ПОЭЗИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В ЛИРИКЕ ПУШКИНА.
ПОЭЗИЯ
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В ЛИРИКЕ ПУШКИНА.
В сороковые
годы девятнадцатого века В. Г. Белинским был
написан цикл статей «Сочинения
Александра Пушкина», состоящий из
одиннадцати статей. Пятая статья посвящена
лирике Пушкина.
«Тайна
пушкинского стиха была заключена в тайне
поэзии» (В. Г. Белинский), поэзии жизни «он
созерцал природу и действительность под
особенным углом зрения, и этот угол был
исключительно поэтический» (В. Г.
Белинский). Пушкин пишет о своем призвании в
стихотворении «Муза» (1821 г.):
В
младенчестве моем она меня любила
И
семиствольную цевницу мне вручила...
… Уже
наигрывал я слабыми перстами
И гимны
важные, внушенные богами,
И песни мирные фригийских пастухов. –
Взгляд
Пушкина полон поэзии:
Среди
зеленых волн, лобзающих Тавриду,
На утренней
заре я видел Нереиду.
«Нереида»
(1820 г.)
Упоение,
очарование поэта жизнью подчеркивается
использованием им античных образов: муз,
нереид, образа Афродиты, Дионеи и других.
Многим, в особенности ранним,
стихотворениям Пушкина присущ дух
античности.
Пережив
духовный «кризис», Пушкин обращается к
образам библейской мифологии: вместо поэта
— пророк, вместо музы -посланник бога,
шестикрылый Серафим. А стихотворении «Пророк»
(1826 г.) Пушкин прослеживает перевоплощение
поэта, проникновение его в тайны бытия.
Перевоплощаются все чувства и способности
пророка:
Отверзи
вещие зеницы,
Как у
напутанной орлицы...
Моих ушей
коснулся он, -
И их
наполнил шум и звон:
И внял я
неба содроганье,
И горний
ангелов полет,
И дальней
лозы прозябанье...
Пророк
получает мудрое зрение, чуткий слух, вместо
языка -«жало мудрыя змеи», вместо
трепетного сердца — «угль, пылающий огнем».
В завершение преображения пророка, бог
вкладывает в него свою «божественную
волю». Проникший в тайны бытия, постигший
диалектику жизни, поэт готов к выполнению
своей миссии.
Пушкин умел
видеть в жизни и мрачные, и светлые стороны:
….печаль
минувших дней
В моей душе
чем старе, тем сильней.
Мой путь
уныл сулит мне труд и горе
Грядущего
волнуемое море.
Он умел
искать и находить источники оптимизма в
реальной жизни:
… Я жить
хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне
будут наслажденья
Меж
горестей, забот и треволненья:
Порой опять
гармонией упьюсь,
Над
вымыслом слезами обольюсь,
И может
быть на мой закат печальный
Блеснет
любовь улыбкою прощальной.
«Элегия»
(1830 г.)
Источники
поэзии Пушкина, его творческого
вдохновения -гражданские идеалы, любовь и
дружба, окружающая природа, то есть сама
жизнь, во всей ее обыденности и
повседневности.
«Как
истиный художник, Пушкин не нуждался в
выборе поэтических предметов для своих
произведений, но для него все предметы были
равно исполнены поэзии. Что для прежних
поэтов было низко, то для Пушкина было
благородно; что для них была проза, то для
него было поэзия». (Белинский)
Пушкин
предпочитает осень весне и лету.
Стихотворение «Осень» (1833 г.) — это гимн
осени, которая представлена здесь со своей
праздничной стороны. Ее «уныние»
превращается в своеобразную красоту:
Унылая пора!
Очей очарованье!
Приятны мне
твоя прощальная краса -
Люблю я
пышное природы увяданье,
В Багрец и
золото одетые леса...
Пушкин
воспел русскую зиму за ее самобытность,
отличие от «южных зим». В стихотворении
«Зимнее утро» (1829 г.) зима «облита
блеском роскошной поэзии»:
Мороз и
солнце; день чудесный!..
… Под
голубыми небесами
Великолепными
коврами,
Блестя на
солнце снег лежит;
Прозрачный
лес один чернеет,
И ель
сквозь иней зеленеет,
И речка
подо льдом блестит.
Пушкин
использует в этом стихотворении образы,
казалось бы, совсем не поэтических
предметов: печь, лежанку, образ «бурой
кобылки», в первоначальном варианте
бывшей «черкесским конем», но все они у
поэта принимают поэтическое звучание,
необыкновенно соответствуют русской
действительности. «Поэзия Пушкина
удивительно верна русской
действительности, изображает ли она
русскую природу или русские характеры: на
этом основании общий голос нарек его
русским национальным, народным поэтом» (Белинский).
Но в своих
лирических произведениях поэт не столько
изображает окружающий мир, сколько
выражает свой внутренний. Основное
содержание мелких пьес Пушкина составляют
любовь и Дружба — чувства, наиболее сильно
владевшие поэтом и бывшие непосредственным
источником счастья и печали, горя и радости
его жизни. «Общий колорит поэзии Пушкина,
и в особенности лирической — внутренняя
красота человека и лелеющая
душу гуманность» (Белинский).
Пушкину
одному из первых удалось отразить красоту
внутреннего мира земного человека, чувства
художника, артиста.
Необыкновенной
теплотой и искренностью проникнуты!
дружеские послания Пушкина, в особенности
послания, обращенные к товарищам по Лицею. В
стихотворении «19 октября» (1825 г.)|
Пушкин обращается к Дельвигу:
… И ты
пришел, сын лени вдохновенный,
О Дельвиг
мой: твой голос пробудил
Сердечный
жар, так долго усыпленный,
И бодро я
судьбу благословил.
Пущина,
Горчакова и Дельвига Пушкин называет “друзьями”
своей души".
Любовь -
неизменный спутник поэзии Пушкина, так,
стихотворение «Я помню чудное мгновенье...»
(1825 г.) — не только! образец любовной лирики,
но и своего рода поэтическая биография
поэта.
В
стихотворении-воспоминании «Я вас любил...»
(1829 г.) воплощена идея жертвенности:
Я вас любил;
любовь еще быть может,
В моей душе
угасла не совсем;
Но пусть
она вас больше не тревожит;
Я не хочу
печалить вас ничем.
Поэт не
хочет огорчать и тревожить предмет своей
былой любви, не хочет причинять боль
воспоминаниями о прошедшем чувстве. «Он
ничего не отрицает, ничего не проклинает, на
все смотрит с любовью и благословением» (Белинский).
Поэтому, считает Белинский, «Читая его
творения можно превосходным] образом
воспитать в себе человека...».
«Поэзия
его чужда всего фантастического,
мечтательного, ложного,
призрачно-идеального; она вся проникнута
насквозь действительностью; она не кладет
на лицо жизни белил и румян, но показывает
ее в ее естественной, истинной красоте; в
поэзии Пушкина есть небо, но им всегда
проникнута земля» (Белинский).