Как Пушкин представлял себе назначение поэта и поэзии
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал…
Пушкин — необычное явление в русской литературе. Вот как оцени вает творчество Пушкина Белинский: «Это был… не только великий русский поэт своего времени, но и великий поэт всех времен и народов и всех веков, гений европейский, слава всемирная.» Литературное наследие Пушкина очень велико. Александр Сергее вич много говорил о русских поэтах, творчество которых вдохновля ло его, а сами они одобрили Пушкина «приветливым вниманием Сов- ременники Пушкина Дельвиг, Языков отмечали, что в поэзии их счас тье, жизнь и любовь. Вот так и Пушкин рано начал задумываться о своем назначении. Положение поэта в современной ему действительности было очень сложно: свободолюбивых и правдивых поэтов преследовали, а цар ских превозносили, потому что они восхваляли и всю его родовитую знать. В стихотворении „Эхо“ Пушкин пишет, обращаясь к поэту:
На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдругя.
Этим он хочет сказать, что сердце свободного поэта откликается случившееся. Но в конце стихотворения Пушкин пишет:
Тебе ж нет отзывая…
Нотки горести и грусти звучат в этих словах. Здесь Пушкин хочет сказать, что поэт отзывается на все случившееся, но не находит отклика в сердцах других. Пушкин считал, что поэзия существует не для избранных, а для всех. Поет прежде всего должен служить всем людям. Эти мысли звучат в стихотворении „Порок“. О чем оно? О перерождении поэта. Поэт, томимый духовной жаждою, превращается во всеведующего пророка. Вот так Пушкин описывает превращение:
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся оня…
Моих ушей коснулся оня…
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословый, и лукавый.
И жало мудрыя змеи…
И он мне грудь рассек мечем
И сердце трепетное вынул.
Что произошло после „прикосновения шестикрылого серафима“ к поэту? У поэта появилась острота зрения:
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Появилось умение видеть жизнь во всем её многообразии:
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы призябанье.
Поэт стал мудрым:
И жало мудрыя змеи
В уста замерзшие мои
Вложил десницею кровавой.
Вместо человеческого трепетного сердца у поэта теперь „угль, пылающий огнем“. Сначала поэт не понимал своего назначения: он не знал, о чём писать, для кого писать, с какой целью писать:
Духовной жаждою томим
В пустыне мрачной я влачился…
»Шестикрылый серафим«изменил в нём всё: зрение, слух, сердце, но он не сделал ещё из него поэта:
Как труп в пустыне я лежал…
Но потом свершилось чудо: поэт стал пророком. Теперь он все видит, все слышит, все знает, он правдив, справедлив и живёт для народа. Его слово будет жечь сердца людей:
И бога глас ко мне воззвал:
»Восстань пророк и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей."
Таким образом, в стихотворении «ПРОРОК» поэт выразил свои мысли о назначении поэта и поэзии.
Пропасть между поэзией и жизнью растёт в представлении Пушкина. В его стихах мы видим противопоставление света общества поэту, Который является носителем высоких идеалов. Эти идеалы обществу недоступны. Об этом Пушкин говорит в стихотворении «ПОЭТ»:
Тоскует он в забавах мира,
Людской чуждается молвы
К ногам народного кумира
Не клонит гордой головы.
В стихотворении «ПОЭТ», откуда взяты эти строки, содержится изображение конкретной действительности. Пушкина насильно тянули в «забавы мира». Сытый, надушенный, этот мир был сборищем злодеев и сплетников. А поэзию ценили или молодые вертопрахи, или бездарное дворянство. Они были слишком утомлены трудами и слишком осторожны, чтобы изливать свои мысли о поэзии.
Толпа требует, чтобы поэт давал уроки ближнему, а сами учат его пресмыкаться, безразлично относиться к людям. Эта публика выступает в роли ценительницы произведений Пушкина, поэт ненавидел её:
Несносен мне твой ропот дерзкий
Ты червь земли, не сын небес…
Сколько негодования, презрения звучит в стихотворении «ПОЭТ И ТОЛПА»!
