А. С. ПУШКИН И С. А. ЕСЕНИН — ПЕВЦЫ РУССКОЙ ПРИРОДЫ
А. С. ПУШКИН
И С. А. ЕСЕНИН — ПЕВЦЫ РУССКОЙ ПРИРОДЫ
Конец XX
века — это
время жестоких испытаний для человека и
человечества. Мы пленники современной
цивилизации. Наша жизнь протекает в
гигантских городах среди бетонных домов,
асфальта и дыма. Мы засыпаем и просыпаемся
под рев автомобилей. Современный ребенок с
удивлением разглядывает птичку, а цветы
видит лишь стоящими в праздничной вазе. Тем
важнее для нас сегодня русская
классическая поэзия. Она формирует в
человеке любовь к родной природе, уважение
к отчему дому.
Русскими
поэтами создано много шедевров пейзажной
лирики, но для меня и, по-видимому,
большинства живущих в России первые
поэтические образы природы прежде всего
связаны с
именем А. С. Пушкина. Каждый ребенок в России
со страхом и восторгом декламирует:
Буря мглою
небо кроет,
Вихри
снежные крутя;
То, как
зверь, она завоет,
То заплачет,
как дитя,
То по
кровле обветшалой
Вдруг
соломой зашумит,
То, как
путник запоздалый,
К нам в
окошко застучит.
Поэт,
используя очень простые, доступные образы,
создает незабываемый эмоциональный
настрой, который сохраняется на всю жизнь. А
вот еще один замечательный поэтический
образ зимней ночи:
Сквозь
волнистые туманы
Пробивается
луна,
На
печальные поляны
Льет
печально свет она.
Возникает
ощущение тихой грусти, одиночества.
Ни огня, ни
черной хаты...
Глушь да
снег...
А вот
совсем другое описание зимы, доброе и
жизнеутверждающее:
Под
голубыми небесами
Великолепными
коврами,
Блестя на
солнце, снег лежит...
Эти строки
полны радости и оптимизма.
На мой
взгляд, вершина пушкинской пейзажной
лирики — стихотворение “Осень”. Начало
первой строфы, четыре строчки, всего четыре
мазка, но сделанных рукой гения, — и в нашем
воображении возникает точная, узнаваемая и
выразительная картина осеннего дня.
Октябрь уж
наступил — уж роща отряхает
Последние
листы с нагих своих ветвей;
Дохнул
осенний хлад — дорога промерзает,
Журча еще
бежит за мельницу ручей...
По-моему,
самый прекрасный образ природы создан поэ
том в знаменитых строчках:
Унылая пора!
очей очарованье!
Приятна мне
твоя прощальная краса —
Люблю я
пышное природы увяданье,
В багрец и в
золото одетые леса...
Здесь в
каждой строчке контраст и гармония,
соединение, казалось бы, несоединимого. Эти
строки хочется переложить на музыку и
одновременно изображать красками на холсте
Осень, любимая пора Пушкина, была для него и
временем наибольшего творческого подъема.
И с каждой
осенью я расцветаю вновь...
Так,
знаменитой болдинской осенью Пушкин
завершил свое величайшее творение — роман
“Евгений Онегин”, написал маленькие
трагедии, много других замечательных
произведений.
Описание
природы у Пушкина не самоцель, а
эмоциональный ключ, создающий определенный
настрой, позволяющий лучше понять
переживания человека, который остается
главным действующим лицом пушкинской
лирики.
Так, в
стихотворении “Бесы” картина вьюги — это
сложная метафора, отражающая чувства
самого Пушкина. Они раскрываются в
последних строчках:
Мчатся бесы
рой за роем
В
беспредельной вышине,
Визгом
жалобным и воем
Надрывая
сердце мне...
Поэт ищет в
окружающей природе расшифровку своего
внутреннего мира. С помощью образов природы
Пушкин поднимается до больших обобщений,
вопросов жизни и смерти.
… Вновь я
посетил
Тот уголок
земли, где я провел
Изгнанником
два года незаметных...
