Русские сочинения - Пушкин А.С. - Разное - ВРЕМЕНА ГОДА В ПОЭЗИИ А. С. ПУШКИНА

ВРЕМЕНА ГОДА В ПОЭЗИИ А. С. ПУШКИНА

ВРЕМЕНА ГОДА В ПОЭЗИИ А. С.ПУШКИНА.
Для А. С. Пушкина природа была источникомвдохновения, в его поэзии есть описаниевсех времен года.
В раннем творчестве поэта мы находим пейзаж,который описывался в основном политически,с характерными условными образа­ми.Времена года его не оформлены всамостоятельную тему. Пейзаж в такихстихотворениях порой являетсясимволическим фоном для размышленийлирического героя.
Например, в стихотворении “Деревня”идиллическое описание природы призваноподчеркнуть ужас рабства и произволанепросвещенных помещиков. В стихотворении“Погасло дневное светило...” морскаястихия — символ свободы, достижение которойдля поэта невозможно. Этот же образ моря вдругом раннем тексте Пушки­на — “К морю”символизирует романтическое направление влитературе и в образе мыслей, от следованиякоторому поэт отказывается.
Более поздняя поэзия Пушкина реалистична,поэтому в описании пейзажа неизменно естьдетали, указывающие на время года. В поэзииПушкина яркими красками нарисованы лето,осень, зима, весна.
Отношение поэта ко всем временам года можнонайти в стихо­творении “Осень”. Оносодержит почти все мотивы пейзажной поэ­зииПушкина, посвященной разным временам года.
Попробуем “расшифровать” мотивыстихотворения “Осень” с помощью другихстихотворений Пушкина о природе и отрывковиз романа “Евгений Онегин”.
Весна, пора пробуждения и возрождения всегоживого, лирическому герою стихотворения “Осень”скучна и наводит тоску. Об этом же чувствеговорится в стихотворении “Весна, весна,пора любви...”, где на лирического героявесна “наводит скуку”, томле­нье и “томноеволненье”. Даже физическое состояниеодинаково в это время года у обоих героевстихотворений: “весной я болен” (“Осень”)и “тяжко мне” (“Весна, весна, пора любви...”).
В седьмой главе “Евгения Онегина” в I-IIIстрофах описание наступившей весны ичувства автора, связанные с этим временемгода, очень схожи с тем, что говорится в двухупомянутых стихо­творениях. Во II строфуседьмой главы с небольшими изменениямивошло стихотворение “Весна, весна, поралюбви...”. То, что “синея блещут небеса” иприрода “улыбкой ясной” встречает весну, впо­вествователе не вызывает положительныхэмоций: все вокруг “ли­кует и блестит”, ноне радует лирического героя. То, что должнооживлять лучшие чувства в душе человека, надушу лирического героя, “мертвую давно”,не оказывает такого чудотворноговоздействия. Подобно этому весна “живит”Евгения Онегина, но не приносит ему ничего,кроме страданий.
Вернемся к стихотворению “Осень”. Наосновании этого текста можно сделать вывод,что Пушкин, как и весну, не любит и лето за “зной,да пыль”, за комаров, мух и жару. Вероятно,прозвучавшая в “Евгении Онегине” мысль ократкости этой поры: “лето быстрое летит” (главаседьмая, строфа XXIX) — “мелькнет и нет” (главачетвертая, строфа XL), высказана с некоторойдолей облегчения.
В “Осени” есть фраза, что лирический геройзимой “более доволен”, чем летом и весной.Что же нравится ему в зиме? Отвечая на этотвопрос, Пушкин рисует целый ряд образов,милых его сердцу: снега,“зимних праздников блестящие тревоги”,катание на коньках, луну и бег саней. Все этимотивы развиты Пушкиным в поэтическихтекстах, посвященных зиме. Эта снежная пораможет быть суровой, как, например, встихотворении “Бесы”: путник заблудился “вчистом поле” во время метели. “Снеглетучий” мешает лирическому герою найтиверную дорогу, даже луна не освещает пути, “невидимкою”скользя по небосводу, и кажется, что этаснежная стихия никогда не станетблагосклонной к человеку. Однако встихотворении “Зимнее утро” описываетсятихое великолепное утро после бури. Есливчера “вьюга злилась, на мутном небе мгланосилась”, то сегодня “мороз и солнце; деньчудесный”, и снег лежит “великолепнымиковрами”. После чудесного дня наступаетясная зимняя ночь. О тоскливой езде натройке именно в такую ночь рас­сказываютеще два стихотворения Пушкина: “Зимняядорога” и “В поле чистом...”. Оба текстапроникнуты одним и тем же настроением,скукой, и даже образный ряд в них схож. Луна,неизменный элемент всех стихотворенийПушкина о зиме, есть и в этих текстах: “пробираетсялуна”, “льет печально свет она”, “отуманенлунный лик” (“Зимняя дорога”) и “светитмесяц” (“В поле чистом...”). Можно провестиеще одно текстуальное сравнение этих двухпроизведений. В стихотворении “Зимняядорога” написано: “тройка борзая бежит”, ив тексте “В поле чистом...” — аналогично: “тройкамчится”. В стихотворении “В поле чистом...”Пушкин с восхищением описывает “снегволнистый и рябой”, который в пятой главе “ЕвгенияОнегина” (I строфа) был назван автором “зимыблиста­тельным ковром”.
Еще один мотив, мотив зимних праздников,обозначенный в стихотворении “Осень”,звучит и в “Евгении Онегине”. “Мглакрещенских вечеров” (глава пятая, строфа III)завораживала Татьяну Ларину, которая впраздничные ночи гадала.
Однако зимними днями порой трудно найтисебе занятие. В такие часы лирический геройстихотворения “Зима” заметил: “мед­ленноглотаю скуки яд”. О занятиях, которые могутпомочь разве­ять тоску, Пушкин говорит встихотворении “Зима” и в пятой главе,строфе XLIII “Евгения Онегина”. Противоядияот скуки в обоих текстах те же: можно выпить“чашку чая”, “возиться со старымижурналами соседа” (“Евгений Онегин”) илипроверять “рас­ход” (“Зима”), кататься наконьках, сесть “на коня” (“Зима”) и “скакатьверхом” (“Евгений Онегин”)и, наконец, читать. В стихотворении “Зима”Пушкин дополняет этот список “разговором”,“встречами” с приятными людьми.
Кроме скуки зима для Пушкина имеет еще одиннедостаток: она не стимулирует еготворчество. Лирический герой стихотворе­ния“Зима” замечает: “теряю все права надрифмой”. Осенью же, наоборот, в душе поэта “пробуждаетсяпоэзия”. Этому творческому подъемуспособствует “прощальная краса” (стихотворение“Осень”) увядающей природы. Действительно,осенью “краса тихая” (“Осень”)окружает поэта, а “служенье муз не терпитсуеты” (“19 октября”).
Осенняя природа напоминает Пушкину “чахоточнуюдеву” (“Осень”), она “трепетна, бледна, какжертва, пышно убрана” (седьмая глава,строфа XXIX “Евгения Онегина”). Природаодета в золото и багровый цвет: встихотворении “19 октября” есть строчки отом, как лес роняет “багряный свой убор”, ав седьмой главе “Ев­гения Онегина”употреблен эпитет “осень золотая”.
Именно из-за этой тихой красоты, котораяпробуждает все самое лучшее в человеке,Пушкин любит осень больше, чем другиевремена года.
Все состояния природы описаны Пушкиным впоэтических текстах, потому что каждоевремя года совпадало у поэта с опреде­леннымсостоянием души, которое автор мастерскиоблекал в слова.