Русские сочинения - Пушкин А.С. - Разное - ЛИЧНОЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ. СОПОСТАВЛЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ “ДЕРЕВНЯ” И “ВНОВЬ Я ПОСЕТИЛ...”.

ЛИЧНОЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ. СОПОСТАВЛЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ “ДЕРЕВНЯ” И “ВНОВЬ Я ПОСЕТИЛ...”.

ЛИЧНОЕИ ОБЩЕСТВЕННОЕ. СОПОСТАВЛЕНИЕСТИХОТВОРЕНИЙ “ДЕРЕВНЯ” И “ВНОВЬ ЯПОСЕТИЛ...”.
Борьба общественного и личного былаизвечным вопросом всей русской литературыXVIII-XIX веков. Поэты-классицисты ут­верждалиприоритет гражданского. Вступая с ними вполемику, Жуковский вносит в поэзиюлирическую струю. Его стихи приобре­таютличностную окраску, как все свойственноеромантизму, и делят всю русскую поэзию наинтимную, “погруженную” во внут­ренниймир, и общественную, обращенную к мирувнешнему.

Но “жизнь и поэзия — одно” (Жуковский), поэтому, несомнен­но,темы, вопросы, задачи, которые поднималипоэты обоих на­правлений (назовем их так),прежде всего волновали их самих. И оценкатого или иного чувства или действия всегдабыла дана гла­зами самого автора. ПослеЖуковского поэзия становится “самоюлучшею биографию” поэтов.

Стихотворения Пушкина “Деревня” и “Вновья посетил...” раз­деляют шестнадцать лет.Духовную биографию поэта принято де­литьна несколько периодов. Конечно, этистихотворения принадле­жат кразным: “Деревня” (1819 год) — петербургский;“Вновь я посетил...” (1835 год) — зрелые годы.Сам Пушкин признается:

… и много
Переменилось в жизни для меня...

Итак, рассмотрим на примере этихстихотворений эволюцию Пушкина-поэта,Пушкина-гражданина и Пушкина-человека.

Интересен жанр стихотворений. В “Деревне”молодой Пушкин экспериментирует, соединяядва жанра (элегию и политическую са­тиру),тем самым разделяя все произведение на двечасти. В первой чувствуется большое влияниетрадиций пейзажной обрисовкиЖу­ковского: природа гармонична, это единаямировая душа.

Как тихая твоя гармония приятна. (Жуковский)
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья. (Пушкин)

Слово “тихий” проходит у Жуковскоголейтмотивом через все произведения какпокой, тишина души, поэтому и у Пушкина при­рода- “пустынный уголок” “спокойствия”.

Стихотворение “Вновь я посетил...” по жанрупредставляет собой элегию. Здесь тожеслышны мотивы Жуковского: мотив до­роги (“вновья посетил”), изгнанничества (“изгнанникомпро­вел...”),воспоминаний (“минувшее меня объемлет живо”),утраты (“уже старушки нет”)… “Неведомыеводы” Пушкина созвучны с “морем”,символом души, у Жуковского. Причем в обоихстихотво­рениях Пушкин соединяет себя сприродой. Так, променяв “пороч­ный двор”на “мирные дубравы”, лирический геройоказывается не только на лоне природы, но и“погружается” в себя, в свой собст­венныйдуховный мир. Может быть, поэтому приописаниях приро­ды слово “я” встречаетсяв “Деревне” четыре раза, а во “Вновь япосетил...” — одиннадцать. “Я — твой! Я — здесь!”- восклицает поэт в “Деревне”; “Я в этихрощах”, — вторит он в другом стихо­творении.

Вообще оба стихотворения построены так:сначала описание “уголка” земли (кстати,одного и того же — Михайловского), а затемпереход к отвлеченным мыслям. Каков жеобраз природы в обоих стихотворениях?Несомненно, пейзаж Пушкина психологи­ческий,его слова в ассоциативном восприятии естьне что иное, как намек на чувства. Причемлирический герой и природа едины исоставляют общий образ единого творения.Так, в стихотворении “Деревня” “тишинаполей” знаменует душевное спокойствие, “тем­ныйсад” можно воспринимать как символ души...
Но “… десять лет ушло с тех пор”… Поэтому-тов стихотворении “Вновь я посетил...”возникает мотив перемен (“иные берега, иныеволны”), причем сам поэт замечает, чтопеременился и он. И вновь с помощью образовприроды и мотива единения человека с нейпод­нимается тема “неумолимого течениявремени”. Кстати, Пушкин затрагивает ее ещев “Деревне”, но не останавливает на нейсвоего внимания. Причем важно заметить, чтово втором стихотворении Пушкин ни разу неупотребляет слова “здесь” и “везде”, коихог­ромное количество можно встретить в “Деревне”.Возможно, что такое отсутствие значимо, ибознаменует непостоянство сегодняш­него дня.

