Русские сочинения
-
Пушкин А.С.
-
Разное
-
В чем своеобразие любовной темы в лирике А . С . Пушкина ?
В чем своеобразие любовной темы в лирике А . С . Пушкина ?
Любовь — самое дорогое, необходимое каждому человеку чувство; именно оно наполняет нашу жизнь смыслом, делает ее яркой, красочной. Отношение Пушкина к любви менялось на протяжении всей его жизни. В юности Пушкин в любви был язычником, но с возрастом отношение к любви становилось более серьезным. Примером этого может служить стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» (1825 г), посвященное первой встрече в доме Олениных с Керн Анной Петровной. Пушкин передает ей это стихотворение в 1825 году, в то время, когда Керн собирается уехать в Ригу. Из этого стихотворения мы можем понять, что любовь для Пушкинана является не просто источником наслаждения и радости, но и источником вдохновенья, творческой и жизненной энергии, так как, когда возлюбленная покидает поэта, жизнь его теряет смысл, из нее исчезают краски, запахи, звуки, она становится унылой:
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
И лишь только любимая появляется вновь, к Пушкину возвращается вдохновение:
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
В дальнейшем любовь становится очень дорога поэту, даже любовь безответная. Пушкин благодарен женщине за то светлое чувство, которым она озарила его душу. Это хорошо видно из стихотворения «Я вас любил…» (1829 г). Впервые в русской литературе возлюбленный выступает как альтруист, готовый отказаться от своего счастья ради спокойствия возлюбленной, ведь любовь для Пушкинана — это прежде всего любовь к своей избраннице, а не к самому себе и своему чувству. Пушкин благословляет имя той, которая внушила ему любовь, и надеется, что она когда-нибудь встретит человека, который будет любить ее так же сильно, как поэт ("…я вас любил так искренно, так нежно, как дай вам бог любимой быть другим"), и она сможет ему ответить взаимностью.
Другие стихотворения, относящиеся к любовной лирике, — «Талисман», «Храни меня, мой талисман» и «Сожженное письмо» — посвящены Елизавете Ксаверьевне Воронцовой, женщине, с которой Пушкин познакомился во время южной ссылки. Эта женщина отличалась не только необыкновенной красотой, но и прекрасным образованием, воспитанием, умением тонко чувствовать. Пушкин полюбил ее, но Воронцова была замужем, и они были вынуждены расстаться. На прощание Воронцова дарит поэту перстень с изображением кабалистических знаков, точно такой же перстень она оставляет у себя. Именно этому перстню Пушкин и посвятил стихотворения «Талисман» и «Храни меня, мой талисман». В «Талисмане» (1827 г) П говорит о том, что получил в подарок талисман, который должен будет спасать его только от несчастной любви. Нельзя не отметить, что Пушкин с некоторой иронией говорит об этом талисмане:
…в бурю, в грозный ураган,
Головы твоей, мой милый,
Не спасет мой талисман.
В стихотворении «Храни меня, мой талисман» (1825 г) П показывает более серьезное отношение к талисману:
Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.
Ведь талисман был подарен любимым человеком. Позже Пушкин в Михайловском часто получал письма, запечатанные таким же перстнем, как у него. Одно из таких писем Елизавета Ксаверьевна попросила поэта сжечь. Поэт долго не может решиться сделать этого, так как письма возлюбленной — это единственное, что у него осталось, но просьба Воронцовой все-таки была выполнена. Это событие Пушкин описывает в стихотворении «Сожженное письмо» (1825 г):
Уж перстня верного утратя впечатленье,
Растопленный сургуч кипит…
О провиденье! Свершилось!
Темные свернулися листы;
На легком пепле их заветные черты
Белеют…
Грудь моя стеснилась.
В конце жизни отношение Пушкина к любви стало совершенно одухотворенным, это особенно ярко видно из стихотворения «Мадона» (1830 г), посвященного будущей жене поэта — Гончаровой. Однажды Пушкин в антикварной лавке увидел картину кисти старинного итальянского мастера. На этой картине была изображена Мадона с младенцем, очень похожая на Гончарову. Пушкин захотел приобрести эту картину, но средств не хватило. Этому событию он и посвятил одно из своих замечательнейших стихотворений. Теперь женщина для него — «чистейшей прелести чистейший образец», Пушкин сравнивает ее с Богородицей. Женщина является хранительницей домашнего очага, символом материнства.
