Русские сочинения - Пушкин А.С. - Капитанская дочка - АВТОР — ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ — ГЕРОЙ В ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА “КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА”

АВТОР — ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ — ГЕРОЙ В ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА “КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА”

АВТОР
— ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ — ГЕРОЙ
В
ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА “КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА”
В
повести “Капитанская дочка” А. С. Пушкин
использует свой излюбленный прием: сам он
выступает в роли издателя, а автором как бы
является Гринев. Также от лица вымышленного
автора написаны, например, “Повести
Белкина” и “История села Горюхина”. А. С.
Пушкин создает вполне определенный образ
повествователя — поместного дворянина.
Детство его проходит в деревне, растет он
недорослем, затем отец отправляет его на
военную службу,
и через какое-то время он возвращается в
родовое поместье и решает заняться
сочинительством. Примерно так же выглядит
история рассказчика “Капитанской дочки”;
линия “автор — повествователь — герой”
здесь прослеживается довольно четко.
Пушкин
как будто строит лесенку во времени: сам он
смотрит из середины XIX века
на повествователя, который в свою очередь
пишет о себе в молодости. Таким образом, до
читателя доходит многомерная историческая
картинка, сложная, как сама жизнь.
А.
С. Пушкина, безусловно, очень волновала тема
восстаний в России, как крестьянских бунтов,
так и таких, как события декабря 1825 года, в
которых принимали участие его близкие
друзья. Раздумья над этим обратили мысль
автора к драматическим событиям истории, и
он пишет очерк “История Пугачева”. Но как
художник, А. С. Пушкин не смог полностью
выразить себя в историческом труде, и у него
возник замысел художественного
произведения о пугачевском восстании.
Герои “Капитанской дочки”, со своими
обычными человеческими судьбами,
оказываются в самом центре исторических
событий. Мы читаем о далеком даже для А. С.
Пушкина XVIII веке,
но благодаря тому, что повествование
ведется от первого лица, все описанное
близко и понятно нам. Мы не смотрим со
стороны, а вместе с молодым Гриневым
участвуем в событиях его жизни.
Предводитель крестьянского бунта, кровавый,
не знающий жалости злодей предстает перед
нами живым человеком, с достоинствами и
недостатками, — благодаря Гриневу.
Юный
Петруша Гринев — герой “Капитанской дочки”,
он еще не умеет оценивать события,
непосредственным участником которых
становится. Он просто живет и чувствует и
поступает так, как велит ему совесть.
Обезоруживающая честность не раз спасает
ему жизнь. Эта же честность — залог особого
доверия читателя ко всему, о чем
рассказывает Гринев.
Мы
не можем сопоставлять Л. Гринева с А.
Пушкиным ни по уму (вспомним его рассказ о
жизни в родительском доме до армии), ни по
душевным качествам (богатство и
многогранность духовного мира поэта не
вызывают сомнений, чего не скажешь о
Гриневе), но в понятии чести и долга их
мнения совпадают. Дворянин, не считающий
для себя возможным изменить присяге и
перейти на сторону восставших, — это мог
быть и Пушкин. Не
случайно подлость проявляется в каждом
слове и поступке дворянина-предателя
Швабрина: и в его отношении к Маше, и на
дуэли, и после ареста.
А.
С. Пушкин под Нидом издателя пишет, что
единственное дополнение его к рукописи
Гринева — это эпиграфы. Таким образом,
только в эпиграфах автор напрямую выражает
свою позицию. Первый и главный из них — “Береги
честь смолоду”. Проблема чести — одна из
главных в “Капитанской дочке”.
Положительные герои те, кто “берег честь
смолоду”: Гринев, Маша, семья Мироновых и т.
д. К ним же в некоторой степени можно
отнести и Пугачева. По крайней мере, в
отношении Гринева он поступил честно.
Повествователь
в “Капитанской дочке” — это тот же Гринев,
но уже в старости. Он смотрит на себя со
стороны, посмеивается над ошибками
молодости, над своей неопытностью, но он и
гордится тем, что не потерял своего
дворянского достоинства, основные
жизненные принципы его сформировались уже
тогда и остались неизменны. В отличие от
молодого Петруши, все мысли которого были
заняты любимой девушкой, Гринев-повествователь
дает оценку и историческим событиям. Это
именно он
говорит: “Не приведи Бог видеть русский
бунт — бессмысленный и беспощадный. Те,
которые замышляют у нас невозможные
перевороты, или молоды и не знают нашего
народа, или уж люди жестокосердые, коим
чужая головушка — полушка, да и своя шейка
— копейка...”
Итак,
в самом центре решающих событий истории
находится средний, гораздо более заурядный
человек, чем сам Пушкин, тем не менее им же
выбранный. Рассказ искреннего и открытого
Гринева рисует объективную картину
происходящего, не подает поводов для
подозрений в каком-либо “умничаньи” (кстати,
любимое его слово). Язык Гринева-повествователя
прост и доступен, без затей. Пушкин-поэт мог
использовать описание бурана как аллегорию
крестьянского восстания: “Ну, барин, —
закричал ямщик, — беда: буран!” Гринев же
просто описывает метель, благодаря которой
он познакомился с Пугачевым.
“Капитанская
дочка” — повесть не просто о народном
восстании, а об общечеловеческих проблемах.
Нигде в повести мы не встретим описания
угнетенного народа, наоборот, например,
Савельич бескорыстно любит своих хозяев и
предан им. И все же “Капитанская дочка” —
глубоко народное произведение, даже
общенародное, примиряющее все сословия.
Почти все эпиграфы к главам взяты из
народных песен. Их слова становятся
выражением чувств героя-дворянина. Пушкин
говорит нам, что жизнь сложнее любых схем,
что
для
объединения людей недостаточно их
принадлежности к одному сословию. Гриневу
намного более симпатичен Пугачев, чем
Швабрин — такой же, как он, офицер. Каждый
герой повести — не просто представитель
своего сословия, но самостоятельная
личность: и Савельич, и Пугачев, и
императрица. Пугачев — представитель
народа, но он не смешивается с толпами людей,
идущих за ним, он вождь и понимает, что
одинок и рано или поздно его предадут.
Обсуждая калмыцкую сказку об орле и вороне,
Пугачев и Гринев высказывают свою
жизненную позицию. Пугачев не может жить
иначе, для него бунт — смысл жизни, для
Гринева же — “жить убийствами и разбоем
значит клевать мертвечину”. Герои не
сходятся в определении основы жизни и тем
не менее остаются доброжелательны друг к
другу.
В
повести относительно мало описаний
кровопролития, всем и так хорошо известна
жестокость крестьянской войны. Но там, где
такие сцены есть, в них изображены
страдания обеих сторон — это и башкирец с
изуродованным лицом, и смерть четы
Мироновых. Снова А. С. Пушкин разрушает
любые схемы и главным измерением сюжета
делает такое человеческое качество, как
сострадательность, обычная доброта.
Вспомним, как впервые в повести появляются
Пугачев и императрица — словно два полюса.
Герои встречаются с ними как с
обыкновенными людьми, и лишь затем
выясняется, что оба они наделены властью.
Милосердие же проявляют лишь к тем,
кому лично симпатизируют. Избирательно.
В
“Капитанской дочке” много сказочного.
Здесь отразилась мечта поэта о возможности
устройства такого мира, где все зиждется на
добрых и мудрых человеческих отношениях;
герой и повествователь помогают внушить
именно эту мысль читателю.