В чем состоит своеобразие любовной лирики А.С. Пушкина?
Тема любви сопровождала творчество А.С.Пушкина всю его жизнь. В ранний период творчества любовная лирика А.С.Пушкина была проникнута модными эпикурейскими мотивами французской поэзии, идеями чувственных наслаждений. Земная любовь к женщине в ранней лирике Пушкина означает скорее радость тела, отраженная в его «легкой поэзии». Почти все стихотворения этого периода отличаются игривыми мотивами, как в стихотворении «Красавице, которая нюхала табак»:
Ах! Если превращенный в прах,
И в табакерке, в заточенье,
Я в персты нежные твои попасться мог,
Тогда в сердечном восхищенье,
Рассыпался на грудь под шелковый платок
И даже… может быть…
Так, в стихотворениях «Красавице, которая нюхала табак», «Монах», «К Наташе» всё обращается в шутку, в игру. Настоящего, возвышенного душевного единства нет, лишь позже поэт осознает единство физического и духовного счастья.
Со становлением личности поэта мы видим, как меняется его лирика. В стихотворении «К***» («Я помню чудное мгновенье») поэт рисует идеальный, небесный образ женщины, чуждый всему земному. Лирический герой называет ее «гением чистой красоты», «божеством», восхищаясь ее милыми небесными чертами. Но это не просто любовное послание, в котором автор выражает восхищение хорошенькой женщиной. Это своего рода поэтическая биография: «душе настало пробужденье» после духовных кризисов, и явилась любовь – неизменный спутник поэзии. Безжизненность, одиночество души, «мрак заточенья», казалось, убили «прежние мечты», уничтожили любовь, но она снова пришла, принесла с собой еще более сильный чувства, чем прежние, возродила способность к романтическим переживаниям. Взамен «томленья грусти безнадежной» к поэту приходит «упоение» силой любви, полнотой жизни. Так хрупкая красота способна победить «бурь порыв мятежный», а лишь одно «чудное мгновенье» сильнее долгих лет «заточенья». Это настоящее чудо любви, благодаря которому воскресли и «божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы». Для Пушкина любить – значит жить и творить, а любовь – это самый великий источник вдохновенья.
В стихотворениях поэта, что характерно, нет портрета возлюбленной. Влюбленный поэт видит желанный образ через призму воспоминаний, сквозь легкую дымку, как во сне. Так, перед нами оживают «любви пленительные сны» поэта. Это стихотворения — воспоминания. В стихотворении «На холмах Грузии…» все чувства уже в прошлом, однако в душе лирического героя оживает любовь-воспоминание. Воспоминания о прошедшей любви становятся источником новых ярких эмоциональных переживаний:
И сердце вновь горит и любит оттого,
Что не любить оно не может.
Таким образом, любовная лирика выводится автором за пределы житейской стороны, быта.
В то же время поэт своей любовной лирикой бросил своеобразный вызов романтической традиции, показывая кратковременность любви, описывая это чувство как кратковременную вспышку. К тому же, по мнению поэта, кощунственно выглядит мысль о приравнивании женщины к Богоматери. Лирический герой Пушкина уважает женщину, в которую влюблен, любит в ней личность. Проявляя высшую самоотверженность, в ущерб своим собственным чувствам поэт желает счастья отвергшей его возлюбленной. Самым ярким примером самоотверженного чувства поэта стало стихотворение «Я вас любил…». Впервые в русской литературе возлюбленный выступает как альтруист, готовый отказаться от своего счастья ради возлюбленной. Пушкин благословляет имя той, которая внушила ему любовь, и надеется, что она когда-нибудь встретит человека, который будет любить ее так же сильно, как поэт:
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
В последние годы жизни отношение к любви поэта пришло к совершенной одухотворенности. Так, в стихотворении «Мадонна», посвященном будущей жене поэта Наталье Гончаровой, Пушкин сравнивает ее с Богородицей. Женщина, «чистейшей прелести чистейший образец», обретает ореол святости, хранительницы домашнего очага. Таким образом, мы видим, что, любовь в поэзии А.С.Пушкина – это глубокое, нравственно чистое, бесконечно нежное и самоотверженное чувство, облагораживающее и очищающее человека. Даже тогда, когда чувство это остается безответным, любовь остается великим даром судьбы. В жизни самого поэта любовь всегда значило многое, ведь для него любить – значило жить и творить.
