Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина
Тема вольности является одной из главных тем в лирике А. С. Пушкина. В разные периоды своего творчества поэт по-разному трактует понятие свободы, понимает значение его в жизни общества, в своей личной жизни. Эту тему помогают раскрыть и понять следующие стихотворения: “Вольность”, “Сказки”, “Деревня”, “К Чаадаеву”, “Узник”, “Свободы сеятель пустынный...”, “Пророк”, “Во глубине сибирских руд...”, “Арион”, “Анчар”, “Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит...”, “(Из Пиндемонти)”, “Я памятник себе воздвиг нерукотворный...”.
Проследив эволюцию темы вольности в этих стихотворениях, некоторые из них можно объединить в блоки по периоду, стилю, основной мысли.
Стихотворения “Вольность”, “Сказки”, “К Чаадаеву”, “Деревня” написаны в петербургский период. К этому времени Пушкин уже достиг значительных высот поэтического мастерства, освоил классицизм, романтизм как литературные методы.
Стихотворение “Вольность”, созданное в 1817 году (в послелицейские годы), написано в жанре оды, характерном для поэзии классицизма. Но Пушкин является своего рода новатором, так как впервые в оде воспевает не царей и полководцев, а волю, свободу. Еще в самом начале Пушкин заявляет, в честь кого написана эта ода:
Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок…
В стихотворении используется прием олицетворения (“Свобода”, “Вольность”, “Закон” воспринимаются как что-то живое).
Главная мысль этого стихотворения — закон должен быть превыше всего, власть должна “сочетаться” с ним.
Владыки! вам венец и трон
Дает Закон — а не природа;
Стоите выше вы народа,
Но вечный выше вас Закон…
Но также Пушкин понимает, что не только цари не должны властвовать над законом, но и народ не должен преступать его. Поэт заявляет:
И горе, горе племенам, <...>
Где иль народу, иль царям
Законом властвовать возможно!..
То есть опасность не только неограниченное самодержавие, но и неограниченная демократия. В этом Пушкин опередил своих современников (будущих декабристов), которые выступали лишь за ограничение власти монарха-самодержца. В этом стихотворении юный Пушкин упоминает тех людей, которые были для него идеалами, например французского поэта А. Шенье (“возвышенный Галл”). Также в стихотворении находит отражение работа Руссо “Общественный договор” (о роли закона в обществе). В этот период воззрения Пушкина были близки ко взглядам будущих декабристов, он во многом разделяет их убеждения, и в стихотворении “Вольность” он открыто призывает угнетенных, бесправных людей драться за свою свободу: “Тираны мира! Трепещите! / А вы мужайтесь и внемлите, / Восстаньте, падшие рабы!” Но очевидно, что в это время у Пушкина не сложилась еще своя собственная точка зрения, потому что он еще очень молод и в какой-то степени находится под влиянием чужих взглядов. Поэтому даже в одном и том же стихотворении можно найти много противоречий.
Только что Пушкин призывал к борьбе против угнетателей, но в следующих строках уже осуждает убийство Людовика, так как убийство даже злодея преступно:
Молчит Закон — народ молчит,
Падет преступная секира…
Молчание — знак осуждения, и в этих строчках Пушкин использует прием повтора для усиления мотива вины тех, кто это совершил.
В стихотворении Пушкина есть такие строки:
Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу…
Конечно, в какой-то степени это написано заносчиво, необдуманно, “по юности”, и такое в творчестве Пушкина встречается первый и последний раз.
Это стихотворение звучит очень смело для того времени. В нем Пушкин не только упрекает и осуждает всех властителей, но и касается личности самого Александра I, что в какой-то степени и привело к ссылке поэта.
В конце стихотворения Пушкин выдвигает свою точку зрения, предлагает выход:
Склонитесь первые главой
Под сень надежную Закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой…
Чтобы народы были свободны, должен господствовать закон.
Хотя в стихотворении “Вольность” еще много противоречий, “чужих” суждений, но оно, несомненно, является для этого периода пушкинского творчества одним из главных произведений, раскрывающих тему свободы.
