ВРЕМЕНА ГОДА В ПОЭЗИИ А. С. ПУШКИНА
ВРЕМЕНА ГОДА В ПОЭЗИИ А. С. ПУШКИНА
Для А. С. Пушкина природа была источником вдохновения, в его поэзии есть описание всех времен года.
В раннем творчестве поэта мы находим пейзаж, который описывался в основном политически, с характерными условными образами. Времена года его не оформлены в самостоятельную тему. Пейзаж в таких стихотворениях порой является символическим фоном для размышлений лирического героя.
Например, в стихотворении «Деревня» идиллическое описание природы призвано подчеркнуть ужас рабства и произвола непросвещенных помещиков. В стихотворении «Погасло дневное светило...» морская стихия — символ свободы, достижение которой для поэта невозможно. Этот же образ моря в другом раннем тексте Пушкина — «К морю» символизирует романтическое направление в литературе и в образе мыслей, от следования которому поэт отказывается.
Более поздняя поэзия Пушкина реалистична, поэтому в описании пейзажа неизменно есть детали, указывающие на время года. В поэзии Пушкина яркими красками нарисованы лето, осень, зима, весна.
Отношение поэта ко всем временам года можно найти в стихотворении «Осень». Оно содержит почти все мотивы пейзажной поэзии Пушкина, посвященной разным временам года.
Попробуем «расшифровать» мотивы стихотворения «Осень» с помощью других стихотворений Пушкина о природе и отрывков из романа «Евгений Онегин».
Весна, пора пробуждения и возрождения всего живого, лирическому герою стихотворения «Осень» скучна и наводит тоску. Об этом же чувстве говорится в стихотворении «Весна, весна, пора любви...», где на лирического героя весна «наводит скуку», томленье и «томное волненье». Даже физическое состояние одинаково в это время года у обоих героев стихотворений: «весной я болен» («Осень») и «тяжко мне» («Весна, весна, пора любви...»).
В седьмой главе «Евгения Онегина» в I-III строфах описание наступившей весны и чувства автора, связанные с этим временем года, очень схожи с тем, что говорится в двух упомянутых стихотворениях. Во II строфу седьмой главы с небольшими изменениями вошло стихотворение «Весна, весна, пора любви...». То, что «синея блещут небеса» и природа «улыбкой ясной» встречает весну, в повествователе не вызывает положительных эмоций: все вокруг «ликует и блестит», но не радует лирического героя. То, что должно оживлять лучшие чувства в душе человека, на душу лирического героя, «мертвую давно», не оказывает такого чудотворного воздействия. Подобно этому весна «живит» Евгения Онегина, но не приносит ему ничего, кроме страданий.
Вернемся к стихотворению «Осень». На основании этого текста можно сделать вывод, что Пушкин, как и весну, не любит и лето за «зной, да пыль», за комаров, мух и жару. Вероятно, прозвучавшая в «Евгении Онегине» мысль о краткости этой поры: «лето быстрое летит» (глава седьмая, строфа XXIX) — «мелькнет и нет» (глава четвертая, строфа XL), высказана с некоторой долей облегчения.
В «Осени» есть фраза, что лирический герой зимой «более доволен», чем летом и весной. Что же нравится ему в зиме? Отвечая на этот вопрос, Пушкин рисует целый ряд образов, милых его сердцу: снега, «зимних праздников блестящие тревоги», катание на коньках, луну и бег саней. Все эти мотивы развиты Пушкиным в поэтических текстах, посвященных зиме. Эта снежная пора может быть суровой, как, например, в стихотворении «Бесы»: путник заблудился «в чистом поле» во время метели. «Снег летучий» мешает лирическому герою найти верную дорогу, даже луна не освещает пути, «невидимкою» скользя по небосводу, и кажется, что эта снежная стихия никогда не станет благосклонной к человеку. Однако в стихотворении «Зимнее утро» описывается тихое великолепное утро после бури. Если вчера «вьюга злилась, на мутном небе мгла носилась», то сегодня «мороз и солнце; день чудесный», и снег лежит «великолепными коврами». После чудесного дня наступает ясная зимняя ночь. О тоскливой езде на тройке именно в такую ночь рассказывают еще два стихотворения Пушкина: «Зимняя дорога» и «В поле чистом...». Оба текста проникнуты одним и тем же настроением, скукой, и даже образный ряд в них схож. Луна, неизменный элемент всех стихотворений Пушкина о зиме, есть и в этих текстах: «пробирается луна», «льет печально свет она», «отуманен лунный лик» («Зимняя дорога») и «светит месяц» («В поле чистом...»). Можно провести еще одно текстуальное сравнение этих двух произведений. В стихотворении «Зимняя дорога» написано: «тройка борзая бежит», и в тексте «В поле чистом...» — аналогично: «тройка мчится». В стихотворении «В поле чистом...» Пушкин с восхищением описывает «снег волнистый и рябой», который в пятой главе «Евгения Онегина» (I строфа) был назван автором «зимы блистательным ковром».
