МОТИВЫ ДОРОГИ И ВЕТРА В ТВОРЧЕСТВЕ ПУШКИНА
МОТИВЫДОРОГИ И ВЕТРА В ТВОРЧЕСТВЕ ПУШКИНАМотивыдороги и ветра не были индивидуальнымимотивами пушкинского творчества. Они имелидавнюю традицию в русской литературе, иПушкин, включая их в свои произведения, вомногом использовал опыт предшественников.Для Пушкина“южного” периода мотив дороги связан сидеологией романтизма, одной из главных темкоторого была тема изгнанничества илидобровольного бегства. Традиционными дляромантической поэзии причинами этогобегства были неудовлетворенность героя егоотношениями с обществом:Людей исвет изведал онИ зналневерной жизни цену…(“Кавказскийпленник”, 1820)… Я васбежал, питомцы наслаждений, Минутноймладости минутные друзья… —(“Погаслодневное светило...”, 1820)илинеразделенная любовь:Лежала всердце, как свинец,Тоска любвибез упованья.(“Кавказскийпленник”)Романтическийгерой оставляет родные края и отправляетсястранствовать:Покинул онродной пределИ в крайдалекий полетелС веселымпризраком свободы…Лети,корабль, неси меня к пределам дальнимПо грознойприхоти обманчивых морей,Но тольконе к брегам печальнымТуманнойродины моей.Романтическийгерой — вечный скиталец, вся его жизнь —дороги, и любая остановка означает для негопотерю свободы. В романтической поэзии темасвободы с мотивом дороги связана оченьтесно. Не случайно поэму “Цыганы” Пушкинначал с описания кочевого цыганского быта:Цыганышумною толпойПоБессарабии кочуют.Они сегоднянад рекойВ шатрахизодранных ночуют.Каквольность, весел их ночлегИ мирныйсон под небесами.Если же вромантическом произведении появляласьтема тюрьмы и узника, то она всегдасвязывалась с мотивом побега, состремлением к свободе:“Мывольные птицы; пора, брат, пора!Туда, где затучей белеет гора,Туда, гдесинеют морские края,Туда, гдегуляем лишь ветер… да я!”(“Узник”,1822)Упоминаниеветра здесь не случайно: в романтическойлитературе он стал устойчивым символомсвободы.Состремлением к свободе мотив ветра прямосвязан в стихотворении “Кто, волны, васостановил...” (1823):Взыграйте,ветры, взройте воды,Разрушьтегибельный оплот.Где ты,гроза — символ свободы?Промчисьповерх невольных вод.Однакоздесь мотив ветра получает новый посравнению с “Узником” смысл. В 1823 году былразгромлен кишиневский кружок декабристов,с участниками которого Пушкин был знакомлично. Первую строфу стихотворения можнопрочитать как отклик на это событие:Кто, волны,вас остановил,Кто оковалваш бег могучий,Кто в прудбезмолвный и дремучийПотокмятежный обратил?Сдекабристской проблематикой стихотворения,с его политической окраской (это выражено ив лексике: “поток мятежный”, “гибельныйоплот”, “невольные воды”) связано то, что“символом свободы” назван не просто ветер,как в “Узнике”, а именно гроза. По своемусимволическому значению она приближается кбуре в стихотворении “Зачем ты послан был икто тебя послал?..” (1824):Вещаликнижники, тревожились цари, Толпа пред нимиволновалась, Разоблаченные пустели алтари,Свободы буря подымалась.И вдругнагрянула… Упали в прахи в кровь,Разбились ветхие скрижали…Здесь буряолицетворяет французскую революцию,которая, уничтожив старые законы (“разбилисьветхие скрижали”), должна была принестиФранции свободу.Однако впоэзии Пушкина мотив бури включался и вдругой контекст. Так, например, мотив этотпоявляется в стихотворении “Зимний вечер”(1825). Здесь буря, стихия противопоставленамаленькому замкнутому пространству, “ветхойлачужке”. На антитезе дом — буря, всущности, строится все стихотворение:Буря мглоюнебо кроет,Вихриснежные крутя,То, какзверь, она завоет,То заплачет,как дитя.Выпьем,добрая подружкаБеднойюности моей,Выпьем сгоря: где же кружка?Сердцубудет веселей.