведает обмана
И верит собственной мечте?
Не может читатель не заметить и постоянство характера
Татьяны. Оно присуще ей с раннего детства. Но и когда она ста-
новится знатной дамой, то с грустью и умилением вспоминает
прежнюю сельскую жизнь, когда она моложе и «лучше, кажется,
была». И любовь к Евгению Ларина по-прежнему хранит в душе.
Нельзя не отметить еще одно место, раскрывающее отношение
поэта к его «милому идеалу»:
Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без маленьких ужимок,
Без подражательных затей...
По поводу описания Наталья Долинина, автор книги для
школьников «Прочитаем „Онегина“ вместе», говорит: " Пушкин лю-
бит Татьяну… Именно такой описывает он ее, какой, вероятно,
хотел бы видеть свою жену". Хочется развить эту мысль. Пушкин
ведь «истинный был гений» в науке «страсти нежной», хорошо
знал женскую натуру. Но в его произведениях вырисовывается тот
собирательный портрет девушки, которой он отдает предпочтение.
Главные ее черты- благородство и верность супружескому долгу.
Маша Троекурова, принесшая любовь в жертву святости брака.
Марья Гавриловна, отказавшая всем поклонникам, потому что слу-
чай повенчал ее с неизвестным офицером. Маша Миронова, не от-
рекшаяся от своего жениха и сумевшая попасть ради него к самой
царице. Наконец, Татьяна с твердостью говорит:
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Проходят эпохи, меняются моды, увлечения, общественные
условия и законы, но всегда будут в чести те душевные качест-
ва, которые делают Татьяну Ларину и других «пушкинских деву-
шек» милыми: чистота, благородство, верность.
натура глубокая, любящая, страстная...
В.Г.Белинский.
Есть очень красивая древнегреческая легенда. Один скуль-
птор изваял из камня прекрасную девушку. Она выглядела
настолько живой, что казалось, сейчас заговорит, но скульптура
молчала, а творец ее заболел от любви к своему чудесному соз-
данию. Ведь в ней он выразил свое сокровенное представление о
женской красоте, вложил в нее душу. И терзался оттого, что ни-
когда не станет эта мраморная девушка живой. Эта странная лю-
бовь была настолько сильна, что боги сжалились и оживили ка-
мень.
Очевидно, в искусстве возможно такое чудо, когда художник
всерьез увлекается своим собственным творением. Вероятно, и
Александр Сергеевич, работая над романом «Евгений Онегин», лю-
бовался чудесной девушкой, оживающей под его пером. Он с лю-
бовью описывает ее внешность, силу чувств, «милую простоту».
На многих страницах невольно признается: «Я так люблю Татьяну
милую мою», «Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я слезы
лью...»
Часто говорят о «тургеневских девушках». Эти образы будут
вечно тревожить воображение своей женственностью, чистотой,
искренностью и силой характера. Но мне кажется, что «пуш-
кинские девушки» не менее интересны и привлекательны. Маша
Троекурова из «Дубровского», Маша Миронова из «Капитанской
дочки», Марья Гавриловна из «Метели»… Видимо, Мария- любимое
женское имя поэта. Ведь и свою старшую дочь он назвал Машей.
Но самая «знаменитая» из всех героинь Пушкина- Татьяна Ларина.
В романе мы встречаемся с ней в поместье ее родителей.
Деревня Лариных, как и Онегина, верно, тоже «прелестный уго-
лок», какие попадаются в средней полосе России. Писатель много
раз подчеркивает, что Татьяна любила природу, зиму, катание на
санках. Природа, старинные обычаи, соблюдаемые в семье, и соз-
дали «русскую душу» Татьяны.
Отец Тани «был добрый малый, в прошедшем веке запозда-
лый», иронизирует Пушкин. Все хозяйство самоуправно вела мать.
Дни семейства, которое описывается с любовной иронией, проте-
кали мирно и спокойно. Собирались часто соседи «и „потужить, и
позлословить, и посмеяться кой о чем“. Татьяна во многом похо-
жа на других девушек. Так же „верила преданьям простонародной
старины, и снам, и карточным гаданьям“, ее „тревожили приме-
ты“. Но было уже с детства много такого, что отличало ее от
других, она не ласкалась к родителям, мало играла с детьми, не
занималась рукоделием.
Но куклы даже в эти годы
Татьяна в руки не брала,
Про вести города, про моды
Беседы с нею не вела.
С детства она отличалась мечтательностью, жила особой
внутренней жизнью. Автор подчеркивает, что девочка была лишена
кокетства и притворства- качеств, которые ему не нравились в
женщинах. Много строк посвящено роли книг, которые были для
Тани главным миром, сформировали ее лучшие чувства.
ее лучшие чувства. Так Пушкин
подводит нас к пониманию того, что Татьяна- натура поэти-
ческая, высокая, одухотворенная. А разве поэтому может такая
не нравится?
В одной из повестей он пишет, что уездные барышни просто
прелесть. Они воспитаны на чистом воздухе, в тени яблонь, зна-
ние света черпают из книг. Уединение, свобода и чтение рано в
них развивают чувства и страсти, которые неизвестны рассеянным
красавицам. Существенные достоинства этих девушек- особенность
характера и самобытность. Сказано как будто о Татьяне.
По душе автору и открытость, прямота его героини. Хотя
девице первой признаваться в любви считалось неприличным,
Татьяну трудно осуждать за это. Поэт спрашивает:
За что ж виновнее Татьяна?
За то ль, что в милой простоте
Она не ведает обмана
И верит собственной мечте?
Не может читатель не заметить и постоянство характера
Татьяны. Оно присуще ей с раннего детства. Но и когда она ста-
новится знатной дамой, то с грустью и умилением вспоминает
прежнюю сельскую жизнь, когда она моложе и «лучше, кажется,
была». И любовь к Евгению Ларина по-прежнему хранит в душе.
Нельзя не отметить еще одно место, раскрывающее отношение
поэта к его «милому идеалу»:
Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без маленьких ужимок,
Без подражательных затей...
По поводу описания Наталья Долинина, автор книги для
школьников «Прочитаем „Онегина“ вместе», говорит: " Пушкин лю-
бит Татьяну… Именно такой описывает он ее, какой, вероятно,
хотел бы видеть свою жену". Хочется развить эту мысль. Пушкин
ведь «истинный был гений» в науке «страсти нежной», хорошо
знал женскую натуру. Но в его произведениях вырисовывается тот
собирательный портрет девушки, которой он отдает предпочтение.
Главные ее черты- благородство и верность супружескому долгу.
Маша Троекурова, принесшая любовь в жертву святости брака.
Марья Гавриловна, отказавшая всем поклонникам, потому что слу-
чай повенчал ее с неизвестным офицером. Маша Миронова, не от-
рекшаяся от своего жениха и сумевшая попасть ради него к самой
царице. Наконец, Татьяна с твердостью говорит:
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Проходят эпохи, меняются моды, увлечения, общественные
условия и законы, но всегда будут в чести те душевные качест-
ва, которые делают Татьяну Ларину и других «пушкинских деву-
шек» милыми: чистота, благородство, верность.