Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина
А. С. Пушкин — великий русский национальный поэт, основоположник реализма в русской литературе и русского литературного языка. В своем творчестве он уделял большое внимание теме свободы. В стихотворениях “Вольность”, “К Чаадаеву”, “Деревня”, “Во глубине сибирских руд”, “Арион”, “Я памятник себе воздвиг нерукотворный...” и ряде других отразилось его понимание таких категорий, как “свобода”, “вольность”.
В первый период своего творчества — период окончания лицея и проживания в Петербурге- до 1820 года- понятие свободы у него было связано с понятием политической свободы.
В 1817 году он пишет оду “Вольность”, которая явилась примером гражданской витийственной лирики. Ода продолжает традиции классицизма, но развивает их в декабристском направлении. Она делает Пушкина одним из первых поэтов-декабристов.
В первой части поэт обращается к певице свободы и просит у нее вдохновения для создания стихов, чтобы “воспеть свободу миру, на тронах поразить порок”. Выступая против тирании, поэт призывает угнетенных восстать:
Тираны мира! трепещите!
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы.
Затем автор размышляет о том, что для счастья народа необходимо сочетание свободы и законов. Граждане должны быть равны в своих правах и обязанностях. Он пишет об убитом Людовике XVI — “мученике ошибок славных”, указывая при этом не только на то, что неповинующиеся закону должны быть наказаны, но и проводит мысль, что путем революций и бунтов к свободе тоже не прийти. Смерть Людовика он сравнивает с убийством Павла I. Воспевая конституционную монархию, в конце оды он призывает царей:
Склонитесь первые главой
Под сень надежную закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой.
Продолжая мысли оды “Вольность”, в 1818 году Пушкин пишет стихотворение “К Чаадаеву”, в котором идеи вольности сливаются с идеями патриотизма и любви к родине. Жанр стихотворения — дружеское послание — приобретает черты послания политического. В нем возникает два образа: “власть роковая” и “Отчизна”. В сопоставлении этих образов прослеживается мысль о тяжелом положении родины, народа “под гнетом власти роковой”. В обращении “товарищ” появляется новый оттенок — соратник в борьбе, единомышленник. В стихотворении много политической лексики и архаизмов, что соответствует высокому гражданскому пафосу произведения. Стихотворение проникнуто боевым, революционным духом и пламенным патриотизмом, заканчивается оптимистически: восход звезды символизирует победу дела освобождения.
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена.
В 1819 году мысли Пушкина более конкретизировались, и в стихотворении “Деревня” он уже не предается абстрактной идее свободы, а рисует конкретные картины современной ему России. “Деревня” — это выступление поэта по одному из важнейших вопросов того времени — вопросу о крепостном праве. Оно выражало чаяния передовой дворянской молодежи. Стихотворение построено по принципу антитезы. В первой части поэт рисует идиллическую картину природы, в которой отсутствует борьба и противоречия. Это детально выписанный пейзаж. В нем легко угадываются окрестности Михайловского.
Здесь вижу двух озер лазурные равнины,
Где парус рыбаря белеет иногда,
За ними ряд холмов и нивы полосаты,
Вдали рассыпанные хаты,
На влажных берегах бродящие стада,
Овины дымные и мельницы крилаты;
Везде следы довольства и труда…
Вторая часть противопоставлена первой. Автор приводит ужасающие факты крепостничества:
Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
(...)
Здесь рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого владельца.
Здесь тягостный ярем до гроба все влекут…
Возникающие образы “барства дикого” и “рабства тощего” — это обобщенные образы помещиков и крепостных крестьян. Стихотворение заканчивает риторическим вопросом:
Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?
Во время южной ссылки мысли поэта о свободе претерпели изменения. В этот период Пушкин находился в плену романтизма и поклонялся, как все тогдашние молодые люди, великим личностям: Байрону и Наполеону. Понятие “свобода” приобрело абсолютное, абстрактное значение. Поэт, увлеченный идеями революций в Греции и Италии, пишет стихи о побеге в “мир вольных стихий”. В стихотворении “Узник” мы видим мотив побега. Здесь же присутствуют постоянные романтические символы: море, отдаленные берега, ветер, ночь, звезды, облака. Эти “вольные стихии” противопоставлены несвободному миру с его “темницами сырыми” и “решетками”. В элегии “К морю” поэт прощается со свободной стихией — океаном, который воплощает в себе могучие силы природы, идеал абсолютной свободы:
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
В 1823 году поэт переживает мировоззренческий кризис, изменивший его свободолюбивые идеалы. Он разочаровывается в освободительных движениях. Результатом этого явилось стихотворение “Свободы сеятель пустынный”, в котором ярко показано отношение автора к людям, не способным к борьбе за свободу и не желающим быть свободными:
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
В произведениях этого периода появляется и новое, приземленное понятие свободы — свободы материальной. Так, в стихотворении “Разговор книгопродавца с поэтом” он высказывает такую истину: “В наш век жестокий без денег и свободы нет”.