Еще один мотив, мотив зимних праздников, обозначенный в стихотворении «Осень», звучит и в «Евгении Онегине». «Мгла крещенских вечеров» (глава пятая, строфа III) завораживала Татьяну Ларину, которая в праздничные ночи гадала.
Однако зимними днями порой трудно найти себе занятие. В такие часы лирический герой стихотворения «Зима» заметил: «медленно глотаю скуки яд». О занятиях, которые могут помочь развеять тоску, Пушкин говорит в стихотворении «Зима» и в пятой главе, строфе XLIII «Евгения Онегина». Противоядия от скуки в обоих текстах те же: можно выпить «чашку чая», «возиться со старыми журналами соседа» («Евгений Онегин») или проверять «расход» («Зима»), кататься на коньках, сесть «на коня» («Зима») и «скакать верхом» («Евгений Онегин») и, наконец, читать. В стихотворении «Зима» Пушкин дополняет этот список «разговором», «встречами» с приятными людьми.
Кроме скуки зима для Пушкина имеет еще один недостаток: она не стимулирует его творчество. Лирический герой стихотворения «Зима» замечает: «теряю все права над рифмой». Осенью же, наоборот, в душе поэта «пробуждается поэзия». Этому творческому подъему способствует «прощальная краса» (стихотворение «Осень») увядающей природы. Действительно, осенью «краса тихая» («Осень») окружает поэта, а «служенье муз не терпит суеты» («19 октября»).
Осенняя природа напоминает Пушкину «чахоточную де-ву» («Осень»), она «трепетна, бледна, как жертва, пышно убрана» (седьмая глава, строфа XXIX «Евгения Онегина»). Природа одета в золото и багровый цвет: в стихотворении «19 октября» есть строчки о том, как лес роняет «багряный свой убор», а в седьмой главе «Евгения Онегина» употреблен эпитет «осень золотая».
Именно из-за этой тихой красоты, которая пробуждает все самое лучшее в человеке, Пушкин любит осень больше, чем другие времена года.
Все состояния природы описаны Пушкиным в поэтических текстах, потому что каждое время года совпадало у поэта с определенным состоянием души, которое автор мастерски облекал в слова.
Для А. С. Пушкина природа была источником вдохновения, в его поэзии есть описание всех времен года.
В раннем творчестве поэта мы находим пейзаж, который описывался в основном политически, с характерными условными образами. Времена года его не оформлены в самостоятельную тему. Пейзаж в таких стихотворениях порой является символическим фоном для размышлений лирического героя.
Например, в стихотворении «Деревня» идиллическое описание природы призвано подчеркнуть ужас рабства и произвола непросвещенных помещиков. В стихотворении «Погасло дневное светило...» морская стихия — символ свободы, достижение которой для поэта невозможно. Этот же образ моря в другом раннем тексте Пушкина — «К морю» символизирует романтическое направление в литературе и в образе мыслей, от следования которому поэт отказывается.
Более поздняя поэзия Пушкина реалистична, поэтому в описании пейзажа неизменно есть детали, указывающие на время года. В поэзии Пушкина яркими красками нарисованы лето, осень, зима, весна.
Отношение поэта ко всем временам года можно найти в стихотворении «Осень». Оно содержит почти все мотивы пейзажной поэзии Пушкина, посвященной разным временам года.
Попробуем «расшифровать» мотивы стихотворения «Осень» с помощью других стихотворений Пушкина о природе и отрывков из романа «Евгений Онегин».
Весна, пора пробуждения и возрождения всего живого, лирическому герою стихотворения «Осень» скучна и наводит тоску. Об этом же чувстве говорится в стихотворении «Весна, весна, пора любви...», где на лирического героя весна «наводит скуку», томленье и «томное волненье». Даже физическое состояние одинаково в это время года у обоих героев стихотворений: «весной я болен» («Осень») и «тяжко мне» («Весна, весна, пора любви...»).
В седьмой главе «Евгения Онегина» в I-III строфах описание наступившей весны и чувства автора, связанные с этим временем года, очень схожи с тем, что говорится в двух упомянутых стихотворениях. Во II строфу седьмой главы с небольшими изменениями вошло стихотворение «Весна, весна, пора любви...». То, что «синея блещут небеса» и природа «улыбкой ясной» встречает весну, в повествователе не вызывает положительных эмоций: все вокруг «ликует и блестит», но не радует лирического героя. То, что должно оживлять лучшие чувства в душе человека, на душу лирического героя, «мертвую давно», не оказывает такого чудотворного воздействия. Подобно этому весна «живит» Евгения Онегина, но не приносит ему ничего, кроме страданий.
