Русские сочинения - Пушкин А.С. - Разное - Образ поэта-пророка в лирике А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.

Образ поэта-пророка в лирике А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.


На берег выброшен грозою,
Я гимны прежние пою.
А.С. Пушкин

Каждого поэта на протяжении жизни, и особенно в зрелые годы,
волнует вопрос о значении его труда для общества и вообще о
назначении поэтического творчества. А.С. Пушкин высоко оценивал
роль и характер деятельности поэта. Поэзия для Пушкина всегда была
искусством, высочайшим проявлением творческого духа. Обязательным
условием нормальной творческой деятельности он считал свободу
творчества, независимость личности поэта. Его волновал также вопрос
о том высоком предназначении, которое он должен выполнить как
поэт. Еще на заре своей литературной деятельности, в лицейских
стихотворениях, Пушкин задумывался над задачей, ролью, судьбой
поэзии и поэта в современном, ему обществе.
В первом напечатанном стихотворении. «К другу стихотворцу» мы
находим.такие размышления поэта: Не так, любезный друг, писатели
богаты; Судьбой им нe даны ни мраморны палаты, Ни чистым золотом
набиты сундуки; Лачужка под землей, высоки чердаки — Вот пышны их
дворцы, великолепны залы… Их жизнь — ряд горестей, гремяща слава —
сон.
И все же, прекрасно понимая незавидную судьбу поэта в современном
ему обществе, лицеист Пушкин для себя избирает путь литературного
творчества. Он готов вступить на него, как бы ни была трудна судьба
поэта, какие бы лишения и тревоги, борьба и страдания его не
ожидали. «Мой жребий пал; я лиру избираю», — пишет Пушкин. Уже в
этом раннем стихотворении ясно слышатся ноты презрения по
отношению «к сильным мира сего», не способным ни ценить, ни тем
более понимать поэзию и самого поэта. В 1815 году Пушкин пишет
стихотворение «К Лицинию». Вспоминая римского сатирика Ювенала,
Пушкин так определяет задачи поэта: «Свой дух воспламеню жестоким
Ювеналом, в сатире праведной порок изображу, и нравы сих веков
потомству обнажу». Так возникает в творчестве Пушкина образ поэта —
борца, прямо противоположный привычным представлениям XVIII
века о назначении поэта. В понимании Пушкина, поэт не одописатель
в честь вельмож и царей, он — «эхо русского народа». Об этом он и
говорит в стихотворении «К Плюсковой»: «Я не рожден царей забавить
стыдливой лирою моей… Любовь и тайная свобода внушали сердцу
гимн простой, и неподкупный голос мой был эхо русского народа».
«Свободная гордость», «скромная, благородная лира», стремление
служить своей поэзией одной лишь свобода, отказ воспевать царей,
сознание глубокой связи с народом — все это оставалось неизменным во
взглядах Пушкина в течение всей его творческой жизни.
Во многих стихотворениях Пушкина мы видим противопоставление
поэта светскому обществу, среди которого он живет. Он называет это
общество презрительно и гневно: «толпа», «чернь». Пушкин защищает
мысль о свободе поэта от «черни», т.е. от невежественных гонителей
поэта, от светского общества, от «гордых невежд» и «знатных глупцов».
В 1826-1831 годах Пушкин создает ряд стихотворений на тему поэта и
поэзии: «Пророк», «Поэту», «Поэт», «Эхо», в которых автор развивает
свои взгляды на задачи поэта: поэт свободен в своем творчестве, он
идет своими путями, определенными его высоким призванием:
творчество поэта — «благородный подвиг», поэт независим от служения
светской толпе. Сквозь все творчество на эту тему проходит идея о
трагической участи поэта в жизни. Когда -то эту же тему развивал
придворный поэт Жуковский. Он был талантлив, но тем не менее,
поэтов раньше держали при «дворе» в качестве лакеев и шутов. Пушкин
избежал участи своего кумира детства. Уже ранняя поэзия Пушкина по
богатству мыслей, по художественному уровню почти ничем не
отличалась от произведений признанных тогда мастеров русской
поэзии. Вбирая в свою поэзию достижения современной ему
литературы, Пушкин уже в лицее стремится идти «своим путем».
Пушкин требует от поэзии истины и выражения чувств, он далек от
классицизма Жуковского, он не согласен со своим учителем
Державиным, который считал, что поэзия должна «парить» над миром,
Пушкин — поэт действительности. Он силен во всех жанрах поэзии: ода,
дружеское послание, элегия, сатира, эпиграмма — везде Пушкин смел,
его поэтический стиль нельзя спутать с другими поэтами. Во времена
Пушкина не только почти все лицеисты писали стихи, но и
высокообразованный слой дворянства был достаточно силен в
литературе, поэзия была почитаема в салонах; считалось, что, неумение
писать стихи, такой же дурной тон, как неумение танцевать или
говорить по-французски. В творчестве каждого поэта рано или поздно
начинается перелом, когда он должен осмыслить — для чего он пишет
стихи? Перед Пушкиным такого выбора не стояло, он знал, что поэзия
нужна всем, чтобы нести свет и свободу в этот мир. Позднее, сто лет
спустя, Маяковский очень точно оценил труд поэта, заявив: «Поэзия —
та же добыча радия, в грамм — добыча, в год — труды, изводишь единого
слова ради тысячи тонн словесной руды». Поэт-декабрист Рылеев писал
Пушкину: «На тебя устремлены глаза России; тебя любят, тебе верят,
тебе подражают. Будь поэт и гражданин». Пушкин выполнил это
завещание