Русские сочинения
-
Пушкин А.С.
-
Разное
-
ЛИЧНОЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ. СОПОСТАВЛЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ “ДЕРЕВНЯ” И “ВНОВЬ Я ПОСЕТИЛ...”.
ЛИЧНОЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ. СОПОСТАВЛЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ “ДЕРЕВНЯ” И “ВНОВЬ Я ПОСЕТИЛ...”.
ЛИЧНОЕИ ОБЩЕСТВЕННОЕ. СОПОСТАВЛЕНИЕСТИХОТВОРЕНИЙ “ДЕРЕВНЯ” И “ВНОВЬ ЯПОСЕТИЛ...”.
Борьба общественного и личного былаизвечным вопросом всей русской литературыXVIII-XIX веков. Поэты-классицисты утверждалиприоритет гражданского. Вступая с ними вполемику, Жуковский вносит в поэзиюлирическую струю. Его стихи приобретаютличностную окраску, как все свойственноеромантизму, и делят всю русскую поэзию наинтимную, “погруженную” во внутренниймир, и общественную, обращенную к мирувнешнему.
Но “жизнь и поэзия — одно” (Жуковский), поэтому, несомненно,темы, вопросы, задачи, которые поднималипоэты обоих направлений (назовем их так),прежде всего волновали их самих. И оценкатого или иного чувства или действия всегдабыла дана глазами самого автора. ПослеЖуковского поэзия становится “самоюлучшею биографию” поэтов.
Стихотворения Пушкина “Деревня” и “Вновья посетил...” разделяют шестнадцать лет.Духовную биографию поэта принято делитьна несколько периодов. Конечно, этистихотворения принадлежат кразным: “Деревня” (1819 год) — петербургский;“Вновь я посетил...” (1835 год) — зрелые годы.Сам Пушкин признается:
… и много
Переменилось в жизни для меня...
Итак, рассмотрим на примере этихстихотворений эволюцию Пушкина-поэта,Пушкина-гражданина и Пушкина-человека.
Интересен жанр стихотворений. В “Деревне”молодой Пушкин экспериментирует, соединяядва жанра (элегию и политическую сатиру),тем самым разделяя все произведение на двечасти. В первой чувствуется большое влияниетрадиций пейзажной обрисовкиЖуковского: природа гармонична, это единаямировая душа.
Как тихая твоя гармония приятна. (Жуковский)
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья. (Пушкин)
Слово “тихий” проходит у Жуковскоголейтмотивом через все произведения какпокой, тишина души, поэтому и у Пушкина природа- “пустынный уголок” “спокойствия”.
Стихотворение “Вновь я посетил...” по жанрупредставляет собой элегию. Здесь тожеслышны мотивы Жуковского: мотив дороги (“вновья посетил”), изгнанничества (“изгнанникомпровел...”),воспоминаний (“минувшее меня объемлет живо”),утраты (“уже старушки нет”)… “Неведомыеводы” Пушкина созвучны с “морем”,символом души, у Жуковского. Причем в обоихстихотворениях Пушкин соединяет себя сприродой. Так, променяв “порочный двор”на “мирные дубравы”, лирический геройоказывается не только на лоне природы, но и“погружается” в себя, в свой собственныйдуховный мир. Может быть, поэтому приописаниях природы слово “я” встречаетсяв “Деревне” четыре раза, а во “Вновь япосетил...” — одиннадцать. “Я — твой! Я — здесь!”- восклицает поэт в “Деревне”; “Я в этихрощах”, — вторит он в другом стихотворении.
Вообще оба стихотворения построены так:сначала описание “уголка” земли (кстати,одного и того же — Михайловского), а затемпереход к отвлеченным мыслям. Каков жеобраз природы в обоих стихотворениях?Несомненно, пейзаж Пушкина психологический,его слова в ассоциативном восприятии естьне что иное, как намек на чувства. Причемлирический герой и природа едины исоставляют общий образ единого творения.Так, в стихотворении “Деревня” “тишинаполей” знаменует душевное спокойствие, “темныйсад” можно воспринимать как символ души...