Итак, какие же происходят перемены?
Здесь вижу двух озер лазурные равнины,
Где парус рыбаря белеет иногда.
(“Деревня”)

Оно синея стелется широко;
Через его неведомые воды
Плывет рыбак и тянет за собой
Убогий невод.
(“Вновь я посетил...”)

Несомненно, первое описание озер болееоптимистично как на лексическом (“лазурные”,“белеет”, “парус”), так и на фонетичес­ком(обилие звонких, сонорных согласных игласного [а], знамену­ющего необъятность ишироту) уровнях; тогда как второе описаниеимеет более приглушенную окраску звуков (глухие[с], [ш], [ч] — создают впечатление движенияволны и шум ветра). В символичес­ком планевозможно, что озера в обоих стихотворенияхесть символ самой жизни, мистическая река,через “неведомые воды” которой можнопопасть в загробный мир. И если в “Деревне”парус рыбаря (может быть, это и естьперевозчик душ Харон) мелькает изредка, тово “Вновь я посетил...” рыбак тянет свойубогий невод постоян­но. Раскрытию этогоплана стихотворений помогает звукопись (гласный[у] знаменует тоску и потерю).

Кстати, созвучна с этим пониманием жизни — реки и метафора в стихотворении “Деревня”:“где льется дней моих невидимый поток” (курсивмой. — А. П.).

Интересны и дальнейшие описания:
Мельницы крилатые… (“Деревня”)

Скривилась мельница, насилу крылья
Ворочая при ветре...
(“Вновь я посетил...”)

Во втором описании уже не видно следов “довольстваи труда”. Причем в первом стихотворенииПушкин намеренно смягчает дро­жащий [р]гласным [и], тогда как во втором — ставит слово “кры­лья” (с [ы]) последним в строке.Вновь звукопись раскрывает автор­скоеотношение и замысел.

Важно в этом смысле и еще одно сравнение:
Вдали рассыпанные хаты… (“Деревня”)

По берегам отлогим рассеяны деревни...
(“Вновь я посетил...”)

