Русские сочинения
-
Пушкин А.С.
-
Разное
-
АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ В ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА “СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ”.
АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ В ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА “СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ”.
АВТОРСКАЯПОЗИЦИЯ В ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА “СТАНЦИОННЫЙСМОТРИТЕЛЬ”.
Авторская позиция — это отношение автора ксвоим героям, выраженное в смысле названияпроизведения, в портретах героев, в ихмыслях и чувствах, в композиции, в символике,в описании природы, а также непосредственнов оценках повествователя. ОтношениеПушкина к главному герою повести “Станционныйсмотритель” Самсону Вырину можно понятьдвояко. На первый взгляд, авторская позицияв этом произведении совершенно ясна: авторсочувствует своему герою, сопереживаетему, изображая горе и страдания старика. Нопри такой трактовке авторской позиции “Станционныйсмотритель” теряет всю свою глубину.Картина намного сложнее. Пушкин не зрявводит в повесть образ повествователя, отлица которого идет рассказ. Он своимимыслями, рассуждениями как бы закрываетистинное отношение автора к главному герою.Чтобы понять автора, нельзя полагаться наповерхностные впечатления от текстаповести: Пушкин завуалировал свою точкузрения в более мелких деталях, которыевидны только при подробном изучении текста.
Особую роль в произведении играетсимволика. Символика — это одно из основныхсредств выражения авторской позиции,которое отражено в текстовых элементах, невлияющих на основное развитие сюжета, а,может быть, толькопредугадывающих его. Так, по картинкам,висевшим на стене в комнате Самсона Вырина,которые долго рассматривал рассказчик, мыможем судить о дальнейшем ходе событий.Картинки “изображали историю блудногосына”. На первый взгляд может показаться,что эти картинки рассказывают о жизненномпути Дуни. Но на самом деле образ блудногосына — это образ самого главного героя.Первая картинка говорит о том, что СамсонВырин “уходит” от своей дочери. Ведь он совсемне верит в ее счастье, он даже не способенпредставить, что молодой гусар можетжениться на Дуне. В разговоре с Минским вПетербурге Вырин сказал: “отдайте мне…бедную мою Дуню. Ведь вы потешились ею; негубите ее понапрасну”. В этих словахпроявляются как отцовские чувства, так инепонимание своей дочери, отсутствие веры влюбовь. Дуня с Минским сразу договорились,что уедут вместе. Но почему они не сказалиничего об этом Самсону Вырину? Они полюбилидруг друга, но можно предположить, что гусарне сразу решил жениться на дочери бедногостанционного смотрителя, поэтому Дуня иМинский не могли ничего сказать. Отец, недоверяя молодому гусару и не веря в силулюбви, разбил бы их счастье, а вместе с этими их жизнь. “Что такое станционныйсмотритель?” — спрашивает Пушкин учитателей через рассказчика в самом началеповести. “Сущий мученик четырнадцатогокласса”, потому что его чин становится егожизнью, то есть он “ограничен”, он мыслитименно как “чиновник четырнадцатогокласса”. И конечно, по его логике, беднаядевушка не может быть счастлива с богатымротмистром, который только посмеется надней и уж, конечно, никогда не женится. СамсонВырин при этом недальновиден. Дуня нерешалась сама сесть в кибитку, и, может быть,у нее не хватило бы смелости это сделать, ноее отец сказал: “Чего ж ты боишься?..ведь его благородие не волк и тебя не съест:прокатись-ка до церкви”. Самсон Вырин какбы сам определил судьбу своей дочери.
Но вернемся опять к символике произведения.На ограниченность, недальновидностьВырина намекает вторая картинка. На ней мывидим блудного сына, окруженного “ложнымидрузьями”. Действительно, и в другомслучае Самсон Вырин поверил доктору, посоветовавшемуздоровому гусару отдых и покой на несколькодней, даже и не подозревая, что этот доктор всговоре с Минским. На третьей картинкеизображен юноша, который пасет свиней иразделяет с ними трапезу; в его лицеизображены глубокая печаль и раскаяние.Этот сюжет как бы подсказывает дальнейшуюсудьбу смотрителя, который за три иличетыре года без Дуни превратился из “бодрогомужчины” в “хилого старика”. Он не могпростить себе, что отпустил дочь, одноупоминание о ней вызывало боль и горечь. Ипоследняя картинка рассказывает нам овозвращении блудного сына, с чемассоциируется “возвращение” отца к дочериуже после смерти, когда Дуня приезжаетнавестить отца и находит его на кладбище.
“Коллежский регистратор. /Почтовой станциидиктатор”, — слова Вяземского, приведенныеПушкиным как эпиграф к произведению.Самсон Вырин именно “диктатор” жизни Дуни,не оставляющий ей права выбора.
Ограниченность Самсона Вырина — это непросто свойство его индивидуальногохарактера, она социально обусловлена,определе на условиями его жизни. Осуждаястанционного смотрителя, Пушкин тем неменее, как мне представляется, жалеет того,рассказывая о трагедии его неудавшейсяжизни.
“Станционный смотритель” — это первоепроизведение в русской литературе, вкотором создан образ “маленького человека”.В дальнейшем эта тема становится типичнойдля русской литературы. Она представлена втворчестве таких писателей, как Гоголь,Чехов, Толстой, Гончаров и др.
Создание образа “маленького человека” — это тоже средство выражения авторской позиции. Но каждый автор по-своему решаетэту проблему. Авторская позиция Пушкина,несомненно, выражена в осужденииограниченности станционного смотрителя, но,осуждая, Пушкин все же не презирает этого“маленького человека”, как, например,Гоголь и Чехов (в “Шинели” и “Смертичиновника”). Таким образом, в “Станционномсмотрителе” Пушкин прямо не высказываетсвою авторскую позицию, пряча ее в деталях,которые очень важны для понимания всегопроизведения в целом.
