Русские сочинения
-
Пушкин А.С.
-
Евгений Онегин
-
Значение и роль пейзажа в романе «Евгений Онегин»
Значение и роль пейзажа в романе «Евгений Онегин»
Вокруг проблемы народности велось (и ведется) много споров. Большое внимание ей уделяли поэты-декабристы. Пушкин показал и доказал, что истинная народность заключается не в самом по себе предмете изображения (собственно о трудовом народе в «Евгении Онегине» почти ничего не говорится), а в точке зрения автора, в тех позициях, с которых написано произведение. В понимании Пушкина народность писателя есть выражение им духовного склада его народа. Поэтому он изображает русскую жизнь, своих героев с общенародной точки зрения. Существует глубокая, внутренняя связь авторской позиции с народным взглядом на мир, с народными представлениями о нравственности, о долге. Народность становится важнейшим критерием ценности человека. Этот принцип нашел отражение и в пейзаже.
Пушкинский реалистический пейзаж приобретает новое качество: через него входит в роман тема России, тема народа. Академик Д. С. Лихачев обратил внимание на известные строки:
* «Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
* На дровнях обновляет путь…»
и указал, что торжество крестьянина в данном случае объясняется радостью по поводу выпавшего снега: если бы погода без снега простояла дольше, озимые бы погибли ‘. Картина природы дана через восприятие крестьянина, с его точки зрения. Величайшего мастерства достигает Пушкин в построении сюжета и композиции своего романа. Сам по себе сюжет «Евгения Онегина» не содержит ни неожиданных поворотов, ни тайн или загадок. Он прост (в отличие от сюжетов в романтических поэмах). Но в этой простоте заключен высокий смысл. В «Евгении Онегине» сюжет строится прежде всего на раскрытии личных взаимоотношений героев. Любовный сюжет позволил Пушкину проверить своих героев, оценить их нравственные качества, показать их трагическую зависимость от среды. Таким образом, роман становится не просто любовным или семейно-бытовым, а социально-общественным. Такое использование любовного сюжета получит свое дальнейшее развитие в последующей русской литературе.
Изменились и приемы характеристики героев. В романтических поэмах обычно или сам герой рассказывал о себе (исповедь), или о нем рассказывал автор. В «Евгении Онегине» возникает невиданное ранее многообразие приемов: здесь и авторские суждения, и прямая речь героев, и их «мысли про себя», и письма, имеющие характер исповеди, и даже круг чтения, что со времен Пушкина становится одним из очень действенных и наглядных способов характеристики действующих лиц. У каждого из героев романа есть своя стилистически-речевая атмосфера, для создания которой Пушкин использует самые различные стили литературного и разговорного языка своей эпохи. Но стилистического разнобоя не получается, потому что все объединяет язык автора, опирающийся на все словарное богатство русского языка и сообщающий роману необходимое единство повествовательной речи.
Пушкинский реалистический пейзаж приобретает новое качество: через него входит в роман тема России, тема народа. Академик Д. С. Лихачев обратил внимание на известные строки:
* «Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
* На дровнях обновляет путь…»
и указал, что торжество крестьянина в данном случае объясняется радостью по поводу выпавшего снега: если бы погода без снега простояла дольше, озимые бы погибли ‘. Картина природы дана через восприятие крестьянина, с его точки зрения. Величайшего мастерства достигает Пушкин в построении сюжета и композиции своего романа. Сам по себе сюжет «Евгения Онегина» не содержит ни неожиданных поворотов, ни тайн или загадок. Он прост (в отличие от сюжетов в романтических поэмах). Но в этой простоте заключен высокий смысл. В «Евгении Онегине» сюжет строится прежде всего на раскрытии личных взаимоотношений героев. Любовный сюжет позволил Пушкину проверить своих героев, оценить их нравственные качества, показать их трагическую зависимость от среды. Таким образом, роман становится не просто любовным или семейно-бытовым, а социально-общественным. Такое использование любовного сюжета получит свое дальнейшее развитие в последующей русской литературе.
Изменились и приемы характеристики героев. В романтических поэмах обычно или сам герой рассказывал о себе (исповедь), или о нем рассказывал автор. В «Евгении Онегине» возникает невиданное ранее многообразие приемов: здесь и авторские суждения, и прямая речь героев, и их «мысли про себя», и письма, имеющие характер исповеди, и даже круг чтения, что со времен Пушкина становится одним из очень действенных и наглядных способов характеристики действующих лиц. У каждого из героев романа есть своя стилистически-речевая атмосфера, для создания которой Пушкин использует самые различные стили литературного и разговорного языка своей эпохи. Но стилистического разнобоя не получается, потому что все объединяет язык автора, опирающийся на все словарное богатство русского языка и сообщающий роману необходимое единство повествовательной речи.