Но “… десять лет ушло с тех пор”… Поэтому-тов стихотворении “Вновь я посетил...”возникает мотив перемен (“иные берега, иныеволны”), причем сам поэт замечает, чтопеременился и он. И вновь с помощью образовприроды и мотива единения человека с нейподнимается тема “неумолимого течениявремени”. Кстати, Пушкин затрагивает ее ещев “Деревне”, но не останавливает на нейсвоего внимания. Причем важно заметить, чтово втором стихотворении Пушкин ни разу неупотребляет слова “здесь” и “везде”, коихогромное количество можно встретить в “Деревне”.Возможно, что такое отсутствие значимо, ибознаменует непостоянство сегодняшнего дня.
Итак, какие же происходят перемены?
Здесь вижу двух озер лазурные равнины,
Где парус рыбаря белеет иногда.
(“Деревня”)
Оно синея стелется широко;
Через его неведомые воды
Плывет рыбак и тянет за собой
Убогий невод.
(“Вновь я посетил...”)
Несомненно, первое описание озер болееоптимистично как на лексическом (“лазурные”,“белеет”, “парус”), так и на фонетическом(обилие звонких, сонорных согласных игласного [а], знаменующего необъятность ишироту) уровнях; тогда как второе описаниеимеет более приглушенную окраску звуков (глухие[с], [ш], [ч] — создают впечатление движенияволны и шум ветра). В символическом планевозможно, что озера в обоих стихотворенияхесть символ самой жизни, мистическая река,через “неведомые воды” которой можнопопасть в загробный мир. И если в “Деревне”парус рыбаря (может быть, это и естьперевозчик душ Харон) мелькает изредка, тово “Вновь я посетил...” рыбак тянет свойубогий невод постоянно. Раскрытию этогоплана стихотворений помогает звукопись (гласный[у] знаменует тоску и потерю).
Кстати, созвучна с этим пониманием жизни — реки и метафора в стихотворении “Деревня”:“где льется дней моих невидимый поток” (курсивмой. — А. П.).
Интересны и дальнейшие описания:
Мельницы крилатые… (“Деревня”)
Скривилась мельница, насилу крылья
Ворочая при ветре...
(“Вновь я посетил...”)
Во втором описании уже не видно следов “довольстваи труда”. Причем в первом стихотворенииПушкин намеренно смягчает дрожащий [р]гласным [и], тогда как во втором — ставит слово “крылья” (с [ы]) последним в строке.Вновь звукопись раскрывает авторскоеотношение и замысел.
Важно в этом смысле и еще одно сравнение:
Вдали рассыпанные хаты… (“Деревня”)
По берегам отлогим рассеяны деревни...
(“Вновь я посетил...”)
Вроде бы метафора тематически повторяется(“рассыпанные” — “рассеяны”), но самзвуковой состав последней (особенноисчезновение двойного “н”) создает образ“обеднения” и утрат. Интересно, что вовтором стихотворении появляется слово “деревни”,тогда как в первом оно ни разу неупотребляется.
Итак, все вроде бы прежнее, но все другое…Другое и отношение Пушкина к жизни.Стихотворение “Деревня” входит ввольнолюбивую лирику поэта. Действительно,Пушкин поднимает в нем тему свободы (впервой части: это прежде всего внутренняясвобода, свобода творчества, во второй — свобода общественная, “свобода Родины”). Иесли в первой части поэт предстаетуединенным философом, то во второй онустремлен в будущее.
“Увижу ль я?..” — оптимистически восклицаетон.
В стихотворении “Вновь я посетил...”главной темой, как уже было сказано,становится тема неумолимого времени,которое-то и не дает свободы человеку. Кэтому периоду своей жизни Пушкин ужепонимает невозможность абсолютной свободы.Свободна лишь сама жизнь. Может быть,поэтому во втором стихотворении поэт неиспользует ни одного вопроса, в отличие от“Деревни”, ибо уже знает ответы на них.