Вроде бы метафора тематически повторяется(“рассыпанные” — “рассеяны”), но самзвуковой состав последней (особенноисчезновение двойного “н”) создает образ“обеднения” и утрат. Интересно, что вовтором стихотворении появляется слово “деревни”,тогда как в первом оно ни разу неупотребляется.
Итак, все вроде бы прежнее, но все другое…Другое и отноше­ние Пушкина к жизни.Стихотворение “Деревня” входит ввольнолюбивую лирику поэта. Действительно,Пушкин поднимает в нем тему свободы (впервой части: это прежде всего внутренняясвобода, свобода творчества, во второй — свобода общественная, “свобода Родины”). Иесли в первой части поэт предстаетуединенным философом, то во второй онустремлен в будущее.
“Увижу ль я?..” — оптимистически восклицаетон.
В стихотворении “Вновь я посетил...”главной темой, как уже было сказано,становится тема неумолимого времени,которое-то и не дает свободы человеку. Кэтому периоду своей жизни Пушкин ужепонимает невозможность абсолютной свободы.Свободна лишь сама жизнь. Может быть,поэтому во втором стихотворении поэт неиспользует ни одного вопроса, в отличие от“Деревни”, ибо уже знает ответы на них.
Интересно, что в обоих стихотворенияхПушкин использует разностопныйпиррихированный ямб (семантика разговорнойречи, непредсказуемости жизни иразмышлений). Такая ритмическая свободасимволизирует как саму тематикупроизведений, так и свободу природы, души ивремени.
Оба стихотворения построены на антитезе. Налексической (“лоно счастья, забвенья” и “ужаснаямысль”, “толпа” и “народ”: “прежде” и “незнакомое”,“младое”), фонетической, интонационной (сложныйсинтаксис второй части “Деревни” ипоявление вос­клицаний во второй части “Вновь...”),ассоциативной и смысловой.
Важно заметить, что рифма в стихотворении “Деревня”непо­стоянна (то кольцевая, то парная, топерекрестная), в основном встречаетсячередование мужских и женских клаузул — семанти­ка любви и непредсказуемости жизни,- хотя есть и “стыковки” мужских — семантика стремления к свободе. Может быть,поэтому первая и последняя строчки как бычередуются (мужская-муж­ская), образуяобщую кольцевую композицию. Во “Вновь...”рифмовки как таковой нет и вовсе, как нет иразделения на строфы (только разделениечастей), есть лишь укороченные и прерванныестроки, тоже символизирующие невозможностьограничения вре­мени. Не соблюдено дажекакое-либо определенное чередованиеклаузул (чаще всего встречается женская-женская).Причем в конец строчки поставлено самоеважное слово, следовательно, можно говоритьо тематическом чередовании.В “Деревне” рифма в основном точная “уголок”- “поток”), но есть и ассонанс (“угрюмый” — “думы”) и тематическая (“во мне” — “глубине”,“дар” — “жар”)...
Фигура эллипса и инверсия в обоихпроизведениях создают образ разнообразияжизни. Особенно часто встречается инверсияво “Вновь я посетил...” (“переменился я”, “жиля”, “не слышу я”), которая, чередуясь собыкновенным порядком слов (“я сиживал”, “япроезжал”), рисует жизнь, “ставящую”человека в самые раз­личные ситуации.
Если просчитать словарь стихотворений, томожно заметить, что чаще всегоупотребляются эпитеты (“лесистый” холм, “златые”нивы, “убогий” невод, “пустынный” уголок,“влажные” берега, “полосатые” нивы, “угрюмый”сон), затем существительные и, на­конец,глаголы. Во второй части “Деревни”,написанной в традици­ях XVIII века, эпитетыстановятся оценочными (“убийственныйпозор”, “барство дикое”, “бесплодный жар).Да и само звучание стихотворенияприобретает более напряженную окраску: “Номысль ужасная здесь душу омрачает”. Игразвуков ([у], [ы]; [ж] [з'д], [д][ш]) и корень слова “омрачает” (мрак),возникающий в нашем сознании, создаютвпечатление действительного “ужаса”.
Если в связи с первой частью “Деревни” мыговорили о влия­нии лирики Жуковского, товторая часть — это безусловно подра­жаниеЛомоносову и Державину. Отсюдаиспользование приемов синекдохи (“покорствуябичам”), гиперболы (гиперболично все опи­сание),прифраза (“тягостный ярем до гроба всевлекут”, “прекрас­ная Заря”), аллегории (“неумолимыйвладенец”) и олицетворение отвлеченныхпонятий (“Позор”, “Судьба”, “Закон”, “Рабство”,“Заря”...). Анафера создает решительнуюинтонацию.

И Рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством Свободы просвященной...

Вторая же часть “Вновь я посетил...”написана собственно в пушкинских традициях.Интересна созвучность слов в серединекаждой строчки (младое — незнакомое; могучий- поздний; старую- главу...), создающая образгармонии, гармонии лирического героя ссамим собой, с прошлым и будущим. Сравним с“Деревней”, где “сердце” и “ум” “не владу” у лирического героя (различ­ноевосприятие свободы).
Если согласиться, что “существопоэтической техники состоит впериодических возвратах”, то такимповтором в обоих стихотворе­ниях станетмотив перемен. Так, меняется жизньлирического героя на лоне природы в первойчасти “Деревни”, жаждет измене­ний он вовторой; стихотворение же “Вновь я посетил...”все на­строено на этом мотиве.
Повторяются тематически и многие метафоры(“уголок земли” — “уголок”, “равнины” — “стелетсяшироко”), создавая при этом таинственноемерцание Смысла.
Итак, можно сделать вывод: меняется нетолько все мировоззре­ние Пушкина, но напротяжении этих шестнадцати лет оттачивает­сяи мастерство его как поэта и художника…