Вернемся к стихотворению «Осень». На основании этого текста можно сделать вывод, что Пушкин, как и весну, не любит и лето за «зной, да пыль», за комаров, мух и жару. Вероятно, прозвучавшая в «Евгении Онегине» мысль о краткости этой поры: «лето быстрое летит» (глава седьмая, строфа XXIX) — «мелькнет и нет» (глава четвертая, строфа XL), высказана с некоторой долей облегчения.
В «Осени» есть фраза, что лирический герой зимой «более доволен», чем летом и весной. Что же нравится ему в зиме? Отвечая на этот вопрос, Пушкин рисует целый ряд образов, милых его сердцу: снега, «зимних праздников блестящие тревоги», катание на коньках, луну и бег саней. Все эти мотивы развиты Пушкиным в поэтических текстах, посвященных зиме. Эта снежная пора может быть суровой, как, например, в стихотворении «Бесы»: путник заблудился «в чистом поле» во время метели. «Снег летучий» мешает лирическому герою найти верную дорогу, даже луна не освещает пути, «невидимкою» скользя по небосводу, и кажется, что эта снежная стихия никогда не станет благосклонной к человеку. Однако в стихотворении «Зимнее утро» описывается тихое великолепное утро после бури. Если вчера «вьюга злилась, на мутном небе мгла носилась», то сегодня «мороз и солнце; день чудесный», и снег лежит «великолепными коврами». После чудесного дня наступает ясная зимняя ночь. О тоскливой езде на тройке именно в такую ночь рассказывают еще два стихотворения Пушкина: «Зимняя дорога» и «В поле чистом...». Оба текста проникнуты одним и тем же настроением, скукой, и даже образный ряд в них схож. Луна, неизменный элемент всех стихотворений Пушкина о зиме, есть и в этих текстах: «пробирается луна», «льет печально свет она», «отуманен лунный лик» («Зимняя дорога») и «светит месяц» («В поле чистом...»). Можно провести еще одно текстуальное сравнение этих двух произведений. В стихотворении «Зимняя дорога» написано: «тройка борзая бежит», и в тексте «В поле чистом...» — аналогично: «тройка мчится». В стихотворении «В поле чистом...» Пушкин с восхищением описывает «снег волнистый и рябой», который в пятой главе «Евгения Онегина» (I строфа) был назван автором «зимы блистательным ковром».
Еще один мотив, мотив зимних праздников, обозначенный в стихотворении «Осень», звучит и в «Евгении Онегине». «Мгла крещенских вечеров» (глава пятая, строфа III) завораживала Татьяну Ларину, которая в праздничные ночи гадала.
Однако зимними днями порой трудно найти себе занятие. В такие часы лирический герой стихотворения «Зима» заметил: «медленно глотаю скуки яд». О занятиях, которые могут помочь развеять тоску, Пушкин говорит в стихотворении «Зима» и в пятой главе, строфе XLIII «Евгения Онегина». Противоядия от скуки в обоих текстах те же: можно выпить «чашку чая», «возиться со старыми журналами соседа» («Евгений Онегин») или проверять «расход» («Зима»), кататься на коньках, сесть «на коня» («Зима») и «скакать верхом» («Евгений Онегин») и, наконец, читать. В стихотворении «Зима» Пушкин дополняет этот список «разговором», «встречами» с приятными людьми.
Кроме скуки зима для Пушкина имеет еще один недостаток: она не стимулирует его творчество. Лирический герой стихотворения «Зима» замечает: «теряю все права над рифмой». Осенью же, наоборот, в душе поэта «пробуждается поэзия». Этому творческому подъему способствует «прощальная краса» (стихотворение «Осень») увядающей природы. Действительно, осенью «краса тихая» («Осень») окружает поэта, а «служенье муз не терпит суеты» («19 октября»).
Осенняя природа напоминает Пушкину «чахоточную де-ву» («Осень»), она «трепетна, бледна, как жертва, пышно убрана» (седьмая глава, строфа XXIX «Евгения Онегина»). Природа одета в золото и багровый цвет: в стихотворении «19 октября» есть строчки о том, как лес роняет «багряный свой убор», а в седьмой главе «Евгения Онегина» употреблен эпитет «осень золотая».
Именно из-за этой тихой красоты, которая пробуждает все самое лучшее в человеке, Пушкин любит осень больше, чем другие времена года.
Все состояния природы описаны Пушкиным в поэтических текстах, потому что каждое время года совпадало у поэта с определенным состоянием души, которое автор мастерски облекал в слова.