Стихотворение “К Чаадаеву” (1818 г.) написано в жанре послания. Стремление к вольности в этом стихотворении воссоздается поэтом как чувство очень личное. В конце этого стихотворения Пушкин выражает свое кредо, там опять присутствует мотив призыва к разрушению самодержавия:
… Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Стихотворение “Деревня” написано в 1819 году и продолжает традицию жанра идиллии.
Стихотворение состоит из двух частей. В первой сельская местность описывается как райский уголок, где можно найти покой, вдохновение. И эта часть полностью соответствует традиционным представлениям об идиллии. Но во вторую часть Пушкин вносит новое содержание. Части соотнесены по принципу контраста, и вторая часть начинается со слова “но” (Пушкин таким образом подчеркивает их противопоставленность). В этой части Пушкин разоблачает невежественное, жестокое крепостничество (“барство дикое”, “рабство тощее”).
Здесь девы юные цветут
Для прихоти бесчувственной злодея…
В стихотворении также присутствует декабристская терминология (“друг человечества”, “просвещенная Свобода” и т. д.).
В стихотворении “Деревня” есть призыв к царю отменить крепостное право, изменить положение народа не “снизу”, а “сверху”.
Увяжу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством Свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная Заря?
Все эти стихотворения объединяет то, что в них поэт обращается к теме политической свободы, которая на этом этапе становится главной в свободолюбивой лирике Пушкина.
Стихотворение “Узник” (1822 г.) — одно из романтических стихотворений, написанных на тему свободы. Оно построено как исповедь лирического героя, что является одним из признаков романтического произведения, как и неопределенность времени и места действия.
В “Узнике” символом свободы становится орел, который вскормлен в неволе и стремится к свободе. В последнем четверостишье Пушкин использует прием усиления для создания образа свободы, также используется триада — три стихии: гора, безграничные морские просторы и ветер — символы свободы, воли.
В стихотворениях Пушкина звучат не только призывы к борьбе, но и пессимистические ноты. Одним из таких произведений является стихотворение “Свободы сеятель пустынный...” (1823 г.). В нем поэт сравнивает себя с человеком, который оказался один в пустыне и которого никто не слышит. Пушкин воспринимает народ как безответное стадо:
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
В стихотворении “Пророк” (1826 г.) слова “свобода”, “воля” не используются, но важен подтекст: чтобы призывать к свободе, нужно вынести непомерные страдания и муки.
Стихотворения 1827 года “Во глубине сибирских руд...” и “Арион” можно объединить, так как они подчинены одной задаче. Эти произведения написаны в поддержку декабристов, в них Пушкин говорит, что он остался верен своим друзьям и их идеалам:
Я гимны прежние пою…
В стихотворении
“Во глубине сибирских руд...”
Пушкин пытается поддержать своих друзей, он верит в их освобождение и в конечную победу их дела:
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут…
Стихотворение “Арион” написано в аллегорическом ключе, в нем с помощью мифологических образов зашифровано очень актуальное политическое содержание.
Пушкин остается верен декабристам, продолжает воспевать свободу.
Стихотворения “Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит...” (1834 г.) и “(Из Пиндемонти)” (1836 г.) выявляют более зрелые взгляды поэта, его новое отношение к проблеме свободы.
В период “подведения итогов” в творчестве Пушкина идеал свободы политической сменяется идеалом “внутренней свободы”.
В стихотворении “Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит...” “Воля” воспринимается Пушкиным уже не как декабристская “вольность”: поэт стремится к высшей свободе — свободе духовной. Он открыл, нашел для себя эту высшую свободу, как найдет ее для себя потом Пьер Безухов, герой “Войны и мира” Л. Н. Толстого…
В стихотворении “(Из Пиндемонти)” (оно является своеобразной мистификацией, так как Пушкин из цензурных соображений назвал свое собственное произведение переводом из итальянского поэта) духовная свобода противопоставляется “вольности”, которую Пушкин воспевал раньше:
Иные, лучшие, мне дороги права;
Иная, лучшая, потребна мне свобода…
В этом стихотворении поэт выдвигает своего рода жизненную программу. Он понимает, что смысл жизни заключается не в борьбе с властью или преклонении перед нею, а в духовной независимости, в наслаждении “божественной” красотой природы и “созданьями искусств и вдохновенья”, а также — и, может быть, в первую очередь — в творчестве.