Нааналогичной антитезе дом — дорогапостроено стихотворение “Зимняя дорога”(1826). Мотив дороги здесь связывается с “волнистымитуманами”, “печальными полянами” и “однозвучным”колокольчиком, а сама дорога названа “скучной”.Этому долгому и утомительному путипротивопоставлен домашний уют:Скучно,грустно… Завтра, Нина,Завтра, кмилой возвратясь,Я забудусьу камина,Загляжусь,не наглядясь.Если вромантической поэме мотив дорогисвязывался с постоянным движением, скочевой жизнью и именно такая жизньсчиталась наиболее приближенной к идеалу —полной свободе человека, то в 1826 году Пушкиносмысляет эту тему по-другому.Демонстративныйотход от романтической традиции вразработкемотива дороги проявился в “Евгении Онегине”.В тексте романа главный герой не разсопоставлялся с романтическим героем (например,в первой главе:Как Child-Harold,угрюмый,томныйВ гостиныхпоявлялся он...)” —ипутешествие Онегина должно было вызвать учитателя ассоциации с “ПаломничествомЧайльд-Гарольда”. В этом сопоставлении ещеболее отчетливо проступали различия междупутешествием в романтической поэме и в “ЕвгенииОнегине”. В отличие от поэмы, в романе онолишено лирических отступлений и сдержаннопо тону (за исключением “одесских” строф).Это было связано с особым положением,которое путешествие Онегина занимает вромане: здесь сравнивалось прошлое России иее настоящее. Онегин проезжаетисторические места, но в “отчизне Миниха”,Нижнем Новгороде, видит, чтоВсесуетится, лжет за двух,И всюдумеркантильный дух.Контрастмежду героическим прошлым города и егонастоящим подчеркивается эпитетами “поддельные”,“бракованные” и сочетаниями “горстьуслужливых гостей” и “прошлогодни моды”.Такое же противопоставление проводилось вчерновом варианте и в “московской” строфе:МоскваОнегина встречаетСвоейспесивой суетой,Своимидевами прельщает,Стерляжьейпотчует ухой.В палатеанглийского клоба(Народныхзаседаний проба)Безмолвно вдуму погружен,О кашахпренья слышит он.Такимобразом, путешествие в романе получаетновое по сравнению с “южными” поэмамизначение.Но мотивдороги в “Евгении Онегине” — это не толькопутешествие Онегина, но и путешествиеЛариных из деревни в Москву. Здесь Пушкиниспользует подчеркнуто “низменную”лексику, недопустимую в романтическойпоэме:Мелькаютмимо будки, бабы,Мальчишки,лавки, фонари,Дворцы,сады, монастыри,Бухарцы,сани, огороды…Стилистикадругой строфы, описывающей многочисленныенеудобства при путешествии по российскимдорогам:Теперь унас дороги плохи,Мостызабытые гниют,На станцииклопы да блохиЗаснутьминуты не дают;Трактировнет. В избе холоднойВысокопарный,но голодныйДля видупрейскурант виситИ тщетныйдразнит аппетит, —построенана столкновении двух контрастныхлексических рядов, которое создаеткомический эффект: с одной стороны, этоевропеизмы (“прейскурант”, “аппетит”), сдругой — подчеркнуто бытовая,непоэтическая лексика (“клопы”, “блохи”,“изба”).Этионегинские строки писались одновременно с“Дорожными жалобами” (1829), и стихотворение,где поэт размышляет о возможной смерти надороге, близко им по стилистике и пополушутливому тону:Долго льмне гулять на светеТо вколяске, то верхом,То вкибитке, то в карете,То в телеге,то пешком?Не внаследственной берлоге,Не средьотческих могил,На большоймне, знать, дорогеУмеретьГосподь судил…По тематикестихотворение близко “Зимней дороге”: впоследних его строфах встречается то жепротивопоставление дорога — дом:Долго льмне в тоске голоднойПостневольный соблюдатьИ телятинойхолодной ТрюфлиЯрапоминать? <...>То ли делорюмка рома,Ночью сон,поутру чай;То ли дело,братцы, дома!..Ну, пошел же,погоняй!..Очевиднотакже сходство и с другим, еще более раннимстихотворением “Телега жизни”: встихотворении 1823 года жизньтоже сравнивается с длительным путем,скитаниями по дурным дорогам:Хоть тяжелоподчас ей бремя, Телега на ходу легка; Ямщиклихой, седое время, Везет, не слезет соблучка.