Интересно, что в обоих стихотворенияхПушкин использует разностопныйпиррихированный ямб (семантика разговорнойречи, непредсказуемости жизни иразмышлений). Такая ритмическая свободасимволизирует как саму тематикупроизведений, так и свободу природы, души ивремени.
Оба стихотворения построены на антитезе. Налексической (“лоно счастья, забвенья” и “ужаснаямысль”, “толпа” и “народ”: “прежде” и “незнакомое”,“младое”), фонетической, интонационной (сложныйсинтаксис второй части “Деревни” ипоявление восклицаний во второй части “Вновь...”),ассоциативной и смысловой.
Важно заметить, что рифма в стихотворении “Деревня”непостоянна (то кольцевая, то парная, топерекрестная), в основном встречаетсячередование мужских и женских клаузул — семантика любви и непредсказуемости жизни,- хотя есть и “стыковки” мужских — семантика стремления к свободе. Может быть,поэтому первая и последняя строчки как бычередуются (мужская-мужская), образуяобщую кольцевую композицию. Во “Вновь...”рифмовки как таковой нет и вовсе, как нет иразделения на строфы (только разделениечастей), есть лишь укороченные и прерванныестроки, тоже символизирующие невозможностьограничения времени. Не соблюдено дажекакое-либо определенное чередованиеклаузул (чаще всего встречается женская-женская).Причем в конец строчки поставлено самоеважное слово, следовательно, можно говоритьо тематическом чередовании.В “Деревне” рифма в основном точная “уголок”- “поток”), но есть и ассонанс (“угрюмый” — “думы”) и тематическая (“во мне” — “глубине”,“дар” — “жар”)...
Фигура эллипса и инверсия в обоихпроизведениях создают образ разнообразияжизни. Особенно часто встречается инверсияво “Вновь я посетил...” (“переменился я”, “жиля”, “не слышу я”), которая, чередуясь собыкновенным порядком слов (“я сиживал”, “япроезжал”), рисует жизнь, “ставящую”человека в самые различные ситуации.
Если просчитать словарь стихотворений, томожно заметить, что чаще всегоупотребляются эпитеты (“лесистый” холм, “златые”нивы, “убогий” невод, “пустынный” уголок,“влажные” берега, “полосатые” нивы, “угрюмый”сон), затем существительные и, наконец,глаголы. Во второй части “Деревни”,написанной в традициях XVIII века, эпитетыстановятся оценочными (“убийственныйпозор”, “барство дикое”, “бесплодный жар).Да и само звучание стихотворенияприобретает более напряженную окраску: “Номысль ужасная здесь душу омрачает”. Игразвуков ([у], [ы]; [ж] [з'д], [д][ш]) и корень слова “омрачает” (мрак),возникающий в нашем сознании, создаютвпечатление действительного “ужаса”.
Если в связи с первой частью “Деревни” мыговорили о влиянии лирики Жуковского, товторая часть — это безусловно подражаниеЛомоносову и Державину. Отсюдаиспользование приемов синекдохи (“покорствуябичам”), гиперболы (гиперболично все описание),прифраза (“тягостный ярем до гроба всевлекут”, “прекрасная Заря”), аллегории (“неумолимыйвладенец”) и олицетворение отвлеченныхпонятий (“Позор”, “Судьба”, “Закон”, “Рабство”,“Заря”...). Анафера создает решительнуюинтонацию.
И Рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством Свободы просвященной...
Вторая же часть “Вновь я посетил...”написана собственно в пушкинских традициях.Интересна созвучность слов в серединекаждой строчки (младое — незнакомое; могучий- поздний; старую- главу...), создающая образгармонии, гармонии лирического героя ссамим собой, с прошлым и будущим. Сравним с“Деревней”, где “сердце” и “ум” “не владу” у лирического героя (различноевосприятие свободы).
Если согласиться, что “существопоэтической техники состоит впериодических возвратах”, то такимповтором в обоих стихотворениях станетмотив перемен. Так, меняется жизньлирического героя на лоне природы в первойчасти “Деревни”, жаждет изменений он вовторой; стихотворение же “Вновь я посетил...”все настроено на этом мотиве.