Авторская позиция — это отношение автора ксвоим героям, выраженное в смысле названияпроизведения, в портретах героев, в ихмыслях и чувствах, в композиции, в символике,в описании природы, а также непосредственнов оценках повествователя. ОтношениеПушкина к главному герою повести “Станционныйсмотритель” Самсону Вырину можно понятьдвояко. На первый взгляд, авторская позицияв этом произведении совершенно ясна: авторсочувствует своему герою, сопереживаетему, изображая горе и страдания старика. Нопри такой трактовке авторской позиции “Станционныйсмотритель” теряет всю свою глубину.Картина намного сложнее. Пушкин не зрявводит в повесть образ повествователя, отлица которого идет рассказ. Он своимимыслями, рассуждениями как бы закрываетистинное отношение автора к главному герою.Чтобы понять автора, нельзя полагаться наповерхностные впечатления от текстаповести: Пушкин завуалировал свою точкузрения в более мелких деталях, которыевидны только при подробном изучении текста.
Особую роль в произведении играетсимволика. Символика — это одно из основныхсредств выражения авторской позиции,которое отражено в текстовых элементах, невлияющих на основное развитие сюжета, а,может быть, толькопредугадывающих его. Так, по картинкам,висевшим на стене в комнате Самсона Вырина,которые долго рассматривал рассказчик, мыможем судить о дальнейшем ходе событий.Картинки “изображали историю блудногосына”. На первый взгляд может показаться,что эти картинки рассказывают о жизненномпути Дуни. Но на самом деле образ блудногосына — это образ самого главного героя.Первая картинка говорит о том, что СамсонВырин “уходит” от своей дочери. Ведь он совсемне верит в ее счастье, он даже не способенпредставить, что молодой гусар можетжениться на Дуне. В разговоре с Минским вПетербурге Вырин сказал: “отдайте мне…бедную мою Дуню. Ведь вы потешились ею; негубите ее понапрасну”. В этих словахпроявляются как отцовские чувства, так инепонимание своей дочери, отсутствие веры влюбовь. Дуня с Минским сразу договорились,что уедут вместе. Но почему они не сказалиничего об этом Самсону Вырину? Они полюбилидруг друга, но можно предположить, что гусарне сразу решил жениться на дочери бедногостанционного смотрителя, поэтому Дуня иМинский не могли ничего сказать. Отец, недоверяя молодому гусару и не веря в силулюбви, разбил бы их счастье, а вместе с этими их жизнь. “Что такое станционныйсмотритель?” — спрашивает Пушкин учитателей через рассказчика в самом началеповести. “Сущий мученик четырнадцатогокласса”, потому что его чин становится егожизнью, то есть он “ограничен”, он мыслитименно как “чиновник четырнадцатогокласса”. И конечно, по его логике, беднаядевушка не может быть счастлива с богатымротмистром, который только посмеется надней и уж, конечно, никогда не женится. СамсонВырин при этом недальновиден. Дуня нерешалась сама сесть в кибитку, и, может быть,у нее не хватило бы смелости это сделать, ноее отец сказал: “Чего ж ты боишься?..ведь его благородие не волк и тебя не съест:прокатись-ка до церкви”. Самсон Вырин какбы сам определил судьбу своей дочери.
Но вернемся опять к символике произведения.На ограниченность, недальновидностьВырина намекает вторая картинка. На ней мывидим блудного сына, окруженного “ложнымидрузьями”. Действительно, и в другомслучае Самсон Вырин поверил доктору, посоветовавшемуздоровому гусару отдых и покой на несколькодней, даже и не подозревая, что этот доктор всговоре с Минским. На третьей картинкеизображен юноша, который пасет свиней иразделяет с ними трапезу; в его лицеизображены глубокая печаль и раскаяние.Этот сюжет как бы подсказывает дальнейшуюсудьбу смотрителя, который за три иличетыре года без Дуни превратился из “бодрогомужчины” в “хилого старика”. Он не могпростить себе, что отпустил дочь, одноупоминание о ней вызывало боль и горечь. Ипоследняя картинка рассказывает нам овозвращении блудного сына, с чемассоциируется “возвращение” отца к дочериуже после смерти, когда Дуня приезжаетнавестить отца и находит его на кладбище.
“Коллежский регистратор. /Почтовой станциидиктатор”, — слова Вяземского, приведенныеПушкиным как эпиграф к произведению.Самсон Вырин именно “диктатор” жизни Дуни,не оставляющий ей права выбора.
Ограниченность Самсона Вырина — это непросто свойство его индивидуальногохарактера, она социально обусловлена,определе на условиями его жизни. Осуждаястанционного смотрителя, Пушкин тем неменее, как мне представляется, жалеет того,рассказывая о трагедии его неудавшейсяжизни.
“Станционный смотритель” — это первоепроизведение в русской литературе, вкотором создан образ “маленького человека”.В дальнейшем эта тема становится типичнойдля русской литературы. Она представлена втворчестве таких писателей, как Гоголь,Чехов, Толстой, Гончаров и др.
Создание образа “маленького человека” — это тоже средство выражения авторской позиции. Но каждый автор по-своему решаетэту проблему. Авторская позиция Пушкина,несомненно, выражена в осужденииограниченности станционного смотрителя, но,осуждая, Пушкин все же не презирает этого“маленького человека”, как, например,Гоголь и Чехов (в “Шинели” и “Смертичиновника”). Таким образом, в “Станционномсмотрителе” Пушкин прямо не высказываетсвою авторскую позицию, пряча ее в деталях,которые очень важны для понимания всегопроизведения в целом.