Тема свободы возникает и в стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный...” (1836 г.).
Это своего рода подведение итогов всей творческой жизни Пушкина, его поэтическое завещание, в котором политическая вольность и духовная свобода сливаются в единое гармоничное целое:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал…
Проследив эволюцию темы вольности в этих стихотворениях, некоторые из них можно объединить в блоки по периоду, стилю, основной мысли.
Стихотворения “Вольность”, “Сказки”, “К Чаадаеву”, “Деревня” написаны в петербургский период. К этому времени Пушкин уже достиг значительных высот поэтического мастерства, освоил классицизм, романтизм как литературные методы.
Стихотворение “Вольность”, созданное в 1817 году (в послелицейские годы), написано в жанре оды, характерном для поэзии классицизма. Но Пушкин является своего рода новатором, так как впервые в оде воспевает не царей и полководцев, а волю, свободу. Еще в самом начале Пушкин заявляет, в честь кого написана эта ода:
Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок…
В стихотворении используется прием олицетворения (“Свобода”, “Вольность”, “Закон” воспринимаются как что-то живое).
Главная мысль этого стихотворения — закон должен быть превыше всего, власть должна “сочетаться” с ним.
Владыки! вам венец и трон
Дает Закон — а не природа;
Стоите выше вы народа,
Но вечный выше вас Закон…
Но также Пушкин понимает, что не только цари не должны властвовать над законом, но и народ не должен преступать его. Поэт заявляет:
И горе, горе племенам, <...>
Где иль народу, иль царям
Законом властвовать возможно!..
То есть опасность не только неограниченное самодержавие, но и неограниченная демократия. В этом Пушкин опередил своих современников (будущих декабристов), которые выступали лишь за ограничение власти монарха-самодержца. В этом стихотворении юный Пушкин упоминает тех людей, которые были для него идеалами, например французского поэта А. Шенье (“возвышенный Галл”). Также в стихотворении находит отражение работа Руссо “Общественный договор” (о роли закона в обществе). В этот период воззрения Пушкина были близки ко взглядам будущих декабристов, он во многом разделяет их убеждения, и в стихотворении “Вольность” он открыто призывает угнетенных, бесправных людей драться за свою свободу: “Тираны мира! Трепещите! / А вы мужайтесь и внемлите, / Восстаньте, падшие рабы!” Но очевидно, что в это время у Пушкина не сложилась еще своя собственная точка зрения, потому что он еще очень молод и в какой-то степени находится под влиянием чужих взглядов. Поэтому даже в одном и том же стихотворении можно найти много противоречий.
Только что Пушкин призывал к борьбе против угнетателей, но в следующих строках уже осуждает убийство Людовика, так как убийство даже злодея преступно:
Молчит Закон — народ молчит,
Падет преступная секира…
Молчание — знак осуждения, и в этих строчках Пушкин использует прием повтора для усиления мотива вины тех, кто это совершил.
В стихотворении Пушкина есть такие строки:
Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу…
Конечно, в какой-то степени это написано заносчиво, необдуманно, “по юности”, и такое в творчестве Пушкина встречается первый и последний раз.
Это стихотворение звучит очень смело для того времени. В нем Пушкин не только упрекает и осуждает всех властителей, но и касается личности самого Александра I, что в какой-то степени и привело к ссылке поэта.
В конце стихотворения Пушкин выдвигает свою точку зрения, предлагает выход:
Склонитесь первые главой
Под сень надежную Закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой…
Чтобы народы были свободны, должен господствовать закон.
Хотя в стихотворении “Вольность” еще много противоречий, “чужих” суждений, но оно, несомненно, является для этого периода пушкинского творчества одним из главных произведений, раскрывающих тему свободы.
Стихотворение “К Чаадаеву” (1818 г.) написано в жанре послания. Стремление к вольности в этом стихотворении воссоздается поэтом как чувство очень личное. В конце этого стихотворения Пушкин выражает свое кредо, там опять присутствует мотив призыва к разрушению самодержавия:
… Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Стихотворение “Деревня” написано в 1819 году и продолжает традицию жанра идиллии.
