Образ поэта и тема творчества в лирике . А . С . Пушкина
В 1817 году Пушкин покидает лицей. Молодой поэт с головой окунается в бурную жизнь столицы. Он предается не только светским развлечениям, но и вступает в литературную и политическую жизнь Петербурга, Вскоре в его произведениях, воспевающих прелести земного бытия, на равне со словами «Вакх» и «Амур» появляются слова «вольность» и «свобода». Молодой Пушкин страстно воспевает свободу и считает главным назначением поэта — донести понятие свободы до людей:
Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок
— восклицает Пушкин в оде «Вольность» и этим выражает свое назначение как поэта. Этой цели Пушкин следует и во многих других своих стихотворениях. Он страстно восхваляет свободу и призывает народ стремиться к ней: «Восстаньте, падшие рабы!». Но уже в 1823 году поэт замечает:
… Вышел рано, до звезды…
Не чувствуя понимания в народе,
Пушкин горестно восклицает:
Паситесь, мирные народы,
Вас не разбудит чести клич.
Зачем стадам дары свободы?
… Их должно резать или стричь.
— Эти стихи написаны в период, когда поэт разочаровывается в своих идеалах, он не находит понимания и сочувствия у народа, который представляется ему всего лишь «стадом», озабоченным самым насущным — пропитанием или материальным обогащением. Приземленность и душевная нерасторопность народа возмущает Пушкина, и отсюда такой сарказм: «их должно резать или стричь». Но позже, в 1826 году Пушкин пишет стихотворение «Пророк», где снова останавливается на том, что творчество поэта должно нести в себе гражданские мотивы:
… И обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
Коли дано тебе высокое имя Поэт, ты должен силу и красоту своего слова использовать так, чтобы разжечь в сердцах людей тот факел жизни и любви, что не дает тебе покоя. Оставаясь певцом свободы, Пушкин верен своим идеалам и по-прежнему несет светоч поэзии к людям. Об этом он ярко заявляет в стихотворении «Арион» (1827 г.) говорит:
Нас было много на челне…
… Погиб и кормщик и пловец,
Лишь я, таинственный певец,
На берег выброшен грозою,
Я гимны прежние пою…
— Многие погибли или разочаровались в своих мечтах о свободе, но жив поэт, и его задача — поддерживать оставшихся, вселить в их души надежду и уверенность. В этом видит свое предназначение и зовет, и ведет толпу вперед к свободе, разуму, и счастью. Но не всем слышны и понятны его призывы:
Поэт по лире вдохновенной
Рукой рассеянной бряцал.
Он пел — а хладнокровный и надменный
Кругом народ непосвященный
Ему бессмысленно внимал.
— Пушкин сокрушается и негодует над косностью и глупостью толпы. Свое отчаянье и горечь певец выплескивает в этом стихотворении — «Поэт и толпа» (1828 г.). Неприятие толпой поэта:… К какой он цели нас ведет? О чем бренчит? чему нас учит? — Пушкин выражает презрение к «тупой черни»:
Подите прочь — какое дело
Поэту мирному до вас?
В разврате каменейте смело,
Не оживит вас лиры глас:
Душе противны вы, как гробы.
— Возмущен Пушкин духовной бедностью толпы, ее сонным существованием, без порывов, без стремления к высокому. Чего стоит мнение такой «толпы», не умеющей услышать и понять великого поэта? Пушкин не нуждается в ее признании и любви. В 1830 году в стихотворении «Поэту» Александр Сергеевич решает, что народная любовь ничего не значит и говорит:
Поэт! не дорожи любовию народной,
… Услышишь суд глупца и смех холодный…
Ты царь: живи один.
Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум…
— Не стоит жертвовать собой, не стоит жить ради народа. Одинок и труден бывает путь поэта, не все его призывы будят страсти и желания, не для всех он и близок. Трудно простому народу оторваться от своих земных забот и устремить помыслы свои к духовному и вечному. Но русский народ широк душою и богат добротой своей; чуток сердцем и любит волю. Поэтому, может не сразу, не скоро, но услышал народ своего поэта и возлюбил его со всей благодарностью и признанием. Нет, пожалуй, ни одного человека в стране, который не любил бы Пушкина. А он, не представляя себя вне поэзии, вне творчества, с надеждою стремится пробудить все те добрые чувства, что спят еще в народе. Свято веря в свое предназначенье поэта и певца, Пушкин твердо знает, что не зря:
… чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Целиком отдаваясь творчеству, неся свой разум и любовь людям, щедро делясь своим талантом с ними, Пушкин горячо надеялся, что его поймут и оценят многие:
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок
— восклицает Пушкин в оде «Вольность» и этим выражает свое назначение как поэта. Этой цели Пушкин следует и во многих других своих стихотворениях. Он страстно восхваляет свободу и призывает народ стремиться к ней: «Восстаньте, падшие рабы!». Но уже в 1823 году поэт замечает:
… Вышел рано, до звезды…
Не чувствуя понимания в народе,
Пушкин горестно восклицает:
Паситесь, мирные народы,
Вас не разбудит чести клич.
Зачем стадам дары свободы?
… Их должно резать или стричь.
— Эти стихи написаны в период, когда поэт разочаровывается в своих идеалах, он не находит понимания и сочувствия у народа, который представляется ему всего лишь «стадом», озабоченным самым насущным — пропитанием или материальным обогащением. Приземленность и душевная нерасторопность народа возмущает Пушкина, и отсюда такой сарказм: «их должно резать или стричь». Но позже, в 1826 году Пушкин пишет стихотворение «Пророк», где снова останавливается на том, что творчество поэта должно нести в себе гражданские мотивы:
… И обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
Коли дано тебе высокое имя Поэт, ты должен силу и красоту своего слова использовать так, чтобы разжечь в сердцах людей тот факел жизни и любви, что не дает тебе покоя. Оставаясь певцом свободы, Пушкин верен своим идеалам и по-прежнему несет светоч поэзии к людям. Об этом он ярко заявляет в стихотворении «Арион» (1827 г.) говорит:
Нас было много на челне…
… Погиб и кормщик и пловец,
Лишь я, таинственный певец,
На берег выброшен грозою,
Я гимны прежние пою…
— Многие погибли или разочаровались в своих мечтах о свободе, но жив поэт, и его задача — поддерживать оставшихся, вселить в их души надежду и уверенность. В этом видит свое предназначение и зовет, и ведет толпу вперед к свободе, разуму, и счастью. Но не всем слышны и понятны его призывы:
Поэт по лире вдохновенной
Рукой рассеянной бряцал.
Он пел — а хладнокровный и надменный
Кругом народ непосвященный
Ему бессмысленно внимал.
— Пушкин сокрушается и негодует над косностью и глупостью толпы. Свое отчаянье и горечь певец выплескивает в этом стихотворении — «Поэт и толпа» (1828 г.). Неприятие толпой поэта:… К какой он цели нас ведет? О чем бренчит? чему нас учит? — Пушкин выражает презрение к «тупой черни»:
Подите прочь — какое дело
Поэту мирному до вас?
В разврате каменейте смело,
Не оживит вас лиры глас:
Душе противны вы, как гробы.
— Возмущен Пушкин духовной бедностью толпы, ее сонным существованием, без порывов, без стремления к высокому. Чего стоит мнение такой «толпы», не умеющей услышать и понять великого поэта? Пушкин не нуждается в ее признании и любви. В 1830 году в стихотворении «Поэту» Александр Сергеевич решает, что народная любовь ничего не значит и говорит:
Поэт! не дорожи любовию народной,
… Услышишь суд глупца и смех холодный…
Ты царь: живи один.
Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум…
— Не стоит жертвовать собой, не стоит жить ради народа. Одинок и труден бывает путь поэта, не все его призывы будят страсти и желания, не для всех он и близок. Трудно простому народу оторваться от своих земных забот и устремить помыслы свои к духовному и вечному. Но русский народ широк душою и богат добротой своей; чуток сердцем и любит волю. Поэтому, может не сразу, не скоро, но услышал народ своего поэта и возлюбил его со всей благодарностью и признанием. Нет, пожалуй, ни одного человека в стране, который не любил бы Пушкина. А он, не представляя себя вне поэзии, вне творчества, с надеждою стремится пробудить все те добрые чувства, что спят еще в народе. Свято веря в свое предназначенье поэта и певца, Пушкин твердо знает, что не зря:
… чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Целиком отдаваясь творчеству, неся свой разум и любовь людям, щедро делясь своим талантом с ними, Пушкин горячо надеялся, что его поймут и оценят многие:
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.