"Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!"
Именно Пушкин показал, что поэзия содержится не только в рифме. Поэзия рождается из наблюдений и переживаний поэта. В его творчестве находят свое отражение все явления окружающей жизни. Источником его вдохновения стала сама жизнь во всей ее повседневности. Тема свободы и вольности является одной из первостепенных тем в лирике А.С. Пушкина. Для него смысл, вкладываемый в понятие свободы, становится своеобразной точкой отсчета. Начиная с «Лициния», поэт посвящает свои лучшие произведения свободе.
В разные периоды своего творчества поэт по-разному объясняет понятие свободы, понимает важность ее в жизни общества, в своей личной жизни. Эту тему помогают понять и раскрыть следующие стихотворения: «Вольность», «К Чаадаеву», «Узник», «Во глубине сибирских руд…», «Деревня».
После окончания лицея Пушкин описывает оду «Вольность». Вольнолюбивая атмосфера лицея оказала на него большое влияние. Стихотворение было написано в 1817 году. Еще в самом начале Пушкин заявляет, в честь кого написана эта ода:
Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок…
Главная мысль этого стихотворения содержится в том, что закон должен быть превыше всего, а политическая элита должна подчиняться ему. Пушкин понимает, что не только цари не должны властвовать над законом, но и народ не должен преступать его. В тот самый срок Пушкину были близки по взглядам и убеждениям будущие декабристы, и в стихотворении «Вольность» он открыто призывает угнетенных людей бороться за свободу. В нем Пушкин не только упрекает и осуждает властителей, но и касается самого Александра I. В стихотворении присутствует много противоречий, но оно является одним из первостепенных произведений, которое раскрывает тему свободы. Оно призывает и к борьбе, и призыв тот самый обращен к угнетенным:
…Тираны мира! трепещите!
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!
Стихотворение «Узник» было написано в 1822 году. Это одно из романтических стихотворений, написанных на тему свободы. Пушкин рассказывает о себе как об узнике, томящемся в темнице. Поэт в ссылке, он оторван от друзей, близких, за ним постоянно следят, более того на воле он чувствует себя узником в темнице:
Сижу за решеткой в темнице сырой…
Пушкин называет орла «мой унылый товарищ», ведь оба они в неволе, оба стремятся к свободе. Стихотворение отражает настроения передовых людей эпохи, их протест против самодержавия. Эти мысли близки и народу, боровшемуся за свое освобождение.
Следующее не менее яркое произведение — послание «К Чаадаеву». Он дружил с Чаадаевым — совершенно удивительным человеком, выдающимся философом. «Ты был целителем моих душевных сил», — сказал о нем поэт. Пушкин и Чаадаев мечтали об освобождении РФ от гнета самодержавия. Но Чаадаев не был уверен в скором осуществлении их надежд. В этом стихотворении продолжается тема свободы и вольности:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой приятель, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Декабристы обширно использовалипослание в революционных листах.
послание в революционных листах. В конце этого стихотворения Пушкин высказывает свои лучшие надежды на светлое будущее:
…взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна…
Любовь к Родине у Пушкина неразрывно связана с борьбой за ее свободу. Чувства, высказанные в стихотворении, находят точное и яркое отражение в словесных образах. По-новому звучит тема свободы в лирике Пушкина после событий 14 декабря 1825 года. Многие из друзей поэта были на Сенатской площади в день восстания, посвятили себя служению Родине. В своем стихотворении «Во глубине сибирских руд…» он обращается как раз к этим чудесным и смелым людям.
Тесная приятельство связала его с декабристами Пущиным и Рылеевым. Он пытается поддержать своих друзей, он верит в их освобождение. Пушкин тяжело переживал разлуку с товарищами. Друзьям были посвящены стихи «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…» и многие другие.