События 14 декабря 1825 года очень повлияли на Пушкина. Среди декабристов было много его друзей и товарищей. После поражения восстания Пушкин вновь задумывается над тем, что такое свобода и какой ценой она достается. Он пишет ряд стихотворений, адресованных друзьям-декабристам. Среди них послание в Сибирь “Во глубине сибирских руд”, отправленное с отъезжающей к мужу Муравьевой. В нем Пушкин хотел поддержать моральный дух своих друзей. Он верил, что дело свободы победит и тогда “оковы тяжкие падут, темницы рухнут”. Он остался верен делу декабристов, говоря о том, что их “скорбный труд” не пропал, на их место пришли новые борцы. В стихотворении “Арион” поэт как бы воссоздает ход событий до и после декабрьского восстания. В основу стихотворения положен известный миф о древнегреческом поэте и певце Арионе. Пушкин изменил ситуацию античной легенды. Певец окружен друзьями, а не врагами, дружно плывущими к единой цели, направляемые твердой рукой “кормщика умного”. Поэт поет песни “беспечной веры полн” в торжество общего дела. Затем появляется образ “грозового вихря”, в результате которого “погиб и кормщик, и пловец”, но “таинственный певец” “выброшен на берег волною”. Он остается верен своим идеалам и помыслам:
Я гимны прежние пою
И ризу влажную мою
Сушу на солнце под скалою.
В конце двадцатых годов у Пушкина появляется ряд стихотворений, посвященных свободе творчества. Поэтическая свобода — это независимость поэта и его деятельности от мнения толпы “непросвещенной”, и добиться этого можно, лишь следуя своему вдохновению, “велению Музы”. Это особенно ярко прослеживается в стихотворениях “Поэт” (1827), “Поэт и толпа” (1828), “Поэту” (1830).
Поэт! Не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум,
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
В зрелые годы у Пушкина происходит новая переоценка ценностей. У него возникает новый образ свободы — свободы личной, внутренней. Он хочет покоя в жизни, отказываясь от прежних идеалов революционной свободы. “На свете счастья нет, но есть покой и воля”, — пишет он в стихотворении “Пора, мой друг, пора!” (1834), а в стихотворении “Из Пиндемонти” (1836) лишь подтверждает эту мысль:
Иная, лучшая потребна мне свобода…
… себе лишь самому
Служить и угождать.
По прихоте своей скитаться здесь и там.
Дивясь божественным природы красотам.
Стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный” (1836) является в определенном смысле поэтическим завещанием поэта, в котором он подводит итог своему творчеству. Главную свою заслугу он видит в том,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Итак, идеалы свободы постоянно претерпевали изменения на протяжении всей жизни поэта. Это было обусловлено как обстановкой в стране, так и личными фактами биографии поэта. Но несмотря ни на что, Пушкин всегда оставался великим вольнодумцем и проповедником свободы во всех ее проявлениях.
В первый период своего творчества — период окончания лицея и проживания в Петербурге- до 1820 года- понятие свободы у него было связано с понятием политической свободы.
В 1817 году он пишет оду “Вольность”, которая явилась примером гражданской витийственной лирики. Ода продолжает традиции классицизма, но развивает их в декабристском направлении. Она делает Пушкина одним из первых поэтов-декабристов.
В первой части поэт обращается к певице свободы и просит у нее вдохновения для создания стихов, чтобы “воспеть свободу миру, на тронах поразить порок”. Выступая против тирании, поэт призывает угнетенных восстать:
Тираны мира! трепещите!
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы.
Затем автор размышляет о том, что для счастья народа необходимо сочетание свободы и законов. Граждане должны быть равны в своих правах и обязанностях. Он пишет об убитом Людовике XVI — “мученике ошибок славных”, указывая при этом не только на то, что неповинующиеся закону должны быть наказаны, но и проводит мысль, что путем революций и бунтов к свободе тоже не прийти. Смерть Людовика он сравнивает с убийством Павла I. Воспевая конституционную монархию, в конце оды он призывает царей:
Склонитесь первые главой
Под сень надежную закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой.
Продолжая мысли оды “Вольность”, в 1818 году Пушкин пишет стихотворение “К Чаадаеву”, в котором идеи вольности сливаются с идеями патриотизма и любви к родине. Жанр стихотворения — дружеское послание — приобретает черты послания политического. В нем возникает два образа: “власть роковая” и “Отчизна”. В сопоставлении этих образов прослеживается мысль о тяжелом положении родины, народа “под гнетом власти роковой”. В обращении “товарищ” появляется новый оттенок — соратник в борьбе, единомышленник. В стихотворении много политической лексики и архаизмов, что соответствует высокому гражданскому пафосу произведения. Стихотворение проникнуто боевым, революционным духом и пламенным патриотизмом, заканчивается оптимистически: восход звезды символизирует победу дела освобождения.
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена.
В 1819 году мысли Пушкина более конкретизировались, и в стихотворении “Деревня” он уже не предается абстрактной идее свободы, а рисует конкретные картины современной ему России. “Деревня” — это выступление поэта по одному из важнейших вопросов того времени — вопросу о крепостном праве. Оно выражало чаяния передовой дворянской молодежи. Стихотворение построено по принципу антитезы. В первой части поэт рисует идиллическую картину природы, в которой отсутствует борьба и противоречия. Это детально выписанный пейзаж. В нем легко угадываются окрестности Михайловского.