Повторяются тематически и многие метафоры(“уголок земли” — “уголок”, “равнины” — “стелетсяшироко”), создавая при этом таинственноемерцание Смысла.
Итак, можно сделать вывод: меняется нетолько все мировоззрение Пушкина, но напротяжении этих шестнадцати лет оттачиваетсяи мастерство его как поэта и художника…
Борьба общественного и личного былаизвечным вопросом всей русской литературыXVIII-XIX веков. Поэты-классицисты утверждалиприоритет гражданского. Вступая с ними вполемику, Жуковский вносит в поэзиюлирическую струю. Его стихи приобретаютличностную окраску, как все свойственноеромантизму, и делят всю русскую поэзию наинтимную, “погруженную” во внутренниймир, и общественную, обращенную к мирувнешнему.
Но “жизнь и поэзия — одно” (Жуковский), поэтому, несомненно,темы, вопросы, задачи, которые поднималипоэты обоих направлений (назовем их так),прежде всего волновали их самих. И оценкатого или иного чувства или действия всегдабыла дана глазами самого автора. ПослеЖуковского поэзия становится “самоюлучшею биографию” поэтов.
Стихотворения Пушкина “Деревня” и “Вновья посетил...” разделяют шестнадцать лет.Духовную биографию поэта принято делитьна несколько периодов. Конечно, этистихотворения принадлежат кразным: “Деревня” (1819 год) — петербургский;“Вновь я посетил...” (1835 год) — зрелые годы.Сам Пушкин признается:
… и много
Переменилось в жизни для меня...
Итак, рассмотрим на примере этихстихотворений эволюцию Пушкина-поэта,Пушкина-гражданина и Пушкина-человека.
Интересен жанр стихотворений. В “Деревне”молодой Пушкин экспериментирует, соединяядва жанра (элегию и политическую сатиру),тем самым разделяя все произведение на двечасти. В первой чувствуется большое влияниетрадиций пейзажной обрисовкиЖуковского: природа гармонична, это единаямировая душа.
Как тихая твоя гармония приятна. (Жуковский)
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья. (Пушкин)
Слово “тихий” проходит у Жуковскоголейтмотивом через все произведения какпокой, тишина души, поэтому и у Пушкина природа- “пустынный уголок” “спокойствия”.
Стихотворение “Вновь я посетил...” по жанрупредставляет собой элегию. Здесь тожеслышны мотивы Жуковского: мотив дороги (“вновья посетил”), изгнанничества (“изгнанникомпровел...”),воспоминаний (“минувшее меня объемлет живо”),утраты (“уже старушки нет”)… “Неведомыеводы” Пушкина созвучны с “морем”,символом души, у Жуковского. Причем в обоихстихотворениях Пушкин соединяет себя сприродой. Так, променяв “порочный двор”на “мирные дубравы”, лирический геройоказывается не только на лоне природы, но и“погружается” в себя, в свой собственныйдуховный мир. Может быть, поэтому приописаниях природы слово “я” встречаетсяв “Деревне” четыре раза, а во “Вновь япосетил...” — одиннадцать. “Я — твой! Я — здесь!”- восклицает поэт в “Деревне”; “Я в этихрощах”, — вторит он в другом стихотворении.
Вообще оба стихотворения построены так:сначала описание “уголка” земли (кстати,одного и того же — Михайловского), а затемпереход к отвлеченным мыслям. Каков жеобраз природы в обоих стихотворениях?Несомненно, пейзаж Пушкина психологический,его слова в ассоциативном восприятии естьне что иное, как намек на чувства. Причемлирический герой и природа едины исоставляют общий образ единого творения.Так, в стихотворении “Деревня” “тишинаполей” знаменует душевное спокойствие, “темныйсад” можно воспринимать как символ души...