Поэт не менял свои взгляды, желаемой свободы не чувствовал, сильно тосковал по друзьям-декабристам. Пушкин сочувственно относился к ссыльным декабристам, участвовал в проводах их жен в Сибирь и передал с ними свои стихи, среди них было послание Пущину и послание в Сибирь, «Дум высокое стремленье» — думы о свободе, о счастье народа. Пушкин верит: «не пропадет ваш скорбный труд», за который эти мужественные люди отдали свои жизни.
В разные периоды своего творчества поэт по-разному объясняет понятие свободы, понимает важность ее в жизни общества, в своей личной жизни. Эту тему помогают понять и раскрыть следующие стихотворения: «Вольность», «К Чаадаеву», «Узник», «Во глубине сибирских руд…», «Деревня».
После окончания лицея Пушкин описывает оду «Вольность». Вольнолюбивая атмосфера лицея оказала на него большое влияние. Стихотворение было написано в 1817 году. Еще в самом начале Пушкин заявляет, в честь кого написана эта ода:
Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок…
Главная мысль этого стихотворения содержится в том, что закон должен быть превыше всего, а политическая элита должна подчиняться ему. Пушкин понимает, что не только цари не должны властвовать над законом, но и народ не должен преступать его. В тот самый срок Пушкину были близки по взглядам и убеждениям будущие декабристы, и в стихотворении «Вольность» он открыто призывает угнетенных людей бороться за свободу. В нем Пушкин не только упрекает и осуждает властителей, но и касается самого Александра I. В стихотворении присутствует много противоречий, но оно является одним из первостепенных произведений, которое раскрывает тему свободы. Оно призывает и к борьбе, и призыв тот самый обращен к угнетенным:
…Тираны мира! трепещите!
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!
Стихотворение «Узник» было написано в 1822 году. Это одно из романтических стихотворений, написанных на тему свободы. Пушкин рассказывает о себе как об узнике, томящемся в темнице. Поэт в ссылке, он оторван от друзей, близких, за ним постоянно следят, более того на воле он чувствует себя узником в темнице:
Сижу за решеткой в темнице сырой…
Пушкин называет орла «мой унылый товарищ», ведь оба они в неволе, оба стремятся к свободе. Стихотворение отражает настроения передовых людей эпохи, их протест против самодержавия. Эти мысли близки и народу, боровшемуся за свое освобождение.
Следующее не менее яркое произведение — послание «К Чаадаеву». Он дружил с Чаадаевым — совершенно удивительным человеком, выдающимся философом. «Ты был целителем моих душевных сил», — сказал о нем поэт. Пушкин и Чаадаев мечтали об освобождении РФ от гнета самодержавия. Но Чаадаев не был уверен в скором осуществлении их надежд. В этом стихотворении продолжается тема свободы и вольности:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой приятель, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Декабристы обширно использовалипослание в революционных листах.
послание в революционных листах. В конце этого стихотворения Пушкин высказывает свои лучшие надежды на светлое будущее:
…взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна…
Любовь к Родине у Пушкина неразрывно связана с борьбой за ее свободу. Чувства, высказанные в стихотворении, находят точное и яркое отражение в словесных образах. По-новому звучит тема свободы в лирике Пушкина после событий 14 декабря 1825 года. Многие из друзей поэта были на Сенатской площади в день восстания, посвятили себя служению Родине. В своем стихотворении «Во глубине сибирских руд…» он обращается как раз к этим чудесным и смелым людям.
Тесная приятельство связала его с декабристами Пущиным и Рылеевым. Он пытается поддержать своих друзей, он верит в их освобождение. Пушкин тяжело переживал разлуку с товарищами. Друзьям были посвящены стихи «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…» и многие другие.
Поэт не менял свои взгляды, желаемой свободы не чувствовал, сильно тосковал по друзьям-декабристам. Пушкин сочувственно относился к ссыльным декабристам, участвовал в проводах их жен в Сибирь и передал с ними свои стихи, среди них было послание Пущину и послание в Сибирь, «Дум высокое стремленье» — думы о свободе, о счастье народа. Пушкин верит: «не пропадет ваш скорбный труд», за который эти мужественные люди отдали свои жизни.