Русские сочинения
-
Пушкин А.С.
-
Капитанская дочка
-
Противоречивость образа Пугачева в повести «Капитанская дочка»
Противоречивость образа Пугачева в повести «Капитанская дочка»
Название романа «Капитанская дочка» кажется таким невинным, на первый взгляд можно подумать, что повесть о какой-то девушке, а на самом деле – о Пугачеве, о восстании Пугачева, о его движении. В пушкинские времена власти запрещали выпускать подобные произведения. А Пушкин хотел рассказать о Пугачеве, как о выдающемся человеке из народа, и если не спрятать свое мнение за какую-нибудь историю, то роман не разрешат печатать. И этой историей стала Маша Миронова, Гринев и их любовь. Название подходящее – «Капитанская дочка», никому и в голову не могло прийти, что эта повесть – о Пугачевском бунте. А. С. Пушкин, таким образом, спрятался за незаметное название повести.
А теперь поговорим о самом Пугачеве. «Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары». Это портрет Пугачева при его первой встрече с Гриневым. А вот одеяние Пугачева как мятежника и бунтовщика: «… На нем был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза». По его одежде видно, как он богат, что он уже не тот простой дорожный, глаза не плутовские, а сверкающие, решительные, готовые ко всему.
Пугачев – хороший военный организатор. Он из простых людей-бунтовщиков сделал настоящих воинов, собрал целую армию, которая ни перед чем не остановится. Пугачев участвовал в Семилетней войне с Пруссией, а позже — в русско-турецкой войне, где приобрел богатый боевой опыт.
Трусливый народ сделался перед Пугачевым, целовал распятие и кланялся самозванцу. Хотя подобные действия народа можно понять, потому что люди хотели выжить и поэтому подчинялись мятежнику. Смелые люди (Гринев, капитан Миронов, жена Миронова) не хотели сдаваться, говорили негодяю всю правду, всю свою ненависть ему в лицо, они не боялись смерти и предпочитали смерть, чем преклонятся перед Пугачёвым. Но всё – таки большинство народа ненавидело Пугачёва, потому что мятежник разорял деревни, убивал и не щадил никого.
Качества Пугачева позволявшие встать ему во главе восстания, — это смелость, отвага, хитрость, ненависть и военный талант. Пугачев был, смел, он не боялся ни властей, ни народа, никого. Он обладал отвагой при захвате крепостей, городов. Хитрость ему помогала выдать себя за «чудесно спасшегося» императора Петра III, для того чтобы легче было начать восстание. Ненависть Пугачева вызвана жестокостью со стороны царских властей, и это также послужило поводом для бунта. О военном таланте сказано выше.
Но Пугачев не только разбойник, захватывающий земли, но и великодушный, справедливый человек, который не забывает добрые дела. Это доказывает поступок, когда он не повесил Гринева, но еще и отпустил его: «…Казнить так, казнить, миловать так, миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай, что хочешь» опять же справедливость Пугачева написана в отрывке, где он отпускает и благословляет Гринева и Машу: «… Казнить так, казнить, жаловать так, жаловать: таков мой обычай.
ведливость Пугачева написана в отрывке, где он отпускает и благословляет Гринева и Машу: «… Казнить так, казнить, жаловать так, жаловать: таков мой обычай. Возьми себе свою красавицу; вези ее куда хочешь, и дай вам Бог любовь да совет!»
Речь Пугачева, как дорожника была усыпана загадками, пословицами. По его речи был виден простой человек: «… будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов. А теперь (тут он мигнул опять) заткни топор за спину: лесничий ходит». Речь Пугачева, как бунтовщика была важной и царской: «Как ты смел, противиться мне, своему государю?.. Присягай, — сказал ему Пугачев, — государю Петру Федоровичу!» Он говорил, кА государь страны величаво и гордо: «… Ну, думал ли ты, ваше благородие, что человек, который вывел тебя к умету, был сам великий государь? (тут он взял на себя вид важный и таинственный) Ты крепко передо мной виноват, — продолжал он, — но я помиловал тебя за твою добродетель…» Здесь от речи дорожника и следа уже нет.
Мое отношение к Пугачеву безразлично. Мне в нем не нравится то, что он убивал невинных людей, считал себя государем, чуть ли не Богом, мог судить, кто прав, кто виноват. Я думаю, что у таких людей не все нормально с психикой. Но Пугачев любил правду, справедливость, если б не он, может Маша и Гринев так и не были бы вместе, потому что Швабрин был на их пути. Пугачев-отважный, смелый человек, но, может, ему свои положительные качества нужно было применить в более благородных целях?
Отношение Пушкина к стихийным народным восстаниям было сложным. Горькие слова («Не приведи господь видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный») стоят многих томов исследований, посвященных славянскому менталитету. Пушкин прозорливо указал на две характерные черты крестьянских движений: отсутствие долговременной цели и звериную жестокость. Бесправие, неразвитость, убогая жизнь не могут породить организованного, планомерного сопротивления. Вожаки народа отличаются предприимчивостью, широтой характера, бесстрашием. Таков пушкинский Пугачев, провозгласивший себя Петром III. Когда его предупреждают, что на бунтовщиков нацелены пушки, он насмешливо отвечает: «Разве пушки на царей льются?» Он притягивает любовь народа своим буйством и удалью, а больше всего — мечтой о свободе. Не зря открываются навстречу его войску ворота крепости. А рядом с этим — жестокость, массовые казни, часто бессмысленные. «Вором и разбойником» называет его комендант крепости Миронов. Ему присущи черты авантюриста. Он не обманывает себя, хотя лукавит с окружающими, называя себя царем. А Гриневу, который глубже всех его понял, говорит: «Гришка Отрепьев над Москвой ведь царствовал». От волжского разбойника у Пугачева яркий, иносказательный, пересыпанный намеками, прибаутками и баснями язык. Больше всего же в нем привлекает могучая вольная натура, которой тесно в том «мундире», в который его одела судьба. Рассказывая Гриневу об орле и вороне, он выдает свое сокровенное желание: прожить жизнь хоть короткую, но яркую, не «питаясь мертвечиной», а «напившись живой крови».
ить жизнь хоть короткую, но яркую, не «питаясь мертвечиной», а «напившись живой крови».
Реальный Пугачев был страшнее. Он мог приказать повесить «поближе к звездам» мирного астронома Ловица, мог отдать на расправу любовницу Елизавету Харлову и ее семилетнего брата, повелеть тайно удавить близкого друга и соратника Лысова после пьяной ссоры.
Схваченный, Пугачев молит Екатерину II о помиловании. Когда граф Панин назвал его вором, Пугачев ответил: «Я не ворон, я вороненок; ворон еще летает». Панин в кровь разбил ему лицо и вырвал клок бороды. А Пугачев… опустился на колени и стал просить о помиловании. В народе все равно осталась яркая память о Пугачеве-освободителе. Когда он сидел в клетке, солдаты кормили его из рук. Простые люди приводили детей, чтобы те запомнили: они видели Пугачева. Разбойник или освободитель, Пугачев был народным героем. Только такого героя и мог породить в то время российский народ.
А теперь поговорим о самом Пугачеве. «Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары». Это портрет Пугачева при его первой встрече с Гриневым. А вот одеяние Пугачева как мятежника и бунтовщика: «… На нем был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза». По его одежде видно, как он богат, что он уже не тот простой дорожный, глаза не плутовские, а сверкающие, решительные, готовые ко всему.
Пугачев – хороший военный организатор. Он из простых людей-бунтовщиков сделал настоящих воинов, собрал целую армию, которая ни перед чем не остановится. Пугачев участвовал в Семилетней войне с Пруссией, а позже — в русско-турецкой войне, где приобрел богатый боевой опыт.
Трусливый народ сделался перед Пугачевым, целовал распятие и кланялся самозванцу. Хотя подобные действия народа можно понять, потому что люди хотели выжить и поэтому подчинялись мятежнику. Смелые люди (Гринев, капитан Миронов, жена Миронова) не хотели сдаваться, говорили негодяю всю правду, всю свою ненависть ему в лицо, они не боялись смерти и предпочитали смерть, чем преклонятся перед Пугачёвым. Но всё – таки большинство народа ненавидело Пугачёва, потому что мятежник разорял деревни, убивал и не щадил никого.
Качества Пугачева позволявшие встать ему во главе восстания, — это смелость, отвага, хитрость, ненависть и военный талант. Пугачев был, смел, он не боялся ни властей, ни народа, никого. Он обладал отвагой при захвате крепостей, городов. Хитрость ему помогала выдать себя за «чудесно спасшегося» императора Петра III, для того чтобы легче было начать восстание. Ненависть Пугачева вызвана жестокостью со стороны царских властей, и это также послужило поводом для бунта. О военном таланте сказано выше.