Философскоезначение мотив дороги получает и в “Бесах”(1830). В этом стихотворении он связывается смотивом вьюги, который тоже имеетсимволический смысл.Путниказастает в “чистом поле” метель, и, сбившисьс дороги, он полностью оказывается вовласти темных, враждебных сил:“Эй, пошелямщик!..” — “Нет мочи:Коням,барин, тяжело;Вьюга мнеслипает очи;Все дорогизанесло;Хоть убей,следа не видно;Сбились мы.Что делать нам!В поле беснас водит, видно,Да кружитпо сторонам”.Человекоказывается беспомощным перед стихией, онне может справиться с этой жестокой силой:Сил нам неткружиться доле;Колокольчиквдруг умолк; Кони стали…Сходныймотив появляется в повести “Метель” (1830),где стихия резко меняет судьбы героеввопреки их воле: из-за метели МарьяГавриловна навсегда разлучается с женихом;после неудавшегося побега она возвращаетсядомой, и родители даже не подозревают опроисшедших событиях; после роковой ночиВладимир отправляется в армию и погибает вОтечественной войне 1812 года. Наконец, из-заметели в жадринскую церковь случайнопопадает Бурмин и случайно же становитсямужем Марьи Гавриловны.Но ещебольше, чем с “Метелью”, стихотворение “Бесы”перекликается со второй главой “Капитанскойдочки” — “Вожатый”. Здесь, как и в “Бесах”,застигнутый бураном путник теряет дорогу иего кони останавливаются в “чистом Поле”.Есть даже отдельные совпадения. Так,например, словам ямщика в “Капитанскойдочке”: “Да что ехать? <...> невесть и таккуда заехали: дороги нет, и мгла кругом” —со^ответствует уже цитировавшийся отрывокиз “Бесов”. Сход но и продолжениеразговора между ямщиком и барином:“Чтотам в поле?” —“Кто ихзнает? пень иль волк”, —и “Вдругувидел я что-то черное. “Эй, ямщик! —закричал я, — смотри: что там такоечернеется?” — “А бог его знает, барин, —сказал он, садясь на свое место; — <...>Должно быть, или волк, или человек”. То, что“чернелось” в поле, действительнооказалось человеком, и человек этот указалПетруше Гриневу дорогу. Но в той же главеГриневу снится пророческий сон: человекоказывается “страшным мужиком ”, лсоторый,размахивая топором, наполнил всю комнату “мертвымителами”, и этот “страшный мужик” “ласково… кликал” Гринева и предлагал “подойти”под его “благословение”. Таким образом, “дорога”,указанная Пугачевым, оказаласьспасительной для Петруши и гибельной длядругих. Глубоко символично то, что Пугачевпоявляетсяиз бурана и спасает от него Гринева: такимже “беспощадным”, как стихия, окажетсяподнятый Пугачевым бунт, и Пугачев не разспасет от этой слепой силы Петрушу.Мотив ветра,стихии связывается с темой бунта и в “Медномвсаднике” (1833), над которым Пушкин работалодновременно с “Историей Пугачева”:Но вот,насытясь разрушеньемИ наглымбуйством утомясь,Неваобратно повлеклась,Своимлюбуясь возмущеньемИ покидая снебреженьемСвою добычу.Так злодей,С свирепойшайкою своейВ селоворвавшись, ломит, режет,Крушит играбит; вопли, скрежет,Насилье,брань, тревога, вой!..И, грабежомотягощенны,Боясьпогони, утомленны,Спешатразбойники домой,Добычу напути роняя.Здесь, как ив “Капитанской дочке”, разбушевавшаясястихия сравнивается со “свирепой шайкою”разбойников. И эти силы, мощные ибеспощадные, противостоят государственнойвласти, самодержавию:
В тотгрозный годПокойныйцарь еще РоссиейСо славойправил. На балкон,Печален,смутен, вышел он И молвил: “С Божией стихиейЦарям несовладать”.Мотивыдороги и ветра включались Пушкиным в самыеразные по тематике произведения иприобретали все новые символическиезначения.
В тотгрозный годПокойныйцарь еще РоссиейСо славойправил. На балкон,Печален,смутен, вышел он И молвил: “С Божией стихиейЦарям несовладать”.Мотивыдороги и ветра включались Пушкиным в самыеразные по тематике произведения иприобретали все новые символическиезначения.