Вот холм
лесистый, над которым часто
Я сиживал
недвижим и глядел
На озеро,
воспоминая с грустью
Иные берега,
иные волны...
Здравствуй,
племя
Младое,
незнакомое! не я
Увижу твой
могучий поздний возраст...
“Младое,
незнакомое” племя, появление которого
приветствовал Пушкин, унаследовало от него
восхищение красотой русской земли и любовь
к русскому слову. К этому племени относятся
такие замечательные поэты, как Тютчев,
Кольцов, Лермонтов, Фет, Некрасов и совсем
близкий к нам Есенин.
С. А. Есенин
унаследовал пушкинскую поэтическую
культуру в реалистическом описании родной
природы. Однако его пейзажная лирика по
сути своей отличается от пушкинской. В ней
намного сильнее влияние русского фольклора
и языческой мифологии.
В Родился я
с песнями в травном одеяле,
Зори меня
вешние в радугу свивали.
Вырос я до
зрелости, внук купальской ночи,
Сутемень
колдовная счастье мне пророчит.
Это
напоминает народную песню-заклинание. В
творчестве Есенина сильно ощущается
древнее, языческое отношение к природе,
полное признание ее самостоятельности,
одушевленности:
Схимник-ветер
шагом осторожным
Мнет листву
по выступам дорожным
И целует на
рябиновом кусту
Язвы
красные незримому Христу.
Есенин
ощущает себя частью природы, ее учеником и
собеседником.
Позабыв
людское горе,
Сплю на
вырубках сучья.
Я молюсь на
алы зори,
Причащаюсь
у ручья.
Поэтому у
него нет чисто пейзажных стихов. Природа и
человек существуют рядом:
Кого жалеть?
Ведь каждый в мире странник —
Пройдет,
зайдет и вновь оставит дом.
О всех
ушедших грезит конопляник
С широким
месяцем над голубым прудом.
Любовь к
природе, к родным рязанским полям, к “стране
березового ситца” делает лирику Есенина
огромной поэмой о России.
О Русь —
малиновое поле
И синь,
упавшая в реку, —
Люблю до
радости и боли
Твою
озерную тоску.
Мне кажется,
так о России до него не писал никто. В этих
стихах Русь живая, способная тосковать,
испытывать боль: Есенин — сын России,
сострадающий своей “стране бе резового
ситца”.
Но более
всего
Любовь к
родному краю
Меня томила,
Мучила и
жгла.
Поэт
понимает, что уход от природы, от родины, от
своих корней трагичен. Однако трагизм
судьбы Есенина в том и со стоит, что,
сознавая пагубность этого отрыва, он не
смог противостоять ему.
Не жалею, не
зову, не плачу,
Все пройдет,
как с белых яблонь дым.
Увяданья
золотом охваченный,
Я не буду
больше молодым.
Ты теперь
не так уж будешь биться,
Сердце,
тронутое холодком,
И страна
березового ситца
Не заманит
шляться босиком.
К Есенину
приходит пушкинское ощущение вечного
течения жизни, неизбежности смерти как
непреложного закона жизни.
Все мы, все
мы в этом мире тленны,
Тихо льется
с кленов листьев медь...
Будь же ты
вовек благословенно,
Что пришло
процвесть и умереть.
Я думаю, что
творческое наследие С. А. Есенина очень
близко нашим сегодняшним представлениям о мире, где человек — только частица живой
природы, не противостоящая ей, а зависящая
от нее.
Чувство
природы, ощущение единства с ней человека
завещано нам гениальными русскими поэтами
А. С. Пушкиным и С. А. Есениным. Благодаря
Пушкину мы останавливаемся в волнении и
замираем перед прекрасной картиной
осеннего дня или перед сиянием зимней
дороги. Проникнув в мир поэтических образов
Есенина, мы начинаем ощущать себя братьями
одинокой березы, старого клена, рябинового
куста, разного “зверья”. Эти чувства
должны помочь нам сохранить человечность, а
значит, и человечество.