Русские сочинения - Пушкин А.С. - Разное - Как Пушкин представлял себе назначение поэта и поэзии

Как Пушкин представлял себе назначение поэта и поэзии

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал…

Пушкин — необычное явление в русской литературе. Вот как оцени вает творчество Пушкина Белинский: «Это был… не только великий русский поэт своего времени, но и великий поэт всех времен и народов и всех веков, гений европейский, слава всемирная.» Литературное наследие Пушкина очень велико. Александр Сергее вич много говорил о русских поэтах, творчество которых вдохновля ло его, а сами они одобрили Пушкина «приветливым вниманием Сов- ременники Пушкина Дельвиг, Языков отмечали, что в поэзии их счас тье, жизнь и любовь. Вот так и Пушкин рано начал задумываться о своем назначении. Положение поэта в современной ему действительности было очень сложно: свободолюбивых и правдивых поэтов преследовали, а цар ских превозносили, потому что они восхваляли и всю его родовитую знать. В стихотворении „Эхо“ Пушкин пишет, обращаясь к поэту:

На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдругя.

Этим он хочет сказать, что сердце свободного поэта откликается случившееся. Но в конце стихотворения Пушкин пишет:

Тебе ж нет отзывая…

Нотки горести и грусти звучат в этих словах. Здесь Пушкин хочет сказать, что поэт отзывается на все случившееся, но не находит отклика в сердцах других. Пушкин считал, что поэзия существует не для избранных, а для всех. Поет прежде всего должен служить всем людям. Эти мысли звучат в стихотворении „Порок“. О чем оно? О перерождении поэта. Поэт, томимый духовной жаждою, превращается во всеведующего пророка. Вот так Пушкин описывает превращение:

Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся оня…
Моих ушей коснулся оня…
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословый, и лукавый.
И жало мудрыя змеи…
И он мне грудь рассек мечем
И сердце трепетное вынул.

Что произошло после „прикосновения шестикрылого серафима“ к поэту? У поэта появилась острота зрения:

Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.

Появилось умение видеть жизнь во всем её многообразии:

И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы призябанье.

Поэт стал мудрым:

И жало мудрыя змеи
В уста замерзшие мои
Вложил десницею кровавой.

Вместо человеческого трепетного сердца у поэта теперь „угль, пылающий огнем“. Сначала поэт не понимал своего назначения: он не знал, о чём писать, для кого писать, с какой целью писать:

Духовной жаждою томим
В пустыне мрачной я влачился…

»Шестикрылый серафим«изменил в нём всё: зрение, слух, сердце, но он не сделал ещё из него поэта:

Как труп в пустыне я лежал…

Но потом свершилось чудо: поэт стал пророком. Теперь он все видит, все слышит, все знает, он правдив, справедлив и живёт для народа. Его слово будет жечь сердца людей:

И бога глас ко мне воззвал:
»Восстань пророк и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей."

Таким образом, в стихотворении «ПРОРОК» поэт выразил свои мысли о назначении поэта и поэзии.

Пропасть между поэзией и жизнью растёт в представлении Пушкина. В его стихах мы видим противопоставление света общества поэту, Который является носителем высоких идеалов. Эти идеалы обществу недоступны. Об этом Пушкин говорит в стихотворении «ПОЭТ»:

Тоскует он в забавах мира,
Людской чуждается молвы
К ногам народного кумира
Не клонит гордой головы.

В стихотворении «ПОЭТ», откуда взяты эти строки, содержится изображение конкретной действительности. Пушкина насильно тянули в «забавы мира». Сытый, надушенный, этот мир был сборищем злодеев и сплетников. А поэзию ценили или молодые вертопрахи, или бездарное дворянство. Они были слишком утомлены трудами и слишком осторожны, чтобы изливать свои мысли о поэзии.

Толпа требует, чтобы поэт давал уроки ближнему, а сами учат его пресмыкаться, безразлично относиться к людям. Эта публика выступает в роли ценительницы произведений Пушкина, поэт ненавидел её:

Несносен мне твой ропот дерзкий
Ты червь земли, не сын небес…

Сколько негодования, презрения звучит в стихотворении «ПОЭТ И ТОЛПА»!

Мы малодушны, мы коварны,
Бесстыдны, злы, неблагодарны,
Мы сердцем хладные скопцы,
Клеветники, рабы, глупцы
Гнездятся клубом в нас пороки…

Каждое слово-проклятье, каждое слово-пощечина. Пушкин создавал бессмертные вещи, а о нем писали- «совершенное падение». Ничего другого не оставалось Александру Сергеевиче, как провозгласить в стихотворении «ПОЭТУ»:

Поэт, не дорожи любовию народной,
Восторженных похвал пройдет минутный щум:
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Поэт мечтает много для себя, а печатает стихи по неволе, для денег: Пушкину не хочется являться перед публикой, которая его не понимает:

Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум…

И только перед самой смертью, в «Памятнике» Пушкин с гордостью и удовлетворением предвидит, что к поэзии его «не зарастет народная тропа». Пушкин радуется, что он будет бессмертен. Права на бесмертие он видит в своих стихах и в человеческих качествах, которыми он обладал.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к подшим призывал…

Такими достоинствами мог гордиться не только Пушкин, но и любой другой человек. Пушкин уверен, что народ сохранит его в своей памяти, о чем искренне пишет в стихотворении. Дальше Пушкин гово рит о более серьезной заслуге: "… чувства добрые я лирой пробуждал...". «Чувства добрые» — это уважение к человеку. В стихотворении очень важна мысль о свободе: «В мой жестокий век восславил я свободу». Народ задавлен и порабощен. Стихотворение «Памятник»
Веленью божию, о муза будь послушна,
Обиды не страшись, не требуя венца:
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспаривай глупца.

Пушкин создал стихи, обращенные к народу. И в тоже время Пушкин полагал, что писать надо, слушаясь только веления божьего и только для себя. Между всеми рассмотренными стихотворениями есть тесная связь. Их объеденяет одна тема — тема поэта и поэзии. Поэзия — очень мудрое, трудное дело, оно непосильно непосвященному в тайны поэтического искусства. Поэт — это не порок, которому дано видеть, слышать, понимать то, чего не видит, не слышит и не понимает обычный человек. Назначение поэзии — «глаголом жечь сердца людей», то есть поэзия существует не для избранных; она имеет высокое общественное назначение; слово поэта должно воспламенять сердца людей, нести им правду, справедливость, любовь.