Русские сочинения
-
Пушкин А.С.
-
Разное
-
В чем состоит своеобразие любовной лирики А.С. Пушкина? © “ALLSoch.ru 2005”
В чем состоит своеобразие любовной лирики А.С. Пушкина? © “ALLSoch.ru 2005”
На начальном этапе творчества любовь для Пушкина — спутница юности. Но так выходит, что она сопровождает поэта всю жизнь. В ранний период творчества любовная лирика А.С.Пушкина была проникнута модными эпикурейскими мотивами французской поэзии, идеями чувственных наслаждений. Земная любовь к женщине в ранней лирике Пушкина означает скорее радость тела, отраженная в его «легкой поэзии». Почти все стихотворения этого периода отличаются игривыми мотивами, как в стихотворении «Красавице, которая нюхала табак»:
Ах! Если превращенный в прах,
И в табакерке, в заточенье,
Я в персты нежные твои попасться мог,
Тогда в сердечном восхищенье,
Рассыпался на грудь под шелковый платок
И даже… может быть…
Так, в стихотворениях «Красавице, которая нюхала табак», «Монах», «К Наташе» всё обращается в шутку, в игру. Настоящего, возвышенного душевного единства нет, лишь позже поэт осознает единство физического и духовного счастья.
Со становлением личности поэта мы видим, как меняется его лирика. Чувство любви становится для поэта более возвышенным, духовным. Все явнее мысль о том, что любовь в поэзии Пушкина – это глубокое, нравственно чистое, бесконечно нежное и самоотверженное чувство, облагораживающее и очищающее человека. Даже тогда, когда она безответна, любовь – дар жизни. Идеал любимой представляется поэту как «гений чистой красоты», как «чистейшей прелести чистейший образец». Любви присущи и трагические проявления – ревность, разлука и даже смерть любимой. Пушкин касается трагического в любви, но его «печаль светла», и он никогда не впадает уныние. Лирический герой поэта всегда желает счастья той, которую безнадежно любит. Нередко тема любви сливается в стихотворении Пушкина с лирическим пейзажем, гармонирующим с тем чувством, которое владеет поэтом. Таковы, например, стихотворения «Кто знает край, где небо блещет…», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…».
В стихотворениях поэта, что характерно, нет портрета возлюбленной. Влюбленный поэт видит желанный образ через призму воспоминаний, сквозь легкую дымку, как во сне. Так, перед нами оживают «любви пленительные сны» поэта. Это стихотворения — воспоминания. В стихотворении «На холмах Грузии…» все чувства уже в прошлом, однако в душе лирического героя оживает любовь-воспоминание. Воспоминания о прошедшей любви становятся источником новых ярких эмоциональных переживаний:
И сердце вновь горит и любит оттого,
Что не любить оно не может.
Таким образом, любовная лирика выводится автором за пределы житейской стороны, быта.
В то же время поэт своей любовной лирикой бросил своеобразный вызов романтической традиции, показывая кратковременность любви, описывая это чувство как кратковременную вспышку. К тому же, по мнению поэта, кощунственно выглядит мысль о приравнивании женщины к Богоматери. Лирический герой Пушкина уважает женщину, в которую влюблен, любит в ней личность. Проявляя высшую самоотверженность, в ущерб своим собственным чувствам поэт желает счастья отвергшей его возлюбленной. Самым ярким примером самоотверженного чувства поэта стало стихотворение «Я вас любил…». Впервые в русской литературе возлюбленный выступает как альтруист, готовый отказаться от своего счастья ради возлюбленной. Пушкин благословляет имя той, которая внушила ему любовь, и надеется, что она когда-нибудь встретит человека, который будет любить ее так же сильно, как поэт:
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
В последние годы жизни отношение к любви поэта пришло к совершенной одухотворенности. Так, в стихотворении «Мадонна», посвященном будущей жене поэта Наталье Гончаровой, Пушкин сравнивает ее с Богородицей. Женщина, «чистейшей прелести чистейший образец», обретает ореол святости, хранительницы домашнего очага. Таким образом, мы видим, что, способность любить и благодарить любимую за те чувства, которые возносят человека на пик счастья, Пушкин сохраняет на протяжении всей жизни и творческого пути. Воспринимая жизнь как удивительный божественный дар, поэт ощущает любовь к женщине как великое свершение жизни, питающее этот дар. Так же, как жизнь, любовь в лирике Пушкина рождается, претерпевает изменения, эволюционирует, расцветает и продолжается до полного растворения эмоций или до полного растворения в этих эмоциях. И именно потому, что любовь является для Пушкина великим источником вдохновения, любовная лирика его обладает огромной силой воздействия.
Ах! Если превращенный в прах,
И в табакерке, в заточенье,
Я в персты нежные твои попасться мог,
Тогда в сердечном восхищенье,
Рассыпался на грудь под шелковый платок
И даже… может быть…
Так, в стихотворениях «Красавице, которая нюхала табак», «Монах», «К Наташе» всё обращается в шутку, в игру. Настоящего, возвышенного душевного единства нет, лишь позже поэт осознает единство физического и духовного счастья.
Со становлением личности поэта мы видим, как меняется его лирика. Чувство любви становится для поэта более возвышенным, духовным. Все явнее мысль о том, что любовь в поэзии Пушкина – это глубокое, нравственно чистое, бесконечно нежное и самоотверженное чувство, облагораживающее и очищающее человека. Даже тогда, когда она безответна, любовь – дар жизни. Идеал любимой представляется поэту как «гений чистой красоты», как «чистейшей прелести чистейший образец». Любви присущи и трагические проявления – ревность, разлука и даже смерть любимой. Пушкин касается трагического в любви, но его «печаль светла», и он никогда не впадает уныние. Лирический герой поэта всегда желает счастья той, которую безнадежно любит. Нередко тема любви сливается в стихотворении Пушкина с лирическим пейзажем, гармонирующим с тем чувством, которое владеет поэтом. Таковы, например, стихотворения «Кто знает край, где небо блещет…», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…».
В стихотворениях поэта, что характерно, нет портрета возлюбленной. Влюбленный поэт видит желанный образ через призму воспоминаний, сквозь легкую дымку, как во сне. Так, перед нами оживают «любви пленительные сны» поэта. Это стихотворения — воспоминания. В стихотворении «На холмах Грузии…» все чувства уже в прошлом, однако в душе лирического героя оживает любовь-воспоминание. Воспоминания о прошедшей любви становятся источником новых ярких эмоциональных переживаний:
И сердце вновь горит и любит оттого,
Что не любить оно не может.
Таким образом, любовная лирика выводится автором за пределы житейской стороны, быта.
В то же время поэт своей любовной лирикой бросил своеобразный вызов романтической традиции, показывая кратковременность любви, описывая это чувство как кратковременную вспышку. К тому же, по мнению поэта, кощунственно выглядит мысль о приравнивании женщины к Богоматери. Лирический герой Пушкина уважает женщину, в которую влюблен, любит в ней личность. Проявляя высшую самоотверженность, в ущерб своим собственным чувствам поэт желает счастья отвергшей его возлюбленной. Самым ярким примером самоотверженного чувства поэта стало стихотворение «Я вас любил…». Впервые в русской литературе возлюбленный выступает как альтруист, готовый отказаться от своего счастья ради возлюбленной. Пушкин благословляет имя той, которая внушила ему любовь, и надеется, что она когда-нибудь встретит человека, который будет любить ее так же сильно, как поэт:
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
В последние годы жизни отношение к любви поэта пришло к совершенной одухотворенности. Так, в стихотворении «Мадонна», посвященном будущей жене поэта Наталье Гончаровой, Пушкин сравнивает ее с Богородицей. Женщина, «чистейшей прелести чистейший образец», обретает ореол святости, хранительницы домашнего очага. Таким образом, мы видим, что, способность любить и благодарить любимую за те чувства, которые возносят человека на пик счастья, Пушкин сохраняет на протяжении всей жизни и творческого пути. Воспринимая жизнь как удивительный божественный дар, поэт ощущает любовь к женщине как великое свершение жизни, питающее этот дар. Так же, как жизнь, любовь в лирике Пушкина рождается, претерпевает изменения, эволюционирует, расцветает и продолжается до полного растворения эмоций или до полного растворения в этих эмоциях. И именно потому, что любовь является для Пушкина великим источником вдохновения, любовная лирика его обладает огромной силой воздействия.