Мы малодушны, мы коварны,
Бесстыдны, злы, неблагодарны,
Мы сердцем хладные скопцы,
Клеветники, рабы, глупцы
Гнездятся клубом в нас пороки…
Каждое слово-проклятье, каждое слово-пощечина. Пушкин создавал бессмертные вещи, а о нем писали- «совершенное падение». Ничего другого не оставалось Александру Сергеевиче, как провозгласить в стихотворении «ПОЭТУ»:
Поэт, не дорожи любовию народной,
Восторженных похвал пройдет минутный щум:
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
Поэт мечтает много для себя, а печатает стихи по неволе, для денег: Пушкину не хочется являться перед публикой, которая его не понимает:
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум…
И только перед самой смертью, в «Памятнике» Пушкин с гордостью и удовлетворением предвидит, что к поэзии его «не зарастет народная тропа». Пушкин радуется, что он будет бессмертен. Права на бесмертие он видит в своих стихах и в человеческих качествах, которыми он обладал.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к подшим призывал…
Такими достоинствами мог гордиться не только Пушкин, но и любой другой человек. Пушкин уверен, что народ сохранит его в своей памяти, о чем искренне пишет в стихотворении. Дальше Пушкин гово рит о более серьезной заслуге: "… чувства добрые я лирой пробуждал...". «Чувства добрые» — это уважение к человеку. В стихотворении очень важна мысль о свободе: «В мой жестокий век восславил я свободу». Народ задавлен и порабощен. Стихотворение «Памятник»
Веленью божию, о муза будь послушна,
Обиды не страшись, не требуя венца:
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспаривай глупца.
Пушкин создал стихи, обращенные к народу. И в тоже время Пушкин полагал, что писать надо, слушаясь только веления божьего и только для себя. Между всеми рассмотренными стихотворениями есть тесная связь. Их объеденяет одна тема — тема поэта и поэзии. Поэзия — очень мудрое, трудное дело, оно непосильно непосвященному в тайны поэтического искусства. Поэт — это не порок, которому дано видеть, слышать, понимать то, чего не видит, не слышит и не понимает обычный человек. Назначение поэзии — «глаголом жечь сердца людей», то есть поэзия существует не для избранных; она имеет высокое общественное назначение; слово поэта должно воспламенять сердца людей, нести им правду, справедливость, любовь.
Что чувства добрые я лирой пробуждал…
Пушкин — необычное явление в русской литературе. Вот как оцени вает творчество Пушкина Белинский: «Это был… не только великий русский поэт своего времени, но и великий поэт всех времен и народов и всех веков, гений европейский, слава всемирная.» Литературное наследие Пушкина очень велико. Александр Сергее вич много говорил о русских поэтах, творчество которых вдохновля ло его, а сами они одобрили Пушкина «приветливым вниманием Сов- ременники Пушкина Дельвиг, Языков отмечали, что в поэзии их счас тье, жизнь и любовь. Вот так и Пушкин рано начал задумываться о своем назначении. Положение поэта в современной ему действительности было очень сложно: свободолюбивых и правдивых поэтов преследовали, а цар ских превозносили, потому что они восхваляли и всю его родовитую знать. В стихотворении „Эхо“ Пушкин пишет, обращаясь к поэту:
На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдругя.
Этим он хочет сказать, что сердце свободного поэта откликается случившееся. Но в конце стихотворения Пушкин пишет:
Тебе ж нет отзывая…
Нотки горести и грусти звучат в этих словах. Здесь Пушкин хочет сказать, что поэт отзывается на все случившееся, но не находит отклика в сердцах других. Пушкин считал, что поэзия существует не для избранных, а для всех. Поет прежде всего должен служить всем людям. Эти мысли звучат в стихотворении „Порок“. О чем оно? О перерождении поэта. Поэт, томимый духовной жаждою, превращается во всеведующего пророка. Вот так Пушкин описывает превращение:
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся оня…
Моих ушей коснулся оня…
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословый, и лукавый.
И жало мудрыя змеи…
И он мне грудь рассек мечем
И сердце трепетное вынул.
Что произошло после „прикосновения шестикрылого серафима“ к поэту? У поэта появилась острота зрения:
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Появилось умение видеть жизнь во всем её многообразии:
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы призябанье.
Поэт стал мудрым:
И жало мудрыя змеи
В уста замерзшие мои
Вложил десницею кровавой.
Вместо человеческого трепетного сердца у поэта теперь „угль, пылающий огнем“. Сначала поэт не понимал своего назначения: он не знал, о чём писать, для кого писать, с какой целью писать:
Духовной жаждою томим
В пустыне мрачной я влачился…
»Шестикрылый серафим«изменил в нём всё: зрение, слух, сердце, но он не сделал ещё из него поэта:
Как труп в пустыне я лежал…
Но потом свершилось чудо: поэт стал пророком. Теперь он все видит, все слышит, все знает, он правдив, справедлив и живёт для народа. Его слово будет жечь сердца людей:
И бога глас ко мне воззвал:
»Восстань пророк и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей."
Таким образом, в стихотворении «ПРОРОК» поэт выразил свои мысли о назначении поэта и поэзии.
Пропасть между поэзией и жизнью растёт в представлении Пушкина. В его стихах мы видим противопоставление света общества поэту, Который является носителем высоких идеалов. Эти идеалы обществу недоступны. Об этом Пушкин говорит в стихотворении «ПОЭТ»:
Тоскует он в забавах мира,
Людской чуждается молвы
К ногам народного кумира
Не клонит гордой головы.
В стихотворении «ПОЭТ», откуда взяты эти строки, содержится изображение конкретной действительности. Пушкина насильно тянули в «забавы мира». Сытый, надушенный, этот мир был сборищем злодеев и сплетников. А поэзию ценили или молодые вертопрахи, или бездарное дворянство. Они были слишком утомлены трудами и слишком осторожны, чтобы изливать свои мысли о поэзии.
Толпа требует, чтобы поэт давал уроки ближнему, а сами учат его пресмыкаться, безразлично относиться к людям. Эта публика выступает в роли ценительницы произведений Пушкина, поэт ненавидел её:
Несносен мне твой ропот дерзкий
Ты червь земли, не сын небес…
Сколько негодования, презрения звучит в стихотворении «ПОЭТ И ТОЛПА»!
Мы малодушны, мы коварны,
Бесстыдны, злы, неблагодарны,
Мы сердцем хладные скопцы,
Клеветники, рабы, глупцы
Гнездятся клубом в нас пороки…
Каждое слово-проклятье, каждое слово-пощечина. Пушкин создавал бессмертные вещи, а о нем писали- «совершенное падение». Ничего другого не оставалось Александру Сергеевиче, как провозгласить в стихотворении «ПОЭТУ»:
Поэт, не дорожи любовию народной,
Восторженных похвал пройдет минутный щум:
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
Поэт мечтает много для себя, а печатает стихи по неволе, для денег: Пушкину не хочется являться перед публикой, которая его не понимает:
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум…
И только перед самой смертью, в «Памятнике» Пушкин с гордостью и удовлетворением предвидит, что к поэзии его «не зарастет народная тропа». Пушкин радуется, что он будет бессмертен. Права на бесмертие он видит в своих стихах и в человеческих качествах, которыми он обладал.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к подшим призывал…
Такими достоинствами мог гордиться не только Пушкин, но и любой другой человек. Пушкин уверен, что народ сохранит его в своей памяти, о чем искренне пишет в стихотворении. Дальше Пушкин гово рит о более серьезной заслуге: "… чувства добрые я лирой пробуждал...". «Чувства добрые» — это уважение к человеку. В стихотворении очень важна мысль о свободе: «В мой жестокий век восславил я свободу». Народ задавлен и порабощен. Стихотворение «Памятник»
Веленью божию, о муза будь послушна,
Обиды не страшись, не требуя венца:
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспаривай глупца.
Пушкин создал стихи, обращенные к народу. И в тоже время Пушкин полагал, что писать надо, слушаясь только веления божьего и только для себя. Между всеми рассмотренными стихотворениями есть тесная связь. Их объеденяет одна тема — тема поэта и поэзии. Поэзия — очень мудрое, трудное дело, оно непосильно непосвященному в тайны поэтического искусства. Поэт — это не порок, которому дано видеть, слышать, понимать то, чего не видит, не слышит и не понимает обычный человек. Назначение поэзии — «глаголом жечь сердца людей», то есть поэзия существует не для избранных; она имеет высокое общественное назначение; слово поэта должно воспламенять сердца людей, нести им правду, справедливость, любовь.