Здесь вижу двух озер лазурные равнины,
Где парус рыбаря белеет иногда,
За ними ряд холмов и нивы полосаты,
Вдали рассыпанные хаты,
На влажных берегах бродящие стада,
Овины дымные и мельницы крилаты;
Везде следы довольства и труда…
Вторая часть противопоставлена первой. Автор приводит ужасающие факты крепостничества:
Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
(...)
Здесь рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого владельца.
Здесь тягостный ярем до гроба все влекут…
Возникающие образы “барства дикого” и “рабства тощего” — это обобщенные образы помещиков и крепостных крестьян. Стихотворение заканчивает риторическим вопросом:
Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?
Во время южной ссылки мысли поэта о свободе претерпели изменения. В этот период Пушкин находился в плену романтизма и поклонялся, как все тогдашние молодые люди, великим личностям: Байрону и Наполеону. Понятие “свобода” приобрело абсолютное, абстрактное значение. Поэт, увлеченный идеями революций в Греции и Италии, пишет стихи о побеге в “мир вольных стихий”. В стихотворении “Узник” мы видим мотив побега. Здесь же присутствуют постоянные романтические символы: море, отдаленные берега, ветер, ночь, звезды, облака. Эти “вольные стихии” противопоставлены несвободному миру с его “темницами сырыми” и “решетками”. В элегии “К морю” поэт прощается со свободной стихией — океаном, который воплощает в себе могучие силы природы, идеал абсолютной свободы:
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
В 1823 году поэт переживает мировоззренческий кризис, изменивший его свободолюбивые идеалы. Он разочаровывается в освободительных движениях. Результатом этого явилось стихотворение “Свободы сеятель пустынный”, в котором ярко показано отношение автора к людям, не способным к борьбе за свободу и не желающим быть свободными:
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
В произведениях этого периода появляется и новое, приземленное понятие свободы — свободы материальной. Так, в стихотворении “Разговор книгопродавца с поэтом” он высказывает такую истину: “В наш век жестокий без денег и свободы нет”.
События 14 декабря 1825 года очень повлияли на Пушкина. Среди декабристов было много его друзей и товарищей. После поражения восстания Пушкин вновь задумывается над тем, что такое свобода и какой ценой она достается. Он пишет ряд стихотворений, адресованных друзьям-декабристам. Среди них послание в Сибирь “Во глубине сибирских руд”, отправленное с отъезжающей к мужу Муравьевой. В нем Пушкин хотел поддержать моральный дух своих друзей. Он верил, что дело свободы победит и тогда “оковы тяжкие падут, темницы рухнут”. Он остался верен делу декабристов, говоря о том, что их “скорбный труд” не пропал, на их место пришли новые борцы. В стихотворении “Арион” поэт как бы воссоздает ход событий до и после декабрьского восстания. В основу стихотворения положен известный миф о древнегреческом поэте и певце Арионе. Пушкин изменил ситуацию античной легенды. Певец окружен друзьями, а не врагами, дружно плывущими к единой цели, направляемые твердой рукой “кормщика умного”. Поэт поет песни “беспечной веры полн” в торжество общего дела. Затем появляется образ “грозового вихря”, в результате которого “погиб и кормщик, и пловец”, но “таинственный певец” “выброшен на берег волною”. Он остается верен своим идеалам и помыслам:
Я гимны прежние пою
И ризу влажную мою
Сушу на солнце под скалою.
В конце двадцатых годов у Пушкина появляется ряд стихотворений, посвященных свободе творчества. Поэтическая свобода — это независимость поэта и его деятельности от мнения толпы “непросвещенной”, и добиться этого можно, лишь следуя своему вдохновению, “велению Музы”. Это особенно ярко прослеживается в стихотворениях “Поэт” (1827), “Поэт и толпа” (1828), “Поэту” (1830).
Поэт! Не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум,
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
В зрелые годы у Пушкина происходит новая переоценка ценностей. У него возникает новый образ свободы — свободы личной, внутренней. Он хочет покоя в жизни, отказываясь от прежних идеалов революционной свободы. “На свете счастья нет, но есть покой и воля”, — пишет он в стихотворении “Пора, мой друг, пора!” (1834), а в стихотворении “Из Пиндемонти” (1836) лишь подтверждает эту мысль:
Иная, лучшая потребна мне свобода…
… себе лишь самому
Служить и угождать.
По прихоте своей скитаться здесь и там.
Дивясь божественным природы красотам.
Стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный” (1836) является в определенном смысле поэтическим завещанием поэта, в котором он подводит итог своему творчеству. Главную свою заслугу он видит в том,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Итак, идеалы свободы постоянно претерпевали изменения на протяжении всей жизни поэта. Это было обусловлено как обстановкой в стране, так и личными фактами биографии поэта. Но несмотря ни на что, Пушкин всегда оставался великим вольнодумцем и проповедником свободы во всех ее проявлениях.