Стихотворение состоит из двух частей. В первой сельская местность описывается как райский уголок, где можно найти покой, вдохновение. И эта часть полностью соответствует традиционным представлениям об идиллии. Но во вторую часть Пушкин вносит новое содержание. Части соотнесены по принципу контраста, и вторая часть начинается со слова “но” (Пушкин таким образом подчеркивает их противопоставленность). В этой части Пушкин разоблачает невежественное, жестокое крепостничество (“барство дикое”, “рабство тощее”).
Здесь девы юные цветут
Для прихоти бесчувственной злодея…
В стихотворении также присутствует декабристская терминология (“друг человечества”, “просвещенная Свобода” и т. д.).
В стихотворении “Деревня” есть призыв к царю отменить крепостное право, изменить положение народа не “снизу”, а “сверху”.
Увяжу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством Свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная Заря?
Все эти стихотворения объединяет то, что в них поэт обращается к теме политической свободы, которая на этом этапе становится главной в свободолюбивой лирике Пушкина.
Стихотворение “Узник” (1822 г.) — одно из романтических стихотворений, написанных на тему свободы. Оно построено как исповедь лирического героя, что является одним из признаков романтического произведения, как и неопределенность времени и места действия.
В “Узнике” символом свободы становится орел, который вскормлен в неволе и стремится к свободе. В последнем четверостишье Пушкин использует прием усиления для создания образа свободы, также используется триада — три стихии: гора, безграничные морские просторы и ветер — символы свободы, воли.
В стихотворениях Пушкина звучат не только призывы к борьбе, но и пессимистические ноты. Одним из таких произведений является стихотворение “Свободы сеятель пустынный...” (1823 г.). В нем поэт сравнивает себя с человеком, который оказался один в пустыне и которого никто не слышит. Пушкин воспринимает народ как безответное стадо:
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
В стихотворении “Пророк” (1826 г.) слова “свобода”, “воля” не используются, но важен подтекст: чтобы призывать к свободе, нужно вынести непомерные страдания и муки.
Стихотворения 1827 года “Во глубине сибирских руд...” и “Арион” можно объединить, так как они подчинены одной задаче. Эти произведения написаны в поддержку декабристов, в них Пушкин говорит, что он остался верен своим друзьям и их идеалам:
Я гимны прежние пою…
В стихотворении
“Во глубине сибирских руд...”
Пушкин пытается поддержать своих друзей, он верит в их освобождение и в конечную победу их дела:
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут…
Стихотворение “Арион” написано в аллегорическом ключе, в нем с помощью мифологических образов зашифровано очень актуальное политическое содержание.
Пушкин остается верен декабристам, продолжает воспевать свободу.
Стихотворения “Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит...” (1834 г.) и “(Из Пиндемонти)” (1836 г.) выявляют более зрелые взгляды поэта, его новое отношение к проблеме свободы.
В период “подведения итогов” в творчестве Пушкина идеал свободы политической сменяется идеалом “внутренней свободы”.
В стихотворении “Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит...” “Воля” воспринимается Пушкиным уже не как декабристская “вольность”: поэт стремится к высшей свободе — свободе духовной. Он открыл, нашел для себя эту высшую свободу, как найдет ее для себя потом Пьер Безухов, герой “Войны и мира” Л. Н. Толстого…
В стихотворении “(Из Пиндемонти)” (оно является своеобразной мистификацией, так как Пушкин из цензурных соображений назвал свое собственное произведение переводом из итальянского поэта) духовная свобода противопоставляется “вольности”, которую Пушкин воспевал раньше:
Иные, лучшие, мне дороги права;
Иная, лучшая, потребна мне свобода…
В этом стихотворении поэт выдвигает своего рода жизненную программу. Он понимает, что смысл жизни заключается не в борьбе с властью или преклонении перед нею, а в духовной независимости, в наслаждении “божественной” красотой природы и “созданьями искусств и вдохновенья”, а также — и, может быть, в первую очередь — в творчестве.
Тема свободы возникает и в стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный...” (1836 г.).
Это своего рода подведение итогов всей творческой жизни Пушкина, его поэтическое завещание, в котором политическая вольность и духовная свобода сливаются в единое гармоничное целое:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал…