Русские сочинения
-
Пушкин А.С.
-
Капитанская дочка
-
Роль эпизода "Встреча Гринева с Пугачевым" по повести А . С . Пушкина " Капитанская дочка "
Роль эпизода "Встреча Гринева с Пугачевым" по повести А . С . Пушкина " Капитанская дочка "
«Капитанская дочка» — вершинное произведение творчества русского гения А.С. Пушкина. Эта повесть была написана в 30-е годы прошлого столетия, спустя полвека после описываемых в ней событий пугачевского бунта. Пушкин здесь не только писатель, но и историк-исследователь. «Сравнительно с „Капитанскою дочкою“, — отмечал Гоголь, — все наши романы и повести кажутся приторною размазнею...». Автор показал на страницах своего произведения реальных героев, к которым прежде всего относится бунтовщик Емельян Пугачев. Заслуга писателя состоит в том, что он охарактеризовал Пугачева не так, как делали его предшественники: образ вождя в повести показан со всей правдивостью. При чтении романа мы, читатели, неоднократно видим как положительные, так и отрицательные стороны этой исторической личности.
Важнейшую роль в повести играет первая встреча Гринева с Пугачевым. На первый взгляд, незначительный эпизод, но какую смысловую нагрузку несет на себе! Начну обо всем по порядку. В главе «Вожатый», во время ужасного бурана в Оренбургской степи сталкиваются лицом к лицу два главных героя этой повести — бунтовщик Пугачев и молодой дворянин Гринев. Следует отметить, что для Пушкина метель, буран — олицетворение судьбы. Если в «Метели» пурга явилась препятствием венчанию, то в «Капитанской дочке» буран объединяет, казалось бы, несовместимых людей, представителей разных социальных классов. Гринев узнает намного позже, что его вожатым был не кто иной, как сам Пугачев, а пока он видел в нем человека, которого судьба не жаловала, но все-таки какое-то чутье подсказывало Петру, что эта встреча неслучайна.
По дороге к ночлегу Гринев засыпает и видит странный сон, в котором усматривается «нечто пророческое». Он видит, что будто бы он возвратился домой, на пороге его встречает матушка. «Тише, — говорит она мне, — отец болен и желает с тобою проститься». "… Я тихонько подхожу к постели, матушка приподымает полог и говорит: «Андрей Петрович, Петруша приехал, он воротился, узнав о твоей болезни, благослови его». Я встал на колени и устремил глаза мои на больного. Что ж?.. Вместо отца в постели лежит мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая. Я в недоумении оборотился к матушке, говоря ей: «Что это значит? Это не батюшка. И к какой мне стати просить благословения у мужика?» — «Все равно, Петруша, — отвечала мне матушка, — это твой посаженый отец, поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит...» Я не соглашался. Тогда мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны. Я хотел бежать… и не мог; комната наполнилась мертвыми телами; я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах…. Страшный мужик ласково меня кликал, говоря: «Не бойсь, подойди под мое благословление»… Описание «страшного мужика» перекликается с описанием самого Пугачева: та же черная борода, тот же веселый взгляд — все эти детали играют достаточно весомую роль в раскрытии образа народного вождя. Пророческий сон Гринева сбывается в той или иной степени на протяжении всего произведения.
Во-первых, яркая, порой кровавая символика сна: «топор», «мертвые тела», «кровавые лужи» — это отражение реальных событий: взятие Пугачевым Белогорской крепости.
Во-вторых, «страшный мужик ласково меня кликал» — вот основа отношений Гринева с Пугачевым. Действительно, «страшный мужик» оказал влияние на судьбу Петра и Маши: «Потом обратился он к Марье Ивановне и сказал ей ласково: „Выходи, красная девица; дарую тебе волю. Я государь“. И здесь имеет место слово „ласково“. Случайность ли это? Думаю, нет.
В-третьих, еще подтверждениями сбывшегося сна являются слова, которые произносят мужики, ведущие Гринева на казнь: „Не бось, не бось...“. Затем дворянин стоит на коленях (и это деталь!) перед Пугачевым. „Пугачев протянул мне жилистую руку. “Целуй руку, целуй руку!» — говорили около меня...".
Приведенные выше аргументы доказывают то, что образ Пугачева произвел на Петра Гринева огромное впечатление, под его воздействием ему приснился пророческий сон, который сыграл, если разобраться, довольно-таки серьезную роль и наложил свой отпечаток на жизнь героя.
Есть в этом эпизоде еще одна деталь — заячий тулуп. Гринев, несмотря на Савельича, всячески отговаривавшего его от этого поступка, подарил вожатому заячий тулуп. "… Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком. Он проводил меня до кибитки и сказал с низким поклоном: «Спасибо, ваше благородие! Награди вас господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей». И не забыл: позднее, когда от воли Пугачева зависела жизнь Петра, он из благодарности за «стакан вина и заячий тулуп» даровал ему жизнь.
Встреча Петра Гринева с Емельяном Пугачевым, на мой взгляд, стала определяющей в развитии романа. Если бы Пугачеву в тот буран встретился не Гринев, а кто-то иной, то судьба героев, наверное, сложилась бы по-иному.
Талант А.С. Пушкина многогранен, как алмаз, и одна из его граней — повесть «Капитанская дочка», которая хотя и написана в прозе, обладает какой-то неподдельной, исключительной поэтичностью, а созданные в ней картины будто бы оживают на наших глазах — настолько они реальны. Правдивость, конечно, с элементами художественного вымысла — вот то, чем руководствуется писатель, работая над воссозданием исторической личности. И А.С. Пушкин подтвердил это, создав правдивый образ Пугачева. Бесспорно, еще не одно поколение читателей будет преклоняться перед великим мастером слова и его произведениями, обреченными на бессмертие.
Важнейшую роль в повести играет первая встреча Гринева с Пугачевым. На первый взгляд, незначительный эпизод, но какую смысловую нагрузку несет на себе! Начну обо всем по порядку. В главе «Вожатый», во время ужасного бурана в Оренбургской степи сталкиваются лицом к лицу два главных героя этой повести — бунтовщик Пугачев и молодой дворянин Гринев. Следует отметить, что для Пушкина метель, буран — олицетворение судьбы. Если в «Метели» пурга явилась препятствием венчанию, то в «Капитанской дочке» буран объединяет, казалось бы, несовместимых людей, представителей разных социальных классов. Гринев узнает намного позже, что его вожатым был не кто иной, как сам Пугачев, а пока он видел в нем человека, которого судьба не жаловала, но все-таки какое-то чутье подсказывало Петру, что эта встреча неслучайна.
По дороге к ночлегу Гринев засыпает и видит странный сон, в котором усматривается «нечто пророческое». Он видит, что будто бы он возвратился домой, на пороге его встречает матушка. «Тише, — говорит она мне, — отец болен и желает с тобою проститься». "… Я тихонько подхожу к постели, матушка приподымает полог и говорит: «Андрей Петрович, Петруша приехал, он воротился, узнав о твоей болезни, благослови его». Я встал на колени и устремил глаза мои на больного. Что ж?.. Вместо отца в постели лежит мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая. Я в недоумении оборотился к матушке, говоря ей: «Что это значит? Это не батюшка. И к какой мне стати просить благословения у мужика?» — «Все равно, Петруша, — отвечала мне матушка, — это твой посаженый отец, поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит...» Я не соглашался. Тогда мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны. Я хотел бежать… и не мог; комната наполнилась мертвыми телами; я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах…. Страшный мужик ласково меня кликал, говоря: «Не бойсь, подойди под мое благословление»… Описание «страшного мужика» перекликается с описанием самого Пугачева: та же черная борода, тот же веселый взгляд — все эти детали играют достаточно весомую роль в раскрытии образа народного вождя. Пророческий сон Гринева сбывается в той или иной степени на протяжении всего произведения.
Во-первых, яркая, порой кровавая символика сна: «топор», «мертвые тела», «кровавые лужи» — это отражение реальных событий: взятие Пугачевым Белогорской крепости.
Во-вторых, «страшный мужик ласково меня кликал» — вот основа отношений Гринева с Пугачевым. Действительно, «страшный мужик» оказал влияние на судьбу Петра и Маши: «Потом обратился он к Марье Ивановне и сказал ей ласково: „Выходи, красная девица; дарую тебе волю. Я государь“. И здесь имеет место слово „ласково“. Случайность ли это? Думаю, нет.
В-третьих, еще подтверждениями сбывшегося сна являются слова, которые произносят мужики, ведущие Гринева на казнь: „Не бось, не бось...“. Затем дворянин стоит на коленях (и это деталь!) перед Пугачевым. „Пугачев протянул мне жилистую руку. “Целуй руку, целуй руку!» — говорили около меня...".
Приведенные выше аргументы доказывают то, что образ Пугачева произвел на Петра Гринева огромное впечатление, под его воздействием ему приснился пророческий сон, который сыграл, если разобраться, довольно-таки серьезную роль и наложил свой отпечаток на жизнь героя.
Есть в этом эпизоде еще одна деталь — заячий тулуп. Гринев, несмотря на Савельича, всячески отговаривавшего его от этого поступка, подарил вожатому заячий тулуп. "… Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком. Он проводил меня до кибитки и сказал с низким поклоном: «Спасибо, ваше благородие! Награди вас господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей». И не забыл: позднее, когда от воли Пугачева зависела жизнь Петра, он из благодарности за «стакан вина и заячий тулуп» даровал ему жизнь.
Встреча Петра Гринева с Емельяном Пугачевым, на мой взгляд, стала определяющей в развитии романа. Если бы Пугачеву в тот буран встретился не Гринев, а кто-то иной, то судьба героев, наверное, сложилась бы по-иному.
Талант А.С. Пушкина многогранен, как алмаз, и одна из его граней — повесть «Капитанская дочка», которая хотя и написана в прозе, обладает какой-то неподдельной, исключительной поэтичностью, а созданные в ней картины будто бы оживают на наших глазах — настолько они реальны. Правдивость, конечно, с элементами художественного вымысла — вот то, чем руководствуется писатель, работая над воссозданием исторической личности. И А.С. Пушкин подтвердил это, создав правдивый образ Пугачева. Бесспорно, еще не одно поколение читателей будет преклоняться перед великим мастером слова и его произведениями, обреченными на бессмертие.