Но “… десять лет ушло с тех пор”… Поэтому-тов стихотворении “Вновь я посетил...”возникает мотив перемен (“иные берега, иныеволны”), причем сам поэт замечает, чтопеременился и он. И вновь с помощью образовприроды и мотива единения человека с нейподнимается тема “неумолимого течениявремени”. Кстати, Пушкин затрагивает ее ещев “Деревне”, но не останавливает на нейсвоего внимания. Причем важно заметить, чтово втором стихотворении Пушкин ни разу неупотребляет слова “здесь” и “везде”, коихогромное количество можно встретить в “Деревне”.Возможно, что такое отсутствие значимо, ибознаменует непостоянство сегодняшнего дня.
Итак, какие же происходят перемены?
Здесь вижу двух озер лазурные равнины,
Где парус рыбаря белеет иногда.
(“Деревня”)
Оно синея стелется широко;
Через его неведомые воды
Плывет рыбак и тянет за собой
Убогий невод.
(“Вновь я посетил...”)
Несомненно, первое описание озер болееоптимистично как на лексическом (“лазурные”,“белеет”, “парус”), так и на фонетическом(обилие звонких, сонорных согласных игласного [а], знаменующего необъятность ишироту) уровнях; тогда как второе описаниеимеет более приглушенную окраску звуков (глухие[с], [ш], [ч] — создают впечатление движенияволны и шум ветра). В символическом планевозможно, что озера в обоих стихотворенияхесть символ самой жизни, мистическая река,через “неведомые воды” которой можнопопасть в загробный мир. И если в “Деревне”парус рыбаря (может быть, это и естьперевозчик душ Харон) мелькает изредка, тово “Вновь я посетил...” рыбак тянет свойубогий невод постоянно. Раскрытию этогоплана стихотворений помогает звукопись (гласный[у] знаменует тоску и потерю).
Кстати, созвучна с этим пониманием жизни — реки и метафора в стихотворении “Деревня”:“где льется дней моих невидимый поток” (курсивмой. — А. П.).
Интересны и дальнейшие описания:
Мельницы крилатые… (“Деревня”)
Скривилась мельница, насилу крылья
Ворочая при ветре...
(“Вновь я посетил...”)
Во втором описании уже не видно следов “довольстваи труда”. Причем в первом стихотворенииПушкин намеренно смягчает дрожащий [р]гласным [и], тогда как во втором — ставит слово “крылья” (с [ы]) последним в строке.Вновь звукопись раскрывает авторскоеотношение и замысел.
Важно в этом смысле и еще одно сравнение:
Вдали рассыпанные хаты… (“Деревня”)
По берегам отлогим рассеяны деревни...
(“Вновь я посетил...”)
Вроде бы метафора тематически повторяется(“рассыпанные” — “рассеяны”), но самзвуковой состав последней (особенноисчезновение двойного “н”) создает образ“обеднения” и утрат. Интересно, что вовтором стихотворении появляется слово “деревни”,тогда как в первом оно ни разу неупотребляется.
Итак, все вроде бы прежнее, но все другое…Другое и отношение Пушкина к жизни.Стихотворение “Деревня” входит ввольнолюбивую лирику поэта. Действительно,Пушкин поднимает в нем тему свободы (впервой части: это прежде всего внутренняясвобода, свобода творчества, во второй — свобода общественная, “свобода Родины”). Иесли в первой части поэт предстаетуединенным философом, то во второй онустремлен в будущее.
“Увижу ль я?..” — оптимистически восклицаетон.
В стихотворении “Вновь я посетил...”главной темой, как уже было сказано,становится тема неумолимого времени,которое-то и не дает свободы человеку. Кэтому периоду своей жизни Пушкин ужепонимает невозможность абсолютной свободы.Свободна лишь сама жизнь. Может быть,поэтому во втором стихотворении поэт неиспользует ни одного вопроса, в отличие от“Деревни”, ибо уже знает ответы на них.
Интересно, что в обоих стихотворенияхПушкин использует разностопныйпиррихированный ямб (семантика разговорнойречи, непредсказуемости жизни иразмышлений). Такая ритмическая свободасимволизирует как саму тематикупроизведений, так и свободу природы, души ивремени.