Но Пугачев не только разбойник, захватывающий земли, но и великодушный, справедливый человек, который не забывает добрые дела. Это доказывает поступок, когда он не повесил Гринева, но еще и отпустил его: «…Казнить так, казнить, миловать так, миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай, что хочешь» опять же справедливость Пугачева написана в отрывке, где он отпускает и благословляет Гринева и Машу: «… Казнить так, казнить, жаловать так, жаловать: таков мой обычай.
ведливость Пугачева написана в отрывке, где он отпускает и благословляет Гринева и Машу: «… Казнить так, казнить, жаловать так, жаловать: таков мой обычай. Возьми себе свою красавицу; вези ее куда хочешь, и дай вам Бог любовь да совет!»
Речь Пугачева, как дорожника была усыпана загадками, пословицами. По его речи был виден простой человек: «… будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов. А теперь (тут он мигнул опять) заткни топор за спину: лесничий ходит». Речь Пугачева, как бунтовщика была важной и царской: «Как ты смел, противиться мне, своему государю?.. Присягай, — сказал ему Пугачев, — государю Петру Федоровичу!» Он говорил, кА государь страны величаво и гордо: «… Ну, думал ли ты, ваше благородие, что человек, который вывел тебя к умету, был сам великий государь? (тут он взял на себя вид важный и таинственный) Ты крепко передо мной виноват, — продолжал он, — но я помиловал тебя за твою добродетель…» Здесь от речи дорожника и следа уже нет.
Мое отношение к Пугачеву безразлично. Мне в нем не нравится то, что он убивал невинных людей, считал себя государем, чуть ли не Богом, мог судить, кто прав, кто виноват. Я думаю, что у таких людей не все нормально с психикой. Но Пугачев любил правду, справедливость, если б не он, может Маша и Гринев так и не были бы вместе, потому что Швабрин был на их пути. Пугачев-отважный, смелый человек, но, может, ему свои положительные качества нужно было применить в более благородных целях?
Отношение Пушкина к стихийным народным восстаниям было сложным. Горькие слова («Не приведи господь видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный») стоят многих томов исследований, посвященных славянскому менталитету. Пушкин прозорливо указал на две характерные черты крестьянских движений: отсутствие долговременной цели и звериную жестокость. Бесправие, неразвитость, убогая жизнь не могут породить организованного, планомерного сопротивления. Вожаки народа отличаются предприимчивостью, широтой характера, бесстрашием. Таков пушкинский Пугачев, провозгласивший себя Петром III. Когда его предупреждают, что на бунтовщиков нацелены пушки, он насмешливо отвечает: «Разве пушки на царей льются?» Он притягивает любовь народа своим буйством и удалью, а больше всего — мечтой о свободе. Не зря открываются навстречу его войску ворота крепости. А рядом с этим — жестокость, массовые казни, часто бессмысленные. «Вором и разбойником» называет его комендант крепости Миронов. Ему присущи черты авантюриста. Он не обманывает себя, хотя лукавит с окружающими, называя себя царем. А Гриневу, который глубже всех его понял, говорит: «Гришка Отрепьев над Москвой ведь царствовал». От волжского разбойника у Пугачева яркий, иносказательный, пересыпанный намеками, прибаутками и баснями язык. Больше всего же в нем привлекает могучая вольная натура, которой тесно в том «мундире», в который его одела судьба. Рассказывая Гриневу об орле и вороне, он выдает свое сокровенное желание: прожить жизнь хоть короткую, но яркую, не «питаясь мертвечиной», а «напившись живой крови».
ить жизнь хоть короткую, но яркую, не «питаясь мертвечиной», а «напившись живой крови».
Реальный Пугачев был страшнее. Он мог приказать повесить «поближе к звездам» мирного астронома Ловица, мог отдать на расправу любовницу Елизавету Харлову и ее семилетнего брата, повелеть тайно удавить близкого друга и соратника Лысова после пьяной ссоры.
Схваченный, Пугачев молит Екатерину II о помиловании. Когда граф Панин назвал его вором, Пугачев ответил: «Я не ворон, я вороненок; ворон еще летает». Панин в кровь разбил ему лицо и вырвал клок бороды. А Пугачев… опустился на колени и стал просить о помиловании. В народе все равно осталась яркая память о Пугачеве-освободителе. Когда он сидел в клетке, солдаты кормили его из рук. Простые люди приводили детей, чтобы те запомнили: они видели Пугачева. Разбойник или освободитель, Пугачев был народным героем. Только такого героя и мог породить в то время российский народ.