Таким образом, мы видим, что, несмотря на то, что отношение Пушкина к любви менялось на протяжении всей его жизни, одно оставалось неизменным — его способность любить и быть благодарным за любовь. Пушкин с благоговением относится к жизни, воспринимая ее как удивительный божественный дар, а любовь — как своего рода концентрированное, обостренное ощущение жизни. Так же, как жизнь движется по своим законам, так и любовь возникает, расцветает и исчезает. Поэт не видит в этом трагедии, он благодарен судьбе за то, что это прекрасное чувство было в его жизни, потому что его могло и не быть. Яркий пример такого взгляда на любовь — стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» (1829 г):
…и сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.
А это именно потому, что любовь является для Пушкинана источником вдохновения, она помогает ему создавать необыкновенные по своей силе и лиричности произведения.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
И лишь только любимая появляется вновь, к Пушкину возвращается вдохновение:
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
В дальнейшем любовь становится очень дорога поэту, даже любовь безответная. Пушкин благодарен женщине за то светлое чувство, которым она озарила его душу. Это хорошо видно из стихотворения «Я вас любил…» (1829 г). Впервые в русской литературе возлюбленный выступает как альтруист, готовый отказаться от своего счастья ради спокойствия возлюбленной, ведь любовь для Пушкинана — это прежде всего любовь к своей избраннице, а не к самому себе и своему чувству. Пушкин благословляет имя той, которая внушила ему любовь, и надеется, что она когда-нибудь встретит человека, который будет любить ее так же сильно, как поэт ("…я вас любил так искренно, так нежно, как дай вам бог любимой быть другим"), и она сможет ему ответить взаимностью.
Другие стихотворения, относящиеся к любовной лирике, — «Талисман», «Храни меня, мой талисман» и «Сожженное письмо» — посвящены Елизавете Ксаверьевне Воронцовой, женщине, с которой Пушкин познакомился во время южной ссылки. Эта женщина отличалась не только необыкновенной красотой, но и прекрасным образованием, воспитанием, умением тонко чувствовать. Пушкин полюбил ее, но Воронцова была замужем, и они были вынуждены расстаться. На прощание Воронцова дарит поэту перстень с изображением кабалистических знаков, точно такой же перстень она оставляет у себя. Именно этому перстню Пушкин и посвятил стихотворения «Талисман» и «Храни меня, мой талисман». В «Талисмане» (1827 г) П говорит о том, что получил в подарок талисман, который должен будет спасать его только от несчастной любви. Нельзя не отметить, что Пушкин с некоторой иронией говорит об этом талисмане:
…в бурю, в грозный ураган,
Головы твоей, мой милый,
Не спасет мой талисман.
В стихотворении «Храни меня, мой талисман» (1825 г) П показывает более серьезное отношение к талисману:
Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.
Ведь талисман был подарен любимым человеком. Позже Пушкин в Михайловском часто получал письма, запечатанные таким же перстнем, как у него. Одно из таких писем Елизавета Ксаверьевна попросила поэта сжечь. Поэт долго не может решиться сделать этого, так как письма возлюбленной — это единственное, что у него осталось, но просьба Воронцовой все-таки была выполнена. Это событие Пушкин описывает в стихотворении «Сожженное письмо» (1825 г):
Уж перстня верного утратя впечатленье,
Растопленный сургуч кипит…
О провиденье! Свершилось!
Темные свернулися листы;
На легком пепле их заветные черты
Белеют…
Грудь моя стеснилась.
В конце жизни отношение Пушкина к любви стало совершенно одухотворенным, это особенно ярко видно из стихотворения «Мадона» (1830 г), посвященного будущей жене поэта — Гончаровой. Однажды Пушкин в антикварной лавке увидел картину кисти старинного итальянского мастера. На этой картине была изображена Мадона с младенцем, очень похожая на Гончарову. Пушкин захотел приобрести эту картину, но средств не хватило. Этому событию он и посвятил одно из своих замечательнейших стихотворений. Теперь женщина для него — «чистейшей прелести чистейший образец», Пушкин сравнивает ее с Богородицей. Женщина является хранительницей домашнего очага, символом материнства.
Таким образом, мы видим, что, несмотря на то, что отношение Пушкина к любви менялось на протяжении всей его жизни, одно оставалось неизменным — его способность любить и быть благодарным за любовь. Пушкин с благоговением относится к жизни, воспринимая ее как удивительный божественный дар, а любовь — как своего рода концентрированное, обостренное ощущение жизни. Так же, как жизнь движется по своим законам, так и любовь возникает, расцветает и исчезает. Поэт не видит в этом трагедии, он благодарен судьбе за то, что это прекрасное чувство было в его жизни, потому что его могло и не быть. Яркий пример такого взгляда на любовь — стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» (1829 г):
…и сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.
А это именно потому, что любовь является для Пушкинана источником вдохновения, она помогает ему создавать необыкновенные по своей силе и лиричности произведения.