Оба стихотворения построены на антитезе. Налексической (“лоно счастья, забвенья” и “ужаснаямысль”, “толпа” и “народ”: “прежде” и “незнакомое”,“младое”), фонетической, интонационной (сложныйсинтаксис второй части “Деревни” ипоявление восклицаний во второй части “Вновь...”),ассоциативной и смысловой.
Важно заметить, что рифма в стихотворении “Деревня”непостоянна (то кольцевая, то парная, топерекрестная), в основном встречаетсячередование мужских и женских клаузул — семантика любви и непредсказуемости жизни,- хотя есть и “стыковки” мужских — семантика стремления к свободе. Может быть,поэтому первая и последняя строчки как бычередуются (мужская-мужская), образуяобщую кольцевую композицию. Во “Вновь...”рифмовки как таковой нет и вовсе, как нет иразделения на строфы (только разделениечастей), есть лишь укороченные и прерванныестроки, тоже символизирующие невозможностьограничения времени. Не соблюдено дажекакое-либо определенное чередованиеклаузул (чаще всего встречается женская-женская).Причем в конец строчки поставлено самоеважное слово, следовательно, можно говоритьо тематическом чередовании.В “Деревне” рифма в основном точная “уголок”- “поток”), но есть и ассонанс (“угрюмый” — “думы”) и тематическая (“во мне” — “глубине”,“дар” — “жар”)...
Фигура эллипса и инверсия в обоихпроизведениях создают образ разнообразияжизни. Особенно часто встречается инверсияво “Вновь я посетил...” (“переменился я”, “жиля”, “не слышу я”), которая, чередуясь собыкновенным порядком слов (“я сиживал”, “япроезжал”), рисует жизнь, “ставящую”человека в самые различные ситуации.
Если просчитать словарь стихотворений, томожно заметить, что чаще всегоупотребляются эпитеты (“лесистый” холм, “златые”нивы, “убогий” невод, “пустынный” уголок,“влажные” берега, “полосатые” нивы, “угрюмый”сон), затем существительные и, наконец,глаголы. Во второй части “Деревни”,написанной в традициях XVIII века, эпитетыстановятся оценочными (“убийственныйпозор”, “барство дикое”, “бесплодный жар).Да и само звучание стихотворенияприобретает более напряженную окраску: “Номысль ужасная здесь душу омрачает”. Игразвуков ([у], [ы]; [ж] [з'д], [д][ш]) и корень слова “омрачает” (мрак),возникающий в нашем сознании, создаютвпечатление действительного “ужаса”.
Если в связи с первой частью “Деревни” мыговорили о влиянии лирики Жуковского, товторая часть — это безусловно подражаниеЛомоносову и Державину. Отсюдаиспользование приемов синекдохи (“покорствуябичам”), гиперболы (гиперболично все описание),прифраза (“тягостный ярем до гроба всевлекут”, “прекрасная Заря”), аллегории (“неумолимыйвладенец”) и олицетворение отвлеченныхпонятий (“Позор”, “Судьба”, “Закон”, “Рабство”,“Заря”...). Анафера создает решительнуюинтонацию.
И Рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством Свободы просвященной...
Вторая же часть “Вновь я посетил...”написана собственно в пушкинских традициях.Интересна созвучность слов в серединекаждой строчки (младое — незнакомое; могучий- поздний; старую- главу...), создающая образгармонии, гармонии лирического героя ссамим собой, с прошлым и будущим. Сравним с“Деревней”, где “сердце” и “ум” “не владу” у лирического героя (различноевосприятие свободы).
Если согласиться, что “существопоэтической техники состоит впериодических возвратах”, то такимповтором в обоих стихотворениях станетмотив перемен. Так, меняется жизньлирического героя на лоне природы в первойчасти “Деревни”, жаждет изменений он вовторой; стихотворение же “Вновь я посетил...”все настроено на этом мотиве.
Повторяются тематически и многие метафоры(“уголок земли” — “уголок”, “равнины” — “стелетсяшироко”), создавая при этом таинственноемерцание Смысла.
Итак, можно сделать вывод: меняется нетолько все мировоззрение Пушкина, но напротяжении этих шестнадцати лет оттачиваетсяи мастерство его как поэта и художника…