Ах! Если превращенный в прах,
И в табакерке, в заточенье,
Я в персты нежные твои попасться мог,
Тогда в сердечном восхищенье,
Рассыпался на грудь под шелковый платок
И даже… может быть…
Так, в стихотворениях «Красавице, которая нюхала табак», «Монах», «К Наташе» всё обращается в шутку, в игру. Настоящего, возвышенного душевного единства нет, лишь позже поэт осознает единство физического и духовного счастья.
Со становлением личности поэта мы видим, как меняется его лирика. В стихотворении «К***» («Я помню чудное мгновенье») поэт рисует идеальный, небесный образ женщины, чуждый всему земному. Лирический герой называет ее «гением чистой красоты», «божеством», восхищаясь ее милыми небесными чертами. Но это не просто любовное послание, в котором автор выражает восхищение хорошенькой женщиной. Это своего рода поэтическая биография: «душе настало пробужденье» после духовных кризисов, и явилась любовь – неизменный спутник поэзии. Безжизненность, одиночество души, «мрак заточенья», казалось, убили «прежние мечты», уничтожили любовь, но она снова пришла, принесла с собой еще более сильный чувства, чем прежние, возродила способность к романтическим переживаниям. Взамен «томленья грусти безнадежной» к поэту приходит «упоение» силой любви, полнотой жизни. Так хрупкая красота способна победить «бурь порыв мятежный», а лишь одно «чудное мгновенье» сильнее долгих лет «заточенья». Это настоящее чудо любви, благодаря которому воскресли и «божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы». Для Пушкина любить – значит жить и творить, а любовь – это самый великий источник вдохновенья.
В стихотворениях поэта, что характерно, нет портрета возлюбленной. Влюбленный поэт видит желанный образ через призму воспоминаний, сквозь легкую дымку, как во сне. Так, перед нами оживают «любви пленительные сны» поэта. Это стихотворения — воспоминания. В стихотворении «На холмах Грузии…» все чувства уже в прошлом, однако в душе лирического героя оживает любовь-воспоминание. Воспоминания о прошедшей любви становятся источником новых ярких эмоциональных переживаний:
И сердце вновь горит и любит оттого,
Что не любить оно не может.
Таким образом, любовная лирика выводится автором за пределы житейской стороны, быта.
В то же время поэт своей любовной лирикой бросил своеобразный вызов романтической традиции, показывая кратковременность любви, описывая это чувство как кратковременную вспышку. К тому же, по мнению поэта, кощунственно выглядит мысль о приравнивании женщины к Богоматери. Лирический герой Пушкина уважает женщину, в которую влюблен, любит в ней личность. Проявляя высшую самоотверженность, в ущерб своим собственным чувствам поэт желает счастья отвергшей его возлюбленной. Самым ярким примером самоотверженного чувства поэта стало стихотворение «Я вас любил…». Впервые в русской литературе возлюбленный выступает как альтруист, готовый отказаться от своего счастья ради возлюбленной. Пушкин благословляет имя той, которая внушила ему любовь, и надеется, что она когда-нибудь встретит человека, который будет любить ее так же сильно, как поэт:
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
В последние годы жизни отношение к любви поэта пришло к совершенной одухотворенности. Так, в стихотворении «Мадонна», посвященном будущей жене поэта Наталье Гончаровой, Пушкин сравнивает ее с Богородицей. Женщина, «чистейшей прелести чистейший образец», обретает ореол святости, хранительницы домашнего очага. Таким образом, мы видим, что, любовь в поэзии А.С.Пушкина – это глубокое, нравственно чистое, бесконечно нежное и самоотверженное чувство, облагораживающее и очищающее человека. Даже тогда, когда чувство это остается безответным, любовь остается великим даром судьбы. В жизни самого поэта любовь всегда значило многое, ведь для него любить – значило жить и творить.