В чем своеобразие любовной темы в лирике А.С. Пушкина?
Любовь — самое дорогое, необходимое каждому человеку чувство; именно оно наполняет нашу жизнь смыслом, делает ее яркой, красочной. Отношение П-на к любви менялось на протяжении всей его жизни. В юности П в любви был язычником, но с возрастом отношение к любви становилось более серьезным. Примером этого может служить стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» (1825 г), по-священное первой встрече в доме Олениных с Керн Анной Петровной. Пушкин передает ей это стихотворение в 1825 году, в то время, когда Керн собирается уехать в Ригу. Из этого стихотворения мы можем понять, что любовь для П-на является не просто источником наслаждения и радости, но и источником вдохновенья, твор-ческой и жизненной энергии, так как, когда возлюбленная покида-ет поэта, жизнь его теряет смысл, из нее исчезают краски, запахи, звуки, она становится унылой: В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви. И лишь только любимая появляется вновь, к Пушкину возвращается вдохновение: И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь. В дальнейшем любовь стано-вится очень дорога поэту, даже любовь безответная. П благо-дарен женщине за то светлое чувство, которым она озарила его душу. Это хорошо видно из стихотворения «Я вас любил…» (1829 г). Впервые в русской литературе возлюбленный выступает как альтруист, готовый отказаться от своего счастья ради спокойствия возлюбленной, ведь любовь для П-на — это прежде всего любовь к своей избраннице, а не к самому себе и своему чувству. П благословляет имя той, которая внушила ему любовь, и надеется, что она когда-нибудь встретит человека, который будет любить ее так же сильно, как поэт ("…я вас любил так искренно, так нежно, как дай вам бог любимой быть другим"), и она сможет ему ответить взаимностью. Другие стихотворения, отно-сящиеся к любовной лирике, — «Талисман», «Храни меня, мой талисман» и «Сожженное письмо» — посвящены Елизавете Ксаверьевне Воронцовой, женщине, с которой Пушкин познакомился во время южной ссылки. Эта женщина отли-чалась не только необыкновен-ной красотой, но и прекрасным образованием, воспитанием, умением тонко чувствовать. П полюбил ее, но Воронцова была замужем, и они были вынуж-дены расстаться. На прощание Воронцова дарит поэту перстень с изображением кабалистичес-ких знаков, точно такой же перстень она оставляет у себя. Именно этому перстню П и посвятил стихотворения «Талисман» и «Храни меня, мой талисман». В «Талисмане» (1827 г) П говорит о том, что получил в подарок талисман, который должен будет спасать его только от несчастной любви. Нельзя не отметить, что П с некоторой иронией говорит об этом талисмане: …в бурю, в грозный ураган, Головы твоей, мой милый, Не спасет мой талисман. В стихотворении «Храни меня, мой талисман» (1825 г) П показывает более серьезное отношение к талисману: Храни меня, мой талисман, Храни меня во дни гоненья, Во дни раскаянья, волненья: Ты в день печали был мне дан. Ведь талисман был подарен любимым человеком. Позже П в Михайловском часто получал письма, запеча-танные таким же перстнем, как у него. Одно из таких писем Елизавета Ксаверьевна попроси-ла поэта сжечь. Поэт долго не может решиться сделать этого, так как письма возлюбленной — это единственное, что у него осталось, но просьба Воронцов-ой все-таки была выполнена. Это событие П описывает в стихотворении «Сожженное письмо» (1825 г): Уж перстня верного утратя впечатленье, Растопленный сургуч кипит… О провиденье! Свершилось! Темные сверну-лися листы; На легком пепле их заветные черты Белеют… Грудь моя стесни-лась. В конце жизни отношение П-на к любви стало совершенно одухотворенным, это особенно ярко видно из стихотворения «Мадона» (1830 г), посвящен-ного будущей жене поэта — Гончаровой. Однажды П в антикварной лавке увидел картину кисти старинного итальянского мастера. На этой картине была изображена Мадона с младенцем, очень похожая на Гончарову. П захотел приобрести эту картину, но средств не хватило. Этому событию он и посвятил одно из своих замечательнейших стихо-творений. Теперь женщина для него — «чистейшей прелести чистейший образец», П сравни-вает ее с Богородицей. Женщина является хранительницей до-машнего очага, символом материнства. Таким образом, мы видим, что, несмотря на то, что отношение П-на к любви менялось на протяжении всей его жизни, одно оставалось неизменным — его способность любить и быть благодарным за любовь. П с благоговением относится к жизни, воспринимая ее как удивительный божественный дар, а любовь — как своего рода концентрированное, обострен-ное ощущение жизни. Так же, как жизнь движется по своим законам, так и любовь возникает, расцветает и исчезает. Поэт не видит в этом трагедии, он благодарен судьбе за то, что это прекрасное чувство было в его жизни, потому что его могло и не быть. Яркий пример такого взгляда на любовь — стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» (1829 г): …и сердце вновь горит и любит — оттого, Что не любить оно не может. А это именно потому, что любовь является для П-на источником вдохновения, она помогает ему создавать необыкновенные по